Председатель постоянного комитета Тверской городской думы по жилищно-коммунальному хозяйству и жилищной политике Алексей Арсеньев размышляет о новых подходах к решению коммунальных проблем со стороны властей и горожан
О ТРУБАХ
Почему наши сети превратились в такой убыточный и проблемный сегмент городского хозяйства? Потому что в течение длительного периода мы не уделяли им должного внимания, не закладывали средств на их развитие. В результате плановые замены не проводились и закопанные в землю трубы пришли в негодность. И то, что в этом году было заменено порядка 10 км сетей теплоснабжения, выглядит достижением на фоне безвременья, когда ничего подобного не делалось вообще.
Сегодня меняется и схема ремонта сетей: вместо точечных разрытий их будут менять целыми участками – от тепловой камеры до тепловой камеры. Это разумнее, чем ставить свежие заплатки на трубы, имеющие износ 80%.
Ещё один неприглядный факт заключается в том, что ряд сетей остается бесхозяйным. Что такое бесхозяйные сети? Строится и сдаётся жилой микрорайон, застройщик проводит врезку в основные подающие сети, и люди покупают себе квартиры в новых домах. После этого застройщик, получив деньги, уходит, люди справляют новоселье, а про подводящие сети, проложенные от основной трубы до стены дома, все забывают. Они никому не передаются, их как бы нет. В результате в бюджете не планируется их ремонт. И таких бесхозяйных сетей в городе больше 100 км.
Аналогичная ситуация складывается и по другим сетям – холодного водоснабжения, канализационным, ливневым. Сегодня их необходимо не только модернизировать, но и расширять по всему городу. Например, в районе Соминки практически нет ливневых коллекторов. А в Московском районе проблемой является высокий уровень реки Лазурь, куда выходит ряд коллекторов, и при паводках естественный подпор воды мешает стокам с проспекта Победы. Таких точек по городу много, и я считаю очень важным, что средства на решение проблем ливневой канализации заложены в проект бюджета на 2013 год. Городская целевая программа, разработанная ещё 4 года назад, наконец-то получила финансирование.
Вместе с тем надо быть реалистами: даже при постоянном планомерном выделении средств заменить все сети в Твери получится только через десять лет. Стоимость всех этих работ приближается примерно к 8 млрд рублей, а это очень приличная сумма.
Поэтому Тверская городская дума (и комитет по ЖКХ в частности) намерена очень плотно работать над тем, чтобы Тверь попала во все возможные областные и федеральные программы по ремонту инженерных сетей.
О ДВОРАХ
Другой вопрос, входящий в сферу деятельности нашего комитета, – это благоустройство дворовых территорий. Будем добиваться совместно с главами районов, с департаментом ЖКХ, департаментом благоустройства, чтобы все дворы нашего города через три–пять лет были полностью отремонтированы и благоустроены. И здесь тоже важно попасть в соответствующие целевые программы.
При этом не должны оставаться в стороне и жители. В нынешнее время нельзя занимать позицию социального иждивенчества и ждать, что ваша управляющая компания сама примется за благоустройство двора. Ведь в коммунальные платежи включена графа за уборку, а не за развитие придомовой территории. Например, разбивка клумбы – это уже мероприятие по благоустройству, которое жители не оплачивают.
Но управляющие компании часто не выполняют и того, за что им платят жильцы. Не моют подъезды, не подметают дворы. Их деятельность во многом остаётся закрытой, несмотря на то, что закон обязывает их размещать подробную информацию на сайте Госжилинспекции. Однако люди имеют право знать от и до, как тратятся их платежи за содержание дома. И, если к деятельности УК есть претензии, необходимо обращаться в ГЖИ, в администрацию, в прокуратуру, чтобы призвать управляющую компанию к порядку. Жилищная инспекция работает по жалобам весьма интенсивно – только за последние несколько дней в неё поступило около 3000 обращений.
О ЛИЧНОЙ ИНИЦИАТИВЕ
Нужны активные представители жильцов, которые могут сами инициировать подобные запросы. Именно таких людей надо избирать в домовый совет. Самоорганизация жителей ускорит и работу администрации по благоустройству придомовых территорий, ведь, чтобы благоустроить двор, необходимо решение общего собрания дома.
Более того, организованные жители скорее добьются и капитального ремонта своего дома. Если общедомовое собрание приняло решение, что необходим капремонт, то далее можно обращаться в УК и департамент ЖКХ, которые уже будут изыскивать возможности включения в программу в рамках ФЗ-185 или в рамках других программ, но подобное решение жителей должно быть в любом случае.
В работе управляющих компаний много недостатков, но у жителей всегда есть альтернативная форма управления домами – ТСЖ. Товарищество собственников жилья само принимает решение, какие ремонтные работы надо провести по дому, само нанимает соответствующую бригаду. Это гораздо дешевле для жильцов, чем иметь дело с УК. Ведь управляющие компании, кроме того, что берут деньги на содержание самих себя, ещё изначально нацелены на получение прибыли. У некоторых такое желание явно зашкаливает, так что нужно приводить их в чувство. В любом случае сегодня жители должны сами принимать решение по управлению своим домом, и проявлять социальное иждивенчество в этом вопросе просто недопустимо.
Подкрепляет этот тезис и ситуация с капитальным ремонтом жилья. Дело в том, что, когда люди приватизировали свои квартиры, они автоматически стали сособственниками домов, в которых проживают. Передаваться они должны были в технически исправном состоянии, что в большинстве случаев не соблюдалось. Поэтому был принят ФЗ-185, в соответствии с которым был создан Фонд реформирования ЖКХ, аккумулировавший деньги на капитальный ремонт жилья. Конечно, хоть это и миллиарды рублей, но это не так много, чтобы провести капремонт сразу на всех домах и сразу по всей стране. Все-таки следует отметить, что за несколько лет работы фонда город сумел отремонтировать немало домов. Программа показала свою действенность, и она должна быть продолжена.
Вместе с тем из года в год ужесточаются требования по вхождению в программу муниципальных образований по проценту «организованных» домов, то есть по количеству ТСЖ. Таким образом, государство и с этой стороны подталкивает жителей к самоорганизации, к тому, чтобы они самостоятельно определяли, как они хотят жить в своём доме.
Дмитрий ХОДАРЕВ