УМЕРЛА ЛАРИСА ЛЕЛЯНОВА
Блистательная, яркая, талантливая, молодая. Наверное, не хватит слов, чтобы описать такую противоречивую, в чем-то эпатажную, сильную личность, как Лариса Олеговна Лелянова, бывший главный режиссер Тверского ТЮЗа.
Мне повезло. Я не только видела её спектакли («Кабала святош», «Чума на оба ваши дома», «Самоубийца», «Русалочка» и многие другие, которые сделали тверской ТЮЗ знаменитым далеко за пределами региона), неоднократно общалась с ней лично, но и в ту пору, когда тверского режиссера Лелянова выгоняли из театра и города, оказалась по другую сторону баррикады с теми, кто травил её талант.
Чтобы ни говорили злопыхатели, но именно Лелянова стала делать из Твери культурную столицу. В те времена сюда часто приезжал Борис Гребенщиков, её хороший друг. Приезжал к ней, а выступал для нас. А однажды она привезла сюда Романа Виктюка. Он тоже когда-то начинал свою режиссерскую карьеру в Твери (тогда ещё Калинине). Во всех своих интервью режиссер с мировым именем избегал темы нашего города, лишь однажды признав, что он никогда больше сюда не приедет. Но она позвала, и он вернулся, на один вечер, но с одним из лучших своих спектаклей «Саломея». Я помню, как весь спектакль, мы, небольшая группка журналистов, провели в кабинете худрука, общаясь с двумя непризнанными в Твери гениями — Леляновой и Виктюком.
Она была красивой, талантливой, смелой, неординарной. А этого, как известно, у нас не прощают. Она была человеком, вокруг которого постоянно что-то стремительно крутилось и неслось. Она стала художественным руководителем ТЮЗа благодаря поддержке труппы, которая поддержала её, устроив голодовку. Позже часть этой труппы её и предала. Зависть? Непонимание? Сейчас трудно рассуждать о том, что двигало этими людьми и той кучкой журналистов, которые с упоением кинулись со страниц газет разбирать морально-нравственный облик Ларисы Олеговны. Она страшно переживала, но оставалась борцом. Сейчас некоторые из этих журналистов превратились в успешных пиарщиков, в шоколаде и при деньгах. Скорее всего, Лелянова их простила. Но простят ли они теперь сами себя?
В конце концов, она уехала в Томск. И там она продолжала доказывать, что она — лучшая и блистательная. В последнее время она была главным режиссером областного молодежного театра в Ростове-на-Дону. За свои спектакли там она получала российские и международные премии. Один из последних — «Я — Ротшильд» номинирован на нынешнюю всероссийскую театральную премию «Золотая маска». А с чем остался тверской ТЮЗ, переживший эпоху леляновских аншлагов?
На репетиции очередного спектакля («Васса Железнова» в Лысьвенском драматическом театре Пермского края) Ларисе Леляновой стало плохо. Но она продолжила, поставила спектакль, а потом… инсульт. В Пермской областной больнице ей были сделаны две операции. Но её не стало.
Лариса Лелянова возвращается в Тверь. Она будет похоронена здесь, на своей родине, рядом с отцом, актером тверского ТЮЗа. В июне ей исполнилось бы 55 лет. Теперь она останется здесь навсегда: молодая, живая и непонятая. Её имя навсегда останется символом культуры Твери.
Спасибо за ваш талант,
Лариса Олеговна!
Марина ГАВРИШЕНКО