По официальным данным, только на сегодняшний день в нашей области насчитывается более 1700 детей, оставшихся без попечения родителей. Конечно, это много. Утешает одно: ещё в 2006 году на учете состояло более 2200 таких детей. Так что положительная тенденция налицо. Но разве от этого легче брошенным мальчишкам и девчонкам, оставшимся сиротами при живых родителях?
Обрести им новую семью помогает проект ЮНИСЕФ «Откроем сердца детям», который в Тверской области реализует ГУ «Тверской областной центр социальной помощи семье и детям» при активной помощи и поддержке департамента социальной защиты населения Тверской области. Или, как его ещё называют, «Центр «Семья». О том, что уже сделано сотрудниками этого центра, и о том, что ещё предстоит сделать, мы беседуем с его руководителем Светланой Лапушанской.
— Светлана Владимировна, в чём, если коротко, состоит суть проекта «Откроем сердца детям»?
— Основная задача проекта — переориентация работы учреждений социальной защиты с реабилитации детей на комплексную реабилитацию их семей. То есть основной упор сделан на сохранение семьи, пусть, с точки зрения общества, по каким-то параметрам и неблагополучной. Потому что разлука с семьёй — это для ребенка всегда сильнейшая психическая травма, которая обязательно скажется на его дальнейшем развитии. А лишение родительских прав может лишить тех, кто дал им жизнь, последней надежды на социальную реабилитацию.
— Каковы причины такого страшного явления, как «социальное сиротство» в нашей стране, и дети из каких семей в первую очередь относятся к «группе риска»?
— Сотрудники нашего центра провели социологическое исследование, на основе которого и были определены категории семей групп социального риска. Первой группой риска по признаку социального сиротства являются малоимущие семьи. На сегодняшний день на учёте в органах социальной защиты населения состоят 82619 малообеспеченных семей, воспитывающих 105950 детей, где среднедушевой доход ниже установленной в регионе величины прожиточного минимума. Экономические трудности приводят к родительской апатии. Они не видят выхода для себя и своих детей, переживают из-за отсутствия перспектив и не видят возможности вырваться из порочного круга безденежья, теряют надежду подняться с социального дна.
Вторая группа риска по социальному сиротству — это семьи с проблемой алкоголизации родителей. К ней, по данным территориальных органов социальной защиты населения в Тверской области, относится 5781 семья, в которой проживают 10120 детей. Причем 46% этой группы составляют неполные семьи. Их можно охарактеризовать как дезадаптированные: они не справляются со своими основными функциями и деструктивно воздействуют прежде всего на ребенка, угрожая его психическому и/или физическому развитию. А зачастую подталкивают его к асоциальному, криминальному образу жизни. «Тяжёлые» варианты таких семей всем нам хорошо известны: это неполные семьи, где родители алкоголики либо наркоманы, а также психически больные люди. Конфликты в них сопровождаются насилием в отношении своих детей, которых нам надо спасать в первую очередь. Потому что именно они ежегодно пополняют ряды российских беспризорников, и даже после получения статуса сироты не хотят идти на усыновление в новую семью — боятся повторения пройденного.
— И какова же общая картина социального сиротства в нашей области?
— По состоянию на 01.08.2009 общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Тверской области, составляла 5475 человек. Из них: 727 (13%) детей переданы на воспитание в приёмные семьи, 101 (2%) детей — в патронатные. И, наконец, 1752 ребенка (32%) находятся в государственных учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты населения. Социальное сиротство — комплексная, многоуровневая социальная и психологическая проблема. Решается она самыми разными средствами, и в последние годы государством и обществом сделан особый акцент на проблемы детей, оставшихся без попечения родителей, найти им новые семьи. Сделать это непросто: около 70% детей из регионального банка данных старше 10 лет. И шансов на усыновление у них не так много, ведь в новую семью предпочитают, как правило, брать малышей.
— Может быть, с потенциальными приёмными родителями надо просто вести определённую работу, научить их азам педагогической и психологической грамотности?
— Несомненно. И мы такую работу ведём в рамках проекта «Откроем сердца детям». О том, как правильно выстраивать отношения с усыновленными детьми, как грамотно решать возникающие с ними конфликты, учит «Школа приёмных родителей», которая была создана в Твери несколько лет назад. Затем филиалы школы открылись в Кимрах, Бежецке, Нелидове и Ржеве, в Андреапольском, Западнодвинском и других районах области. Одно из основных направлений работы школы — это профилактика возврата детей из приёмных семей, к сожалению, такое случается довольно часто. С родителями проводят занятия опытные психологи, педагоги, работники органов опеки и попечительства. Все занятия в школе бесплатные. Будущим родителям разъясняются все административные вопросы, связанные с процедурой усыновления ребенка, подготовкой документов, выбора формы семейного устройства.
— Насмотревшись наших российских сериалов, люди искренне считают, что усыновление ребенка — процедура сложная, забюрократизированная, пройти которую может далеко не каждая семья. Так ли это?
— Нет, не так. От будущих родителей требуются паспорт, справка о зарплате за последние 12 месяцев, документы, подтверждающие право пользования или право собственности на жильё. При этом размер квартиры или частного дома решающего значения не имеет: главное, чтобы для ребенка было место и подходящие условия. И ещё два документа, которые должны гарантировать безопасность ребенка в приёмной семье, — это справка из милиции об отсутствии судимости родителей за преступления против жизни и здоровья граждан и медицинское заключение о состоянии здоровья. Как видите, ничего сложного.
Сложнее другое: найти с приёмным ребенком нужный контакт, понимать его психологию и не рассчитывать на достижение быстрых результатов. Специалисты нашего центра ведут в ней «психолого-педагогический» блок. Они помогают приёмным родителям освоить «десять заповедей» педагогики, главную из которых можно сформулировать так: «Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью. Это — та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будут расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение».
Беседовала Светлана АВДЕЕВА