Великий и могучий?

10.01.2013, 11:29

В последнее время разговоры о том, что Россия перестала быть самой читающей страной, дискуссии о том, что культура в стране уже практически умерла, стали неотъемлемой частью многих телевизионных шоу. Михаил Жванецкий огорченно заметил, что он уже и не помнит, когда видел в руках у кого-то из знакомых томик Достоевского, что грамотную речь он тоже уже давно не слышал. Русский язык деградирует. Действительно ли это так?

Наш корреспондент встретился с Ларисой ПЕТРОВОЙ, заместителем директора школы №48, учителем русского языка и литературы высшей категории с 32-летним стажем, чтобы получить ответ на этот важный вопрос.

 

– Нормально ли то, что сегодняшние ведущие телевизионных программ, даже на федеральных каналах, косноязычны? Это при том, что еще совсем недавно наши дикторы были эталоном грамотности. Более того, даже первые лица государства порой грешат тем, что переходят на самый обычный сленг или даже жаргон. И не скрывая того, что хочу вас спровоцировать, спрошу: какая разница, на каком слоге делать ударение в слове «звонИт»? Главное, что мой собеседник понимает, о чем идет речь. И вообще, изменится ли что-то в нашем мире, если завтра все вдруг начнут говорить изысканным литературным языком?

 

– Язык дикторов отражает состояние русского языка. Поэтому абсолютно точно можно сказать, что сегодня мы переживаем сложные времена. Языку на протяжении всей истории было свойственно развитие. Сейчас происходит упадок. Причин много, среди них есть вполне объективные. Засилье английских слов, употребление жаргона, к сожалению и тюремного, появление Интернета, а вместе с ним и компьютерного языка.

 

– Я сам часто общаюсь на этом языке. И сам пишу не краснея: вместо «сейчас» – «щас». Так удобнее. И, конечно, ни о каких знаках препинания не думаю.

 

– Это очень плохо, потому что если вы делаете это в какой-то мере сознательно, при этом постоянно, на уровне автоматизма, помня правильное правописание, то дети переносят этот язык в жизнь. И в итоге – всеобщая безграмотность. Способствуют этому и телевизионные ведущие, прибегающие и к жаргону, и к употреблению новомодных слов, причем далеко не всегда оправданно.

Еще хуже то, что этим грешат первые лица государства. Например, слышала, как наш премьер-министр сообщил: он «провел реальные переговоры». Извините, но нереальных переговоров просто нет. Если же говорить о правильном ударении в словах, то его демонстрирует только министр иностранных дел. Даже Владимир Владимирович при его филологическом окружении (супруга – филолог) порой ошибается. Интересный факт: Маргарет Тэтчер постоянно работала над фонетикой языка и нанимала для этого преподавателя! И это уже будучи премьер-министром! У нас ничего подобного нет. Напротив, в народ пошли крылатые фразы Горбачева и Черномырдина. Эти перлы можно перечислять бесконечно. Вслушайтесь, как говорит по-русски президент Азербайджана И. Алиев – рафинированная, изысканная речь! Почему мы отдали ему пальму первенства?

 

– Почему так происходит? Грамотная речь перестала быть необходимой составляющей престижности и успешности? Я помню советские времена. Хороший русский язык был неким показателем или признаком принадлежности к элите.

 

– Действительно, были какие-то нормы. Я знаю, что великий Левитан платил штрафы, если делал неправильное ударение в эфире. Знаменитого Игоря Кириллова до сих пор приглашают на телевидение в том числе и потому, что это один из немногих носителей правильной речи. Для того чтобы изменить ситуацию, нужно вмешательство на государственном уровне.

 

– А для чего? Нет ведь никаких коммуникативных проблем. Даже между отцами и детьми. Родители очень быстро осваивают компьютерный язык.

 

– Мы не должны опускаться на детский уровень. Наоборот – дети должны стремиться к нашему. Есть довольно поучительная в этом плане история. Академику Дмитрию Сергеевичу Лихачеву (ученому-филологу) позвонила директор одной из ленинградских школ. Он спросил: «Кто это?» Она ответила: «Вам звОнит директор школы». Лихачев не поверил и пояснил, что так произносить директор школы не может, после чего повесил трубку. Нужно обязательно поправлять ребенка, подсказывая верное произношение.

 

– Да, но ведь и наш уровень сегодня оставляет желать лучшего. Просто не могу не вернуться к разговору о жаргоне и сленге. В нашу повседневность буквально прописалось слово «крышевать». Даже взрослые уже спокойно оперируют таким понятием, как «лузер». И это в некоторой степени просто удобно. Для объяснения слова «крышевать» придется прибегнуть как минимум к нескольким предложениям, причем их эмоциональная составляющая все равно не будет соответствовать тому, что мы хотим сказать на самом деле.

 

– Жаргонные слова и сленг употребляли всегда. Даже интеллигенция, отсидев в период репрессий и вернувшись в нормальную жизнь, продолжала пользоваться тюремным жаргоном. Но этот словесный мусор со временем улетучивается. Молодежь нового поколения уже не понимает многих блатных слов из песен Высоцкого. Слово «чувак», так часто употреблявшееся в речи семидесятых, сегодня практически забыто. Уходит и еще совсем недавно модное «стопудово!» (то есть «точно, обязательно»). Состояние языка определяет состояние общества данного периода. В нынешнее время общество больно. Духовные ценности отошли на второй план.

 

– Есть ли выход из этой ситуации?

 

– Конечно. Но без вмешательства государства и общества все равно не обойтись. Нужны программы, которые смогли бы заставить детей сесть за чтение книги. И такие программы есть, они уже реализуются и у нас в Твери, в том числе под эгидой филологического факультета ТвГУ. Интересные литературные композиции проводит Центр детского и семейного чтения имени А.С. Пушкина. Но этого мало. Бороться со словесным бескультурьем необходимо масштабно и не эпизодически.

 

– А может, нужно просто изменить школьную программу? Я слышал много мнений ваших коллег, но доминировало мнение, что ЕГЭ мешает творческому развитию. И вся школьная программа рассчитана только на обеспечение сдачи ЕГЭ.

 

– Конечно, ЕГЭ еще нужно усовершенствовать. Но уже сейчас есть большие плюсы. Никогда ранее в школьных программах не уделялось столько внимания такому разделу, как орфоэпия. Это как раз то, о чем мы говорили, – правильное произношение. Литературная аргументация тоже включена в экзамен обоснованно. Учитывая возможности Интернета, где можно скачать любое сочинение, нужно заставить ребенка написать собственное мнение о герое или проблеме произведения, то есть думать самостоятельно.

И все-таки нужно начинать с себя. Любовь к чтению является одним из важнейших факторов познания грамотной и красивой речи. И эту любовь нужно прививать с раннего детства. Разводить руками в девятом или десятом классе: а мой ребенок не любит читать, – уже поздно. Понятно, что многим сейчас не до красивой речи, выжить бы. Возможно, когда государство перестанет болеть, мы вспомним и об этом? Вот только не опоздать бы…

Андрей ВАРТИКОВ

37 0
Лента новостей
Прокрутить вверх