Сергей Делаков, возглавивший в нынешнем составе Тверской городской думы комитет по градостроительству, архитектуре, транспорту и связи, является одним из наиболее опытных депутатов. Сегодня мы беседуем с ним об основных городских проблемах, которые почти все находятся в ведении комитета, возглавляемого Делаковым
– Сергей Юрьевич, наверное, именно ваш комитет должен разобраться с тем, почему в Твери возникла такая критическая ситуация после первого декабрьского снегопада, и принять меры, чтобы этого не повторялось?
– Сегодня мы уже можем говорить о предварительном подведении итогов случившегося в городе снежного коллапса. Видно, что магистральные дороги чистят, на них брошены все силы. А межквартальные дороги, второстепенные улицы застыли.
Объективная ситуация была заслушана на думе. Несмотря на то что синоптики заранее предупредили об обильном снегопаде, реальных шагов предпринято не было. Я понимаю, что было много причин к тому, что сложилась такая ситуация, готов согласиться со всеми доводами городской администрации. Но главное, что стало ясно, – в городе отсутствует понимание того, как надо действовать в условиях ЧС. Нет алгоритма действий.
Например, должна быть определенная система запретов. Посмотрите, нигде не было даже ограничения движения автотранспорта, хотя, казалось бы, ГИБДД должна работать согласованно с городской властью: закрыли улицу, проехала снегоуборочная техника – улицу открыли.
Авральный метод работы – всегда неправильный. Чиновники могут обижаться, но сейчас мы обязаны разобрать их работу по факту, чтобы предотвратить подобное в будущем.
Главный вывод, к которому я пришел: мы имеем дело с системной ошибкой. У нас была нарушена система текущей уборки города, не выработана система введения ЧС.
Образно говоря, ЧС в Твери обнажила проблемы. Теперь пора «надевать штаны», исправлять случившийся системный сбой. И чиновники это сделать не смогут, потому что они находятся «внутри» проблемы. Это работа депутатов.
– Горожане не могут понять, что произошло со снегоуборочной техникой. Прошлый созыв гордумы, в котором вы тоже работали, после снегопадов позапрошлого года, когда главой администрации Твери был Василий Толоко, уже искал в экстренном порядке в бюджете деньги на закупку снегоуборочной техники. И вроде бы тогда деньги были найдены – насколько я помню.
– Да, предыдущая дума выделила 90 млн на закупку зимней техники. Но почему-то на эти деньги тогда закупили летнюю технику.
Депутаты тоже вынуждены работать в условиях отсутствия информации. Борис Аракелов, начальник городского департамента благоустройства, дорожного хозяйства и транспорта, предложил нам сделать выездное заседание комитета. Зачем? Чтобы поморозить нас на улицах? Пускай, дескать, депутаты контролируют вывоз снега… Нет, вы уж дайте нам список техники, подробно распишите, как она использовалась, и мы сделаем свои выводы – все депутаты в нынешнем составе профессиональные люди, опытные руководители, – и можем разобраться с предоставленной информацией.
– Возвращаясь от ЧС к «мирному времени». Сейчас в Твери заканчиваются общественные слушания по проекту нового генплана города. Когда его будут рассматривать депутаты?
– Генплан уже прошел общественные слушания. Сейчас идет работа над ошибками, внесение корректив. Пока нет официальных итогов общественного обсуждения, на думу его еще не выносили.
– Вам самому, как горожанину, этот генплан нравится?
– В нем много плюсов. Например, я, конечно, за новые мосты. Предусмотрены дополнительные транспортные решения, закольцованные дороги, по которым можно объехать некоторые районы. Хорошая идея использовать как магистральные дороги берега рек.
Главное, генплан регламентирует зоны – жилые, промышленные и т.д. И тем самым упорядочивает развитие города, предотвращает возможность злоупотреблений. Генплан – это перспектива. И зональность ни в коем случае нельзя менять в ущерб городской среде. То есть промзона может стать парком, а парк ни в коем случае не должен становиться промзоной, застраиваться торговыми центрами и т.д. Генплан должен быть жестким, но гибким, подстраиваться под веления времени.
– А есть то, что вас не устраивает?
– В обязательном порядке мы должны предусмотреть в уже существующих кварталах места под новые детские сады. Нельзя увеличивать их число лишь за счет новых территорий. Кто сможет возить ребенка из центра в новые микрорайоны за Южным?
– По нынешним и грядущим пробкам – никто. Кстати, как планируется бороться с избытком автомобилей в центре Твери? На Западе давно поняли, что машин в городе столько, сколько муниципальные власти позволяют. И лучшее средство от их переизбытка – платная парковка.
– Это очень хорошая идея. Но надо четко выработать механизмы, чтобы предотвратить возможность злоупотреблений, и направить средства, вырученные от платной парковки, на благоустройство городских дорог, тротуаров, газонов и т.д. Я пытаюсь заниматься проблемами парковок как таковых – начиная от придомовых, заканчивая большими, общегородскими. Пока непонятно, куда этот процесс будет развиваться. Будут ли это парковки платные, бесплатные, эконом-класса… Без сомнения одно: в городе должен применяться механизм наказания за неправильную парковку. Ведь мы, автомобилисты, сами разрушаем свою же среду обитания. Сегодня ставим машины на газоне, а завтра возмущаемся – какой у нас некрасивый двор.
Чтобы ограничить въезд в центр личного транспорта, надо наладить работу общественного транспорта. Сегодня наш комитет запросил схемы движения общественного транспорта и маршруток, мы наложили их друг на друга – и поняли, что в этой сфере царит полная неразбериха.
Сильнее всего от транспортных проблем страдают жители Заволжья. Мое глубокое убеждение – их могло бы спасти налаженное движение трамваев, которые следуют по своим путям, имеют приоритет в правилах дорожного движения.
Я считаю, что мы, как местная власть, должны дать жителям Твери возможность выбора. Город должен предоставить концепцию развития транспорта – либо от окраин, либо от центра, обеспечить гражданам возможность проезда по магистральным улицам.
– Дает ли новый генплан надежду на решение этого вопроса?
– Как я уже сказал, теоретически такая возможность предполагается. Но это уже не задача архитекторов, а организационный, если хотите, идеологический вопрос. Я считаю, что надо прорабатывать принцип преимущества общественного транспорта. Сегодня городской транспорт в Твери, можно сказать, угробили – из-за непродуманных решений некоторых руководителей
А вообще, в транспортной сфере, как и во многих других, – серьезный голод на профессионалов, специалистов. При советской власти вопросами движения общественного транспорта, или, скажем, уборки больших городов, занимались целые НИИ.
– Для Твери очень актуален вопрос ветхого жилья. Недавно наша газета публиковала «рейтинг» самых аварийных домов города. Жить в них опасно для жизни…
– Сейчас наш комитет вплотную занят проблемой двухэтажек. Будем действовать в рамках программы расселения аварийного жилья. К сожалению, программа эта на государственном уровне культивирует некие иждивенческие настроения, не стимулирует город строить переселенческий фонд. Сейчас город по отношению к проблеме расселения аварийного жилья занимает позицию стороннего наблюдателя.
Думаю, что здесь было бы правильно создавать частно-государственные партнерства. Системное соединение усилий муниципалитета, который инвестирует свои средства в строительство, и бизнеса позволит решить много проблем.
– В Твери есть целые анклавы, где будто бы и нет никакой власти – частный сектор. Кажется, что там все строят, насколько фантазия позволяет.
– Да, сейчас в частном секторе Твери, например, с огромными нарушениями строятся таун-хаусы. Я считаю, что это очень хороший путь развития для этих районов, но из-за нарушений при строительстве люди часто сталкиваются с большими проблемами – купленную недвижимость потом сложно будет продать. Мало того, ее вообще могут снести. Застройщики не берут техусловий, в результате для новых домов может элементарно не хватить мощностей по электричеству, газу, воде.
Наш комитет инициирует создание эскизного варианта развития тверского частного сектора. Эти районы нуждаются в выработке определенного регламента застройки.
– Какова, по-вашему, роль местной власти в такой важнейшей сфере, как создание городской среды?
– Власть должна быть стабилизирующим фактором. Нельзя отдавать город на откуп коммерсантам. Ну и, конечно, наша задача – быть на страже интересов горожан. Дороги, детсады, инженерные сети – все это должно быть в сфере депутатского контроля.
Мария ОРЛОВА