Уже месяц ни в одном ларьке Российской Федерации нельзя (официально) купить пива
С 1 января 2013 года, поправками к ФЗ N№171, в России введен запрет на продажу в нестационарных торговых точках пива и слабоалкогольной продукции. Под запрет попали ларьки, киоски, павильоны – то есть предприятия того самого малого бизнеса, о недопустимости «кошмарить» который не раз высказывались первые лица государства.
Чего скрывать, алкоголь и сигареты всегда были теми товарами, которые и приносят основную прибыль ларёчникам. По экспертным оценкам, в обороте нестационарных торговых объектов от 40% до 70% продаж приходится именно на пиво и табачную продукцию. И если исключить из ассортимента эти товары, работа большинства киосков станет нерентабельной (к слову, уже проходит обсуждение антитабачный закон, предлагающий запретить продажу курева в торговых точках менее 50 кв. м). Так что хотя запрет продавать в ларьках пиво и прочие «Ягуары» обосновывается заботой о здоровье нации, в принятых поправках можно усмотреть и руку лобби крупных торговых сетей. Куда же, если не в универсамы, перенаправляются ныне товарные потоки с пивоваренных заводов, а значит и деньги потребителей?
Государство, считают в управлении потребительского рынка Твери, имеет право вмешаться и позаботиться о здоровье граждан, особенно когда тем недосуг.
Весь январь УПР совместно с полицейскими проводило рейды в поисках торговых точек, где из-под полы ещё можно купить пива. Конфискат измеряется сотнями литров. Только с 24 по 27 января прошло восемь рейдов, было проверено 212 нестационарных торговых объектов, в четырех из них выявлены факты продажи пива и пивных напитков. Из незаконного оборота было изъято 317 литров алкогольной продукции. На нарушителей составлены административные протоколы, их ждёт штраф от 3 до 4 тысяч рублей (для индивидуальных предпринимателей) либо от 30 до 40 тысяч рублей (для юридических лиц).
В управлении потребительского рынка допускают, что запрет на продажу пива приведёт к закрытию 300-350 киосков и павильонов, у остальных все же будет возможность перепрофилироваться и найти свою нишу в сфере торговли.
ГУБИТ ЛЮДЕЙ НЕ ПИВО?
«Караван» провёл опрос среди представителей тверского бизнеса (не обязательно пивного). Мы интересовались отношением среднего класса к запрету продажи пива в ларьках.
Владимир Родионов, владелец киосков:
— Отношение к запретительным мерам самое положительное. Никакого удара по моему бизнесу этот запрет не нанесёт, есть другие направления деятельности, так что у меня всё нормально. А принятые поправки в закон станут реальной помощью в оздоровлении общества.
Вита Пиекалнитс, директор ООО «Реамед»:
— Я отношусь к запрету продавать пиво в киосках положительно. Да, для данного вида малого бизнеса это ощутимый удар. Однако, безусловно, предприниматели начнут искать выход, как компенсировать свои выпадающие доходы, и, верю, обязательно его найдут.
Алексей Румянцев, руководитель спортивно-оздоровительного комплекса «Румянцево»:
— Считаю, что решение запретить продажу пива в нестационарных торговых точках правильное. Ведь если пиво будет не так доступно, что как только захотел, так через 50 метров и ларёк встретил, то замысел оздоровить наших граждан сработает. Лично я на улице пиво никогда не покупаю, да и не очень люблю его. Если и случается выпить, то предпочитаю уютный бар и хорошую обстановку. Да, для самих владельцев киосков этот запрет невыгоден, и какая-то часть предпринимателей отсеется.
Елена Григораш, и.о. директора пивного бара «Пивные традиции»:
— Наше государство поступило правильно, запретив продавать пиво в уличных киосках. Ведь предыдущая ограничительная мера – не продавать его тем, кому меньше 18 лет, — не принесла серьёзных результатов. Что касается предпринимателей, изъятие пива из их киосков, конечно, станет серьёзным ударом, ведь оно было одной из основных статей дохода. Однако мне кажется, владельцы киосков это переживут.
ЧТО СКАЗАЛИ ТВЕРСКИЕ ПИВОВАРЫ:
Павел Богачев, руководитель службы маркетинга компании «НикитиН», эксклюзивного дистрибьютора частной пивоварни «Афанасий»:
– Ваше отношение к запрету продажи пива в ларьках?
– Двоякое. Плюс в том, что продажа пива несовершеннолетним, думаю, сократится. В магазинах больше «свидетелей» сделки. Минусы – не думаю, что такие меры существенно скажутся на объемах потребления пива, т.к. продукт остается доступным. Сейчас в городе множество магазинов. Приходят новые федеральные сети, а часть бывших ларьков переоформляется в точки общепита. Кроме того, формат супермаркета предполагает продажу большего количества продукции в одни руки. Так что чем все обернется, большой вопрос.
– В какой мере сказался данный запрет на бизнесе компании «Афанасий»?
– Подводить итоги пока рано. Еще не все потребители знают о запрете, поэтому пока, вероятно, происходит «импульсный отказ», т.е. зашел в ларек рядом с домом – пива нет, ну нет и нет, в магазин идти лень. Но это временно. Нужно брать период, когда известность запрета у потребителей пива превысит отметку 90%. А с увеличением известности запрета народ быстро перестроится.
– Компания уже нашла пути компенсации потерь?
– Сейчас мы нацелены не на компенсацию потерь, а на использование возможностей. Вся антиалкогольная кампания государства больше угрожает транснациональным холдингам, нежели небольшим, частным пивоварням. Сейчас полем борьбы за потребителя остается только полка магазина. Поэтому сейчас, наконец, на первый план выходит вкус и качество продукта по справедливой цене, а это всегда было отличительной чертой продукции небольших, частных пивоварен.
– На ваш личный взгляд, станет ли теперь на улицах Твери меньше пьяных?
– Конечно нет.
***
Морозный вечер. Мимо киосков на остановке «Речной вокзал», пошатываясь, спешил человек. Пошатывался он от тяжелого пакета, едва не лопавшегося от бутылок с пивом. Вот он остановился, дождался своего автобуса, удобно расположился на заднем сиденье и принялся что-то праздновать наедине с собою, развлекая пассажиров несвязной болтовнёй по телефону да звоном разлетающихся пробок. Стало очевидно: гражданин вполне вписался в новую законодательную реальность.
Дмитрий ХОДАРЕВ