Обильный снегопад, обрушившийся на Тверь в канун первого календарного зимнего месяца, как всегда, стал полной неожиданностью для городской власти. Все дни катаклизма народ задавался вопросом: куда пропала с городских улиц снегоуборочная техника?
Сегодня, спустя неделю после наступившего тогда транспортного коллапса, мы попытаемся разобраться в том, почему это произошло. И как случилось, что в нашем далеко не южном регионе снег стал той самой лакмусовой бумажкой, которая определила для жителей Твери дееспособность городской власти. Точнее, ее недееспособность.
Одна моя знакомая в ту самую снежную пятницу добиралась на своей машине из Южного в Юность более семи часов. А вездесущие тверские «таксишники» утверждали, что в тот день на улицах города работали всего три снегоуборочные машины. Было четыре, но одна сломалась. А теперь сравните эти цифры с теми, что приводятся в релизе пресс-службы администрации г. Твери, распространенном 7 декабря:
«В ночь с 6 на 7 декабря снег с тверских улиц вывозили 210 единиц техники МУП «ЖЭК» и одиннадцати привлеченных подрядных организаций. В ночную смену силами МУП «ЖЭК» производилась обработка дорожного покрытия противогололедными материалами, расчистка и механический подмет проезжей части. В течение всей ночи на улицах Твери работали 13 комбинированных дорожных машин (КДМ), 3 тракторных щетки, 3 автогрейдера и иная спецтехника. Погрузку и вывоз снега с закрепленных за МУП «ЖЭК» участков осуществляли 7 снегопогрузчиков и 21 самосвал. В общей сложности силами муниципального предприятия за прошедшие сутки было вывезено более 2200 тонн снега.
Помимо МУП «ЖЭК», вывоз снега осуществляли 11 подрядных организаций, которые в общей сложности вывели на улицы города 31 снегопогрузчик и 151 самосвал».
Спрашивается, где была вся эта техника неделю назад? Ведь не могли же ее закупить в таком количестве всего за несколько последних дней?
Где, где – в Москве, утверждают знающие люди, подкрепляя свой вывод вполне логичными построениями. Спустя всего лишь день после снегопада на улицах столицы было зафиксировано такое количество снегоуборочной техники, что она мешала проезду автомобилей. Говорят, что были среди автогрейдеров, снегопогрузчиков и прочей специализированной техники машины с тверскими номерами, отправленные в помощь москвичам с подачи губернской власти. Был ли этот широкий жест актом доброй воли или просто тверские дорожники выиграли подряды на электронных торгах, судить не беремся. Но факт остается фактом: снегоуборочная техника появилась на улицах Твери только после того, как были расчищены столичные проспекты.
Через несколько дней после снегопада снег с городских улиц вывозили в том числе машины, украшенные эмблемой компании ООО «АСВ Строй», одной из 11 подрядных организаций, выигравших конкурс на расчистку тверских улиц. Эта же компания, если помните, с чудовищным отставанием от графика ремонтирует Восточный мост. Где же раньше была техника этой компании на три буквы? Ответ, как кажется, очевиден: наверняка в столице нашей родины, там, где находится ее главный офис.
В распоряжении редакции есть официальный документ – ответ администрации города Твери на запрос депутата Законодательного собрания Тверской области Владимира Краснобородько, где черным по белому написано, что по состоянию на 19.11.2012 объем выполненных строительно-монтажных работ по реконструкции Восточного моста составляет 45 778,9 тыс. руб. при запланированном объеме в 298875,38 тыс. руб. То есть, как несложно подсчитать, отставание от графика производства работ достигает 84,6%. Мало того, поскольку сняли асфальт и металлические тросы, на которых держится Восточный мост, подвержены коррозии, он вообще может рухнуть. И это обстоятельство власти ничуть не смущает.
Ну, с москвичами ситуация более или менее понятная. Ну а что же наш родной МУП «ЖЭК», который еще 28 ноября рапортовал о том, что в случае изменения погодных условий и выпадения обильных осадков готов при первой необходимости вывести на улицы Твери до 25 единиц техники. В их числе 18 комбинированных дорожных машин (поливомоечных и пескоразбрасывающих), 5 тракторных щеток и 2 фронтальных погрузчика. Куда вся эта дорожная техника подевалась буквально через два дня, когда повалил обещанный синоптиками снег?
Наши коллеги из телерадиокомпании «Апрель» попытались прояснить этот вопрос для жителей Твери, подготовив специальный сюжет. Но главный его герой – директор МУП «ЖЭК» Андрей Шевченко – ясности в дело не внес, скорее наоборот – запутал телезрителей окончательно. 30 ноября, когда вся Тверь стояла в пробках, он жаловался на то, что новой техники не хватает и что необходимо закупить 10–12 новых машин, «запамятовав» при этом свои собственные слова, произнесенные им чуть раньше, до снегопада. Тогда Андрей Шевченко бодро рапортовал о 56 единицах техники и обещал, что никаких проблем с расчисткой дорог в этом году не будет. Его предшественники на этом посту (в МУП «ЖЭК» примерно за год сменилось три директора) называли еще более впечатляющие цифры имеющейся в их распоряжении техники. Так, в конце прошлого года речь шла о 31 единице новой техники и 46 единицах отремонтированной, и совершенно непонятно, почему с ее количеством за год произошли столь странные метаморфозы.
Еще любопытные цифры. МУП «ЖЭК» по итогам конкурса вывозит снег за 168 руб. за кубометр. Подрядчики, которых привлекли к вывозу снега в режиме ЧС, делают ту же работу за 338 руб. То ли за тонну, то ли за кубометр, узнать единицу измерения не смогли даже депутаты гордумы.
Техника техникой, а лопаты в снегопад еще никто не отменял. Причем держали их в руках не привычные для нашего городского пейзажа гастарбайтеры из Средней Азии (им нашлось дело поважнее: укладывали бетон в расчищенную от снега землю, создавая для наших инвалидов безбарьерную среду, и красили заборы), а обычные жители Твери.
Стоимость лопаты в самые снежные дни в городе Твери достигала 800 рублей. Глава Твери Александр Корзин бросил на расчистку от снега моста через Тверцу студентов Тверского колледжа имени Коняева, директором которого работал до избрания в гордуму. Студентам, конечно, полезно помогать лопатами на свежем воздухе. А по инициативе руководства ООО «Управляющая компания Заволжского района» к расчистке улиц от снега были привлечены условно осужденные, чему поспособствовала уголовно-исполнительная инспекция УФСИН России по Тверской области. Там ее поддержали, и 6 декабря в качестве эксперимента несколько условно осужденных расчищали двор дома N№99 по улице Горького в Заволжском районе.
– Все условно осужденные трудятся добровольно и на безвозмездной основе, – комментирует исполнительный директор ООО «УК Заволжского района» Александра Иванова. – Наша задача – обеспечить их необходимым инвентарем, провести предварительный инструктаж по технике безопасности и обозначить фронт работы. Рабочий день условно осужденного ограничен двумя часами.
Можно пойти дальше и поставить «под ружье», а точнее, «под лопаты», огромную армию неплательщиков алиментов. Есть у нас еще безработные, «трудные» подростки… Почему бы не ввести для нарушителей Административного кодекса такое наказание, как расчистка улиц от снега? Тем более что те, кому это предписано должностными инструкциями, делать это, похоже, не собираются.
Светлана АВДЕЕВА