На прошлой неделе в ДК «Металлист» выступила Жанна Бичевская. Разумеется, в Тверь народная артистка России приехала со своей лучшей подругой – гитарой.
Первый инструмент ей подарили в 17 лет. Жанна с удовольствием пела незамысловатые песни самодеятельных авторов — студенческие, лирические, туристские. Но затем были годы учебы в Государственном училище циркового и эстрадного искусства, где она занималась вокалом у великолепных педагогов Ирмы Яунзем и Елены Петкер. И уже будучи студенткой, она начинает собирать и записывать народные песни. Именно от окончания учебы (1971) Жанна Бичевская и ведёт отсчёт своего трудового стажа в искусстве.
— В этом году исполняется сорок лет моей творческой деятельности, — рассказала Жанна Владимировна зрителям во время концерта, что было встречено овацией.
Конечно же, певице было приятно, что её так тепло принимает зал, но как человек истинно православный (что для знатоков музыки Бичевской, разумеется, не было неожиданностью) она попросила зрителей о несколько иной душевной теплоте:
— Пожалуйста, помолитесь за рабу божью Анну. Такое имя я получила при крещении в 1988 году. И от того, что моей небесной покровительницей является Анна Кашинская, я испытываю особую радость выступать на тверской земле.
Путь к православию был для Жанны Бичевской предопределён. Не просто религиозность, а именно православие. Её творчество ещё в застойные брежневские годы было глубоко духовным. Именно исполняемые ею русские народные песни всегда были своего рода квинтэссенцией национальной идеи. Именно в них непостижимым образом сосуществовали древние языческие представления и (оказала серьёзное влияние на фольклор много позже, разумеется) христианская мифология, сформировавшие в итоге, не без влияния разного рода идей и идеологий новых времен, наш неповторимый менталитет.
Но когда коммунистические идеи оказались несостоятельными, под их шелухой многие обнаружили для себя старые истинные ценности, правда, уже только в христианстве (да, язычество полностью ушло в сферу бессознательного, что теперь проявляется лишь в забавах на Масленицу, наверное) и, разумеется, в монархизме. Жанна Бичевская, как мне кажется, стала наиболее ярким примером своего поколения. Например, в отличие от Игоря Талькова, который избрал для своего творчества актуальный в конце 80-х язык рок-музыки или мастера поп-декаданса Александра Малинина (решительно принявшего мейнстрим), она осталась верна своему стилю — кантри! Ее «белогвардейские» песни и альбомы звучали, естественно, не так «круто», как тальковский «КПСС — SS», но стало очень быстро понятно, кто главный культурный герой этого странного и по-своему удивительного времени. Впрочем, Жанна Владимировна и сегодня «на коне» и «слезать с него», что доказала на концерте, не собирается.
Сегодняшнюю российскую рок-музыку можно назвать таковой с натяжкой: она не осуществляет какой-либо функции, кроме как развлекательной. Концептуальное социально-религиозное творчество Жанны Владимировны, напротив, будоражит не хуже «Роллинг Стоунз» (кстати, Микк Джаггер – давний поклонник Бичевской). Песни «воительницы православия» не всегда находили понимание даже у церкви, хотя семь лет назад, как сказала сама певица, на сценическую деятельность её благословил нынешний патриарх Кирилл. О некоторых текстах Бичевской критически отзывался небезызвестный дьякон Андрей Кураев. А в обществе скандал и протесты посольства США вызвал видеоклип «Мы — русские!», в котором среди кадров хроники побед русской армии были показаны кадры из фильма «День независимости» (где инопланетяне взрывают столицу США Вашингтон), смонтированные с видеоизображением стреляющих ракетами российского самолета.
Её концерты многие называют проповедями, хотя мне показалось, что Бичевская просто в перерывах между пением делится своими мыслями со сцены. К тому же говорила она не только на религиозные темы.
— Каждая песня, — сказала Жанна Владимировна, — долго вынашивается и появляется на свет в муках, как ребёнок…
Если учесть, насколько плодотворно (количество альбомов – около 40, концертов) работает Жанна Владимировна, понимаешь, какой это колоссальный, но самое главное — не тщетный труд, бесспорно достойный уважения и признания. Особенно в наше время, когда на экранах телевизоров процветает бездарность. По поводу шоу-бизнеса певица произнесла целый монолог, без гнева, но с горечью за народ, который вынужден поглощать его продукт.
В целом концерт произвёл мощнейшее впечатление. Певица в отличной форме, она, как всегда, многогранна – и Окуджаву спела тверитянам, и жестокие романсы, наполненные христианской философией произведения иеромонаха Романа (за его здравие она также попросила зрителей помолиться)…
Александр КОНСТАНТИНОВ. Фото Ильдара АЮПОВА