28 января проводились торги на проведение работ по изготовлению пакета проектной и рабочей документации по объекту «Строительство мостового перехода через реку Волга в г. Твери (Западный мост)». Предлагаемая сумма контракта – 210 млн 728 тыс. 400 руб.
Организатором торгов выступало правительство Тверской области. Деньги – из бюджета г. Твери. Кому предстоит освоить городские деньги и как они это будут делать – об этом мы расскажем немного позднее…
После вскрытия конвертов станет понятно, какая из нескольких фирм, специализирующихся на подобного рода деятельности (из Ростова-на Дону, Воронежа, Москвы и трех институтов из Санкт-Петербурга) предложит меньшую цену на свои услуги и станет победителем конкурса. Что ж, еще один мост, соединяющий Заволжский район Твери с основной ее частью, всем нам очень нужен, но… то, как несерьезно, на наш взгляд, все началось вокруг столь серьезного объекта, заставляет задаваться вопросом: а не афера ли это?
МОСТ: ИСТОРИЯ НЕСТРОИТЕЛЬСТВА
Строительство Западного моста предусматривалось еще генеральным планом Твери образца 1991 года, его предполагалось провести по линии пр. К. Маркса на правом берегу – территория химбазы на левом. По расчетам специалистов, это позволило бы решить очень многие проблемы (причем не только транспортные) областного центра.
Такое сложное и масштабное инженерное сооружение, как мост через Волгу, должно служить не менее 100 лет. Поэтому оно требует и огромных финансовых средств, которых ни в городском, ни, судя по всему, в областном бюджете нет. И до сей поры про Западный мост лишь говорили…
Надежда на появление моста забрезжила после встречи тверской общественности с президентом Путиным. Этот вопрос о мосте поднял Владимир Суслов, возглавлявший Тверскую область в начале 90-х и досконально знающий суть проблемы. Оказалось, что регион вполне может войти в федеральную программу «Мосты России» – от нас нужна проектная документация.
Первый реальный шаг к началу работ по Западному мосту был сделан 2 ноября 2012 года, когда губернатор области Андрей Шевелев утвердил один очень любопытный документ, оказавшийся в распоряжении нашей газеты: «Перечень поручений губернатора Тверской области А.В. Шевелева по реализации проекта «Строительство мостового перехода через р. Волга в городе Твери («Западный мост») на 2013–2016 гг.». В «Перечне» – 9 пунктов, строго регламентирующих процесс подготовки к началу строительных работ.
На основании этого единственного документа уже через пять дней, 7 ноября, глава администрации Твери Валерий Павлов предписывает своему заму по строительству Юрию Кукушкину создать рабочую группу из соответствующих специалистов. То был второй шаг.
Третий шаг был сделан 19 декабря на заседании ТГД, когда принимался бюджет Твери на 2013 год. Поправку в уже вроде бы сверстанный документ внесли в профильный бюджетный комитет буквально накануне, и практически без должного, как нам представляется, обсуждения за нее проголосовали депутаты. Согласно поправке 210 млн 279 тыс. рублей, необходимых, по словам чиновников горадминистрации, для проведения проектно-изыскательских работ по объекту «Западный мост», были сняты с ряда статей уже подготовленного к принятию бюджета. В частности, деньги на мост предполагается получить за счет сокращения средств в Iквартале будущего года на ремонт фасадов, замену лифтов, уборку мусора в зеленых зонах города и многое другое. Включая даже депутатские расходы и фонд заработной платы муниципальных служащих…
ДЕНЕГ НЕТ. ВРЕМЕНИ НЕТ
Построить мост за муниципальные и даже областные деньги невозможно (стоимость всех необходимых работ оценивается специалистами примерно в 10 млрд рублей): и городской, и областной бюджеты весьма дефицитны. Значит, надо обращаться к бюджету федеральному. А чтобы получить оттуда деньги, необходимо быть включенным в соответствующие госпрограммы.
В Твери пока все очень похоже на некую местную самодеятельность. Губернаторский «Перечень…» – единственный правовой документ, на основании которого из городского бюджета были изъяты так нужные городу 210 с лишним миллионов. Но не только это стало поводом для сомнений в искренности намерений тех, кто сейчас в такой спешке занимается проблемой моста. Сомнения возникли не на пустом месте. Вот, например, что говорится в п.7 вышеупомянутого губернаторского перечня: «В срок до 16.09.2013 обеспечить разработку проектно-сметной документации на строительство объекта с получением положительных заключений государственной экспертизы».
Нереальность таких сроков для столь сложного инженерного сооружения в районе густонаселенной жилой застройки большого города очевидна. Разве что кто-то схалтурит и выдаст желаемое начальством за действительное… И уж тем более, зная нравы российской бюрократии, очень трудно даже предположить, что до середины сентября будет возможно получить положительные заключения госэкспертизы. Таких чудес не бывает!
ГДЕ БУДЕМ СТРОИТЬ?
Не менее проблематичным выглядит и следующий шаг в направлении реализации проекта по строительству Западного моста, который предстоит сделать до 20 февраля, – выбрать место для его строительства. Недавно принятый Тверской городской думой генплан Твери, в отличие от генплана 1991 года в отношении нового моста, предусматривает сразу несколько вариантов его прохождения. Рассмотрим основные, тем более что окончательного решения пока не принято.
Вариант 1. Напоминает то, что было в генплане Твери советского образца. Западный мост должен пройти от пр. К. Маркса или ответвление от Краснофлотской набережной через бывшую химбазу в район жилой застройки в районе Артиллерийского переулка. Но сегодня там прямо на пути предполагаемого строительства стоит 9-этажный дом (Артиллеристский пер., 15). Похоже, кто-то в городской администрации вовремя «подсуетился» (злые языки даже называют конкретные фамилии этих «кто-то») и «поспособствовал» застройщику. По этому варианту подразумевается строительство дороги вдоль берега Волги, между рекой и забором вагонзавода, которая, по идее, должна разгрузить Санкт-Петербургское шоссе.
Вариант 2. Мост выходит в створе переулка Трудолюбия с одной стороны и заканчивается на Санкт-Петербургской заставе с другой стороны. Это самый дорогостоящий и болезненный вариант, к тому же не решающий ни одну проблему. На одной стороне предполагаемая развязка затронет земли церковного кладбища храма Иоанна Предтечи, где похоронены представители старинных тверских родов. На другой – опасности подвергнутся газовые дюкеры. Кроме того, мост в своей конструкции будет делать изгиб, который ведет к сильному удорожанию проекта.
Вариант 3.Связан с планами возрождения Спасо-Преображенского собора и превращением Старого волжского моста в пешеходный. В новом генплане говорится, что функции Старого волжского моста предлагается передать новому мосту в створе улицы Благоева, выходящему на другом берегу на Краснофлотскую набережную. Если эти планы осуществятся, исчезнет сквер апостола Филиппа в створе Благоева, где запланировано возрождение снесенного в советские годы храма (причем у тверской митрополии есть все бумаги о том, что здесь отведен земельный участок под будущий храм). Впрочем, кажется, тут идет речь о мосте совсем гипотетическом, строительство которого запланировано на период после 2037 года.
Вариант 4. Новый мост предлагается провести вдоль существующего железнодорожного моста. Справа или слева от него (если смотреть на Волгу с правого берега). Говорят, он очень нравится губернатору Шевелеву и что тот будто бы уже ведет переговоры с руководителем РАО «РЖД» Якуниным насчет выделения земли под строительство моста в полосе отчуждения железной дороги (земли ей были переданы на 150 лет). Сомнения в том, что тот отдаст земли городу, конечно, есть, но чем, как говорится, черт не шутит? Кроме того, могут возникнуть проблемы с другими собственниками. Там имеются земли Министерства обороны, территория завода ДСК, некоторые инвесторы разрабатывают по ходу предполагаемой трассы проекты жилой застройки…
Почему этот вариант нравится губернатору, говорят разное, но помимо положительных сторон (выход в район Горбатого моста и разгрузка Санкт-Петербургского шоссе) он имеет и отрицательные. Они становятся очевидными, если посмотреть на данный вариант прохождения моста в общегородском масштабе. Путь, который открывается после его реализации, по сути, станет повторением окружной дороги трассы М10, он касается только окраинной части Твери и вряд ли как-то разрешит проблему разгрузки улично-дорожной сети центральной части города…
P.S. Даже после столь краткого и, возможно, не очень профессионального рассмотрения малой толики всех проблем, связанных с началом работ по Западному мосту, становится понятно, что их результаты совсем неочевидны. Выделенные деньги (210 с лишним млн) будут, разумеется, потрачены, но что будет дальше – никому пока (как нам рассказал источник в горадминистрации) не понятно. Зато понятно другое: те, кто проектировал наш город в теперь уже далеком 1991 году, судя по всему, подходили к делу более продуманно и профессионально, чем нынешние…
Вениамин ЕРОФЕЕВ