Московско-Тверская пригородная пассажирская компания рассчитывает, что в бюджете Тверской области найдутся средства на покрытие убытков
На железных дорогах начался зимний сезон. В связи с этим ОАО «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания» по уже установившейся традиции провела пресс-конференцию для тверских журналистов. Об итогах работы за десять месяцев 2012 года и перспективах на будущее рассказал заместитель генерального директора компании Валерий Алтунин.
Он сообщил об основных производственных показателях МТППК, которые в последние годы имеют стабильную тенденцию к росту. Так, пассажирооборот (произведение количества пассажиров на расстояние перевозок) Московско-Тверской компании за 10 месяцев 2012 года составил 1382 пассажиро-километра и вырос к аналогичному периоду прошлого года почти на 12%. Примерно на столько же процентов больше, чем в прошлом году, насчитывает и количество перевезённых пассажиров. В электричках, курсирующих на дистанции от Москвы до Бологого, проехалось более 38 миллионов человек.
Направление Москва – Тверь не вызывает вопросов с точки зрения наполняемости электропоездов. В соответствии с зимним расписанием (которое отличается от летнего несущественно) на этом участке курсирует 81 пара электричек по рабочим дням и 63 пары по выходным. Появились новые скорые поезда Москва – Торжок, Москва – Конаково, восстановлено ежедневное движение пригородных поездов N№6776/6779 по маршруту Тверь – Бологое – Тверь. С 28 октября введены две скорых электрички: N№6617 Конаково – Петровско-Разумовское с остановками в Клину и Подсолнечной, а также Москва – Конаково с остановками в Крюково, Подсолнечной и Клину.
Кроме того, на подмосковных станциях появились терминалы самообслуживания (билетопечатающие автоматы) и были открыты дополнительные кассовые окна. Ведётся замена табло и установка новых информационных стендов.
Вместе с тем ОАО «МТППК» ежегодно несёт 400 млн рублей убытка от перевозки пассажиров по территории Тверской области. За 10 месяцев 2012 года они составили 334 млн рублей, при этом на возмещение убытков компании в 2013 году бюджетом Тверской области предусмотрено 15 млн рублей. Сумма небольшая, но и её Валерий Алтунин назвал шагом вперёд, поскольку это первый раз, когда тверские власти согласились хоть как-то компенсировать убытки железнодорожников.
Вкратце напомним читателям, откуда взялись убытки. Дело в том, что пассажир платит за проезд одной зоны по Тверской области 15 рублей. По мнению железнодорожников, в реальности это стоит дороже – 27 рублей. Эта разница существовала всегда, но прежде ОАО «РЖД» компенсировало её из прибыли от других видов деятельности, сохраняя для населения социально приемлемый тариф. Но недавно пригород всё-таки выделили в самостоятельную сферу деятельности, и обязанность компенсировать пригородным компаниям убытки от перевозки пассажиров легла на региональные власти.
Однако не всем это по карману. Москва и Московская область справляются, Тверская – нет. Так возникает ситуация, когда пригородным пассажирским компаниям нечем расплачиваться за аренду подвижного состава. Сегодня Московско-Тверская ППК должна Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава больше 200 млн рублей.
В пресс-релизе, распространённом МТППК, говорится, что в условиях, когда регионы закладывают в бюджет гораздо меньшие суммы, чем выпадающие доходы пригородных компаний, приходится оптимизировать размеры движения поездов в некоторых регионах обслуживания. Насколько можно понять, речь прежде всего о периферийных поездах, состоящих из дизеля и одного-двух вагонов. По словам заместителя гендиректора МТППК, в отдельных случаях такие поезда будут заменяться автобусами, как, например, на маршруте Ржев – Западная Двина.
Отмена ряда поездов – вынужденная мера, подчёркивают железнодорожники. РЖД понимают социальную значимость пригородных поездов. Однако перевозки осуществляются на подвижном составе, за аренду которого надо платить, как платить зарплату и людям, обслуживающим электрички. Железнодорожники призывают местные власти понять это и заверяют, что, если регионы будут выполнять свои обязательства, отменённые пригородные поезда обязательно появятся в графике вновь.
Дмитрий ХОДАРЕВ