ПОЧЕМУ ГЛАВА РЕГИОНА НЕ ВЗЯЛ В РУКИ ЛОПАТУ
В пятницу, 30 ноября, всю Тверь – от ям на дорогах до макушек церквей – засыпало снегом. Обычным зимним снегом, хотя и сильным. Мощный снегопад начался еще в четверг, а метеослужбы и все новостные сайты за неделю предупреждали о грядущем ЧП. Однако город, как обычно, оказался не готов к зиме. Транспорт парализовало, и люди, завязая в сугробах, брели на работу пешком. И я вместе с ними
ВОДИТЕЛЯМ – ЛОПАТЫ!
Утро было добрым. Правда, от дома до соседнего детского сада я пробиралась по чему-то вроде тропы индейца. Зато моя двухлетняя дочка так радовалась санкам!
«Снег кружится, летает, летает…» – мурлыкала я под нос старую песню о главном. В 9.19 поступил первый тревожный сигнал.
– Ты знаешь, что там творится? – задубевшими губами шептала в трубку подруга Ирка. – Я уже час иду на работу пешком. И вся Тверь идет. На дорогах толпы людей, как ночью после Дня города. А маршруток и троллейбусов нет. И я видела всего два трактора: у здания администрации и в горсаду. Скажи, зачем в 8 утра надо чистить горсад? Любка, ты должна об этом написать.
Я ринулась в Интернет: социальные сети уже пестрели снимками тверитян, попавших в эпицентр стихии. Они брели по заснеженному городу в темноте и очень напоминали пленных немцев. Фотографии сопровождались едкими шпильками в адрес системы ЖКХ и всей тверской власти. Самые эмоциональные «юзеры» заменяли буквы точечками: «с…ки!».
В 10 утра я взяла фотоаппарат и вышла из дома на работу: из спального района Первомайского до центральной улицы Советской.
Автомобили во дворе были накрыты снежными папахами. Хозяева суетились вокруг них с вениками и лопатками, пытаясь откопать из сугробов. Из каждой подворотни выглядывала пара-тройка человек с лопатой.
Первое ЧП случается на ближайшем перекрестке: там отчаянно буксует машина, из-под колес летит снежная пыль.
– Ну че, толканем? – переглядываются парни на остановке и срываются с места. Это первый пример взаимовыручки и солидарности граждан в снежной блокаде. Таких сегодня будут сотни.
Вся дорога по улице Бориса Полевого засыпана рыхлым снегом, в некоторых местах высятся мини-сугробы. Две полосы разделяет длинный снежный гребень. Ясно, что и ехать, и идти по такому невероятно трудно.
Троллейбусные остановки под завязку набиты народом. Здесь много тех, кто уже пытался уехать с утра, а сейчас возобновил попытки.
– Я уже час стою, – кутаясь в широкий воротник, говорит Надежда, рыночный торговец на бульваре Шмидта. – В 8 утра вышла, час простояла. Потом вернулась домой, тепло оделась и опять вышла.
Транспорт начал ходить часов с девяти-десяти, но очень вяло. За 20 минут меня обогнал только один троллейбус и одна маршрутка, и то на повороте у «Атака» ее, застрявшую, толкали пассажиры. Попасть внутрь было нелегко: число желающих зашкаливало. Я вспомнила, что в Японии есть такая профессия: «заталкиватель людей в метро», который помогает всем пассажирам уместиться в вагоне. Сегодня в Твери эти японские специалисты были бы нарасхват.
Те, кто отчаялся сесть в маршрутку, шли по тротуарам – тонким, как ниточки. Поэтому люди терлись друг о друга пуховиками, били сумками и наступали на ноги. Впрочем, никто не обижался: дело житейское.
Заметим, что особой разницы: добираться пешком или на авто – не было. Во всяком случае, мой муж, влезший в троллейбус, за 40 минут проехал четыре остановки. В пробках стояли все машины – в том числе снегоуборочные. Как улитки, ползли автомобили. Почти квартал я шла нога в ногу (или колесо в колесо) с желто-белой машиной с мигалкой, на боку которой красовалась надпись: «Руководитель полетов МЦ АУВД». Потом я ее обогнала.
– А у нас на Московском шоссе пробка километров в десять, – сообщила добродушная продавщица газетного ларька. – Я на попутке добиралась.
Потом выяснилось, что стоят все трассы и все узловые точки города: Вагонный, площадь Конституции, улица Горького, Хрустальная, почти весь Южный… Везде, где встали фуры, остановились и другие виды транспорта.
МЕНЕДЖЕРАМ И ПРОДАВЦАМ – ЛОПАТЫ!
Бредя по улицам, я делаю вывод, что сегодня в Твери две самых популярных разновидности homosapiens– человек с зонтом и человек с лопатой. Первый мечтает хоть слегка укрыться от бушующей стихии, второй сам пролагает себе путь. Лопата стала поистине спасительным инструментом. В ход шли разные модели: модные пластиковые, бабушкины фанерные, самодельные (кусок железа и ручка) и фанерные большие – вроде маленького экскаваторного ковша.
На улице Софьи Перовской мне встретился совсем неподходящий для сегодняшней погоды вид: человек на велосипеде. Он пытался протащить своего железного коня через сугробы.
– Я думал, дороги не чищены – так тротуары расчистят, – оправдывался велосипедист. – Но по ним вообще невозможно ехать. Вот и тащу велик на себе.
– А кто, как вы считаете, должен чистить тротуары?
– Если бы я знал – кто!
Этот вопрос по мере продвижения к центру волновал меня все больше и больше. КТО в ответе за то, что сегодня происходит в Твери на дорогах? Это явно не природа, потому что человек, который реки поворачивает вспять, в силах справиться с двухдневным снегопадом. Вопрос лишь в желании, четкости организации и достаточном количестве специальной техники. В Твери все три пункта оказались по нулям. А снегоуборочная техника, недавно купленная за бешеные деньги и с гордостью презентованная, будто растворилась в воздухе: на весь город было выделено 24 единицы. Потом стали ходить слухи, что тверская техника чистит… улицы Москвы. Тротуары (чистить которые, по идее, должны работники ЖКХ) разгребали только энтузиасты.
– Мы сами вышли! Чистить-то надо! И директор, и кассиры – все здесь! – смеются тетеньки из магазина «Универсал», одетые в синие жилетки.
У магазина «Водная техника» сотрудники тоже трудятся вовсю. У них есть даже снегоуборщик: маленькая шустрая машинка, отплевывающая снег в стороны.
– Наш директор еще года три назад ее купил, не надеясь на службы ЖКХ. Мы сегодня с утра здесь работаем, – говорит Юрий. – Расчистили переулок Трудолюбия. Теперь здесь хотя бы машины могут ездить.
– А как же основная работа?
– В перерывах между уборкой снега.
Суворовцы в бушлатах чистили территорию между двух пушек, а военные – пятачок перед прокуратурой военного гарнизона. Только один раз я засекла двух людей с лопатами в жилетках управляющей компании. Дворник Олег, пожилой мужчина с золотым зубом и в наушниках, объяснил:
– Сегодня мы должны прочистить все остановки на проспекте Калинина. Пока мы работаем вдвоем с напарницей. Говорят, выделили еще трех узбеков. Но пока я их не видел.
– А в какой компании вы работаете?
– Не знаю. Я в ней пятый день всего. У нее какое-то заковыристое название. Если б было простое русское, я бы запомнил.
УЧИТЕЛЯМ И МЕДСЕСТРАМ – ЛОПАТЫ!
Пятница, 30-е, стала уникальным днем единения водителей и пешеходов. Люди шагали по проезжей части, а водители аккуратно ехали рядом. Можно было (если другого выхода не оставалось) спокойно перейти дорогу на красный.
Стихийная ситуация сплотила людей и проявила лучшие их качества. Они бросались на помощь друг другу, толкали и откапывали машины, подвозили по пути случайных прохожих. Потом станет известно, что автомобилисты-волонтеры во главе с джип-клубом «Лебедушка» организуют акцию помощи водителям на дорогах и дежурство у городских больниц.
Но это случится потом. А пока было 11.30 утра: за полтора часа я преодолела путь от Первомайки до Старого моста. Здесь ситуация обстояла не лучше: те же пробки, буксиры, толпы на остановках. Только появился регулировщик на перекрестке у медакадемии. Обелиск павшим воинам, как и другие городские памятники, был засыпан снегом. Я искренне понадеялась, что на 30 ноября никто не подал заявление в загс: людям негде будет фотографироваться.
У гимназии N№6 мальчики сообщили деловито:
– Мы завтра в школу не пойдем. Занятия отменили.
Это и стало первым приказом губернатора Шевелева в связи с ЧС в городе. Оно вышло в 12.30: отменить занятия у школьников, чтобы разрядить обстановку на дорогах. А также «мобилизовать руководителей учреждений социальной сферы (образования, здравоохранения) на организацию работ по расчистке территорий и подъездов к социальным объектам». Иными словами, чистить дороги должны выйти медсестры и учителя. А коммунальные службы – на кой ляд они нужны? И вообще, зима настанет только завтра, успокойтесь.
Именно губернатор, кстати, красуется на сине-красных, эстетически совершенных баннерах с надписью «Я в ответе за главный город региона». Сеть «ВКонтакте» уже пестрит фотографиями этого баннера, сопровожденной аллюзией из Маяковского – «Проотвечался».
– Передайте губернатору поздравления с первым снегом! – кричат в окна областной администрации идущие пешком люди.
Снегопад повлек за собой и куда более серьезные последствия, чем экстремальная прогулка на работу и с работы. А «скорой помощи» часто нет возможности выехать на вызов, и врачи дают консультации по телефону. Пожарные могут добраться не на все точки. Почта замедлила работу, почти замер автовокзал. В магазинах, где затруднен привоз продуктов, с утра опустели прилавки. Концерт Тимати в «Морозов-холле» отменен в конце концов. Фанаты плачут.
Вывод получается только один. В эпоху, когда есть модная снегоуборочная техника с системой ГЛОНАСС и прочими прибамбасами, когда в городе сидят и перекладывают бумаги три тысячи чиновников, единственное, что спасет нас от стихии, – это добрый прохожий и бабушкина лопата. Мы космонавты в невесомости: идеи позитивные, а зацепиться не за что. Государство постепенно приучило людей надеяться только на себя и абсолютно не доверять системе. Это доказывает масса последних ЧП в стране: тот же Крымск, куда волонтеры примчались быстрее спасателей. Это доказывает и Тверь, закрученная снежной бурей. Хотя официальные заявления о том, что город к снегопаду готов и техники хватит на всех, висели на официальных сайтах еще 28 ноября, то есть за два дня до катаклизма. В итоге сегодня весь город ловко орудует лопатами. Почему бы к этому не присоединиться всей армии чиновников во главе с губернатором, который «в ответе»?
С этими мыслями я добрела до здания областной администрации. Площадка перед ней была гладко вычищена, а само здание с флагом на макушке было величественно-спокойным. Только официальные таблички на фасаде еще больше покраснели от стыда. Или мне показалось?
Любовь КУКУШКИНА, фото Алёны ВОЛКОВОЙ