В новом составе Тверской городской думы начала работу Комиссия по противодействию коррупции. Это абсолютно новый орган депутатского контроля, созданный по федеральному образцу. Когда комиссия по противодействию коррупции появилась в Государственной Думе РФ, ее возглавил депутат от Тверской области Владимир Васильев. В Тверской городской думе этот ответственный пост доверен Олегу Балаяну, ректору Тверской сельскохозяйственной академии, бывшему начальнику Тверской академии ВКО, генералу, человеку с большим управленческим и жизненным опытом. Сегодня мы беседуем с ним о том, какой фронт работ открывается перед новым органом ТГД
– Олег Рубенович, учитывая некоторые моменты истории Тверской гордумы, вам достался очень ответственный участок работы. С чего вы начинаете?
– В предыдущие созывы гордумы такой комиссии не было, поэтому мы не можем воспользоваться наработками предшественников и должны сами создавать нормативную базу. Нам помогает то, что подобные органы созданы на уровне государственного управления и в Законодательном собрании. Теперь надо адаптировать их наработки для муниципального уровня, создать свои документы. Нужно до конца понять свои функции и полномочия.
– Что касается полномочий: проверять на коррупционную составляющую вы будете и работу городской администрации?
– Знаете, тут надо разделить действительно коррупционную составляющую и подозрение на то, что она может быть. Там, где идет речь о правонарушениях, должны подключаться правоохранительные органы. Но бывает, что формально нарушений закона нет. Но видно, что имел место некий корыстный интерес – например, техника куплена дороже рыночной цены или как-то подозрительно проведен конкурс муниципального заказа. И вот тогда можно предложить тому или иному чиновнику покинуть свое место. В КЗОТе есть хорошая формулировка – «в связи с недоверием». Мы очень рассчитываем в своей работе на помощь горожан.
– Условно говоря, вот видят горожане, что в снег укладывается тротуарная плитка, подозревают в этом коррупционную составляющую… Им можно обращаться к вам?
– Очень хороший пример. Рядовые горожане, как правило, не знают, как происходит работа по муниципальным контрактам. Если организация выиграла тендер, она связана сроками, за нарушение которых полагаются огромные штрафы. И что делать, если сроки на исходе – заплатить штраф или выкинуть бюджетные средства, положив плитку в сугроб? К 94-му ФЗ о госзакупках много претензий, сейчас Государственная Дума работает над изменениями, которые так ждут и предприниматели, и органы власти разных уровней.
Что касается приведенного вами случая и других подобных ему – при поступлении информации наша комиссия передаст ее в профильный комитет, где депутаты должны будут подробно изучить ситуацию, понять, что город теряет, что приобретает…
– Депутаты обладают необходимой компетенцией?
– В этом составе думы много практиков, людей, которые хорошо знают что почем, берегущих каждую копейку.
– А бюджет города ваша комиссия проверяет?
– Да, разумеется. Бюджет 2013 года меньше, чем был. Город имел 8 млрд рублей, будет иметь 6 млрд Правда, полномочия на эти выпадающие 2 млрд забрала себе региональная власть. Не знаю, хорошо это или плохо, – посмотрим. Скажу лишь, что в январе, чтобы выплатить зарплату бюджетникам, Тверь должна будет взять кредит. Ведь половину января никто не работает, соответственно, и налоги не поступают.
– Какие действия предпринимаются по итогам снежного коллапса первых дней зимы?
– Прокуратура собрала сведения: сколько аварий, сколько травм, какие убытки последовали из-за плохой уборки снега в Твери. Эти документы переданы в суд. Мы на думе потребовали у администрации города ответа и сошлись на том, чтобы признать работу администрации неудовлетворительной.
Другое дело, кем заменить плохо сработавших чиновников? Сегодня разрушена система подготовки управленческих кадров. Раньше как было? Хорошо работавшего председателя парткома на предприятии приглашали в райком, в соответствующий отдел, затем, если он и дальше хорошо работал, – в горисполком, в горком, далее – на областной уровень. И так далее. Сегодня остается надеяться только на природный талант человека, который, может быть, до того, как стать начальником высокого уровня, вообще ничем не руководил.
Опыт – очень важная вещь. Любой директор знает, что десятая ревизия проходит легче, чем первая. Просто потому, что уже знаешь все опасные моменты.
– Наверное, и десятый снегопад мы пережили бы без особых катаклизмов.
– Конечно. И еще скажу: горожане пеняют на власть, но редко хотят посмотреть сами на себя. Как человек военный, приведу аналогию. Великую Отечественную войну мы выиграли только за счет высочайшей организации. Сейчас жители города считают своим долгом критиковать, но взять лопату и самому почистить свою улицу – приходит в голову немногим.
– Наверное, на случай разного рода стихийных бедствий должен быть определенный план действий, раз и навсегда прописанный.
– Да, и я говорил об этом в думе. Администрация должна вручить руководителям предприятий конверты, в которых был бы план действий. Ведь получается, что, например, мы, ректоры, предлагаем помощь в уборке города студентов – но для них нет лопат! Или я с помощью техники сельхозакадемии чищу от снега поселок Сахарово, но, к вопросу о борьбе с коррупцией, у меня, как у ректора, нет таких функций, и формально я не имею права использовать технику вуза на расчистке города…
– Наличие в ТГД антикоррупционной комиссии остановит ли депутатов, которые шли в думу решать вопросы своего бизнеса и материального благосостояния?
– Пока депутаты не собираются в комитеты по бизнес-интересам. Может, это только пока, но сейчас я вижу, что идет битва за город, за интересы горожан, выдвигаются претензии к тем, кто плохо работает.
Депутатская корочка ведь не дает никаких преимуществ. Если бы депутата защищали какие-то дополнительные законы… Но спросите любого судью, является ли в суде преимуществом депутатский статус у подсудимого? Думаю, это скорее отягчающее обстоятельство (улыбается).
Во время предвыборной кампании судьба послала нас в школы, вузы, дома культуры, где мы слышали, что говорят люди, что хотят они от муниципальной власти. Вот этим и надо руководствоваться.
– Не могу не спросить вас, как бывшего начальника нашей тверской академии ВКО: в связи со сменой руководства в Министерстве обороны, что слышно о судьбе этого уникального учебного заведения, которое планировали расформировать при Анатолии Сердюкове?
– Понимаете, любое учебное заведение Вооруженных сил выполняет заказ Вооруженных сил. Количество подготавливаемых специалистов диктует заказчик, а не тот, кто этих специалистов готовит. Вооруженные силы России изменились, они стали очень небольшими. И сегодня нет такой потребности в офицерах. Когда я учился, в стенах нашей академии ПВО готовили одновременно 100 летчиков, 100 ракетчиков, 100 командиров. Сейчас потребности сократились в десятки раз. И содержать такую огромную академию накладно.
Но Тверская академия ВКО достигла высочайшего уровня. Она была признана базовой для подготовки командиров ПВО СНГ. 20 стран мира посылали своих офицеров сюда учиться. Академия могла бы переучивать командиров высокого уровня. Здесь находится единственное оборудование, позволяющее имитировать бой в космическом пространстве. Функционирует научный центр, где используются самые передовые технологии не только в России, но и в мире.
Если новый министр обороны Сергей Шойгу найдет, как свести эти «ножницы» – экономическую целесообразность и стратегическую важность сохранения научной школы, – то честь ему и хвала. Есть надежда, что верное решение будет найдено.
Мария ОРЛОВА