ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕГИОНА ДО 2020 ГОДА: ЗА ВСЕ ХОРОШЕЕ ПРОТИВ ВСЕГО ПЛОХОГО
Чтение русской классики – занятие чрезвычайно полезное не только для души, но и для ума – для лучшего понимания сути происходящего сегодня. Вот, например, цитата из гениальной, на мой взгляд, пьесы великого драматурга Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты»:
Крутицкий (кивая головой). Готово?
Глумов. Готово, ваше превосходительство. (Подает тетрадь.)
Крутицкий (берет тетрадь). Четко, красиво, отлично. Браво, браво! Трактат, отчего же не прожект?
Глумов. Прожект, ваше превосходительство, когда что-нибудь предлагается новое; у вашего превосходительства, напротив, все новое отвергается… (с заискивающею улыбкой) и совершенно справедливо, ваше превосходительство.
Крутицкий. Так вы думаете, трактат?
Глумов. Трактат лучше-с…
Перспективное планирование развития территорий – дело хорошее и даже очень полезное. Правда, в последнее время составление таких планов все больше напоминает некую деятельность ради самой деятельности. Нечто вроде гимнастики для мозгов за казенный счет.
Такие примерно мысли приходят на ум после знакомства с новым документом под красивым названием «Программа социально-экономического развития Тверской области на период до 2020 года». Сей труд целого сонма чиновников не только весьма солиден (в нем больше 1300 страниц), он еще содержит массу сведений, открывающих нам самые радужные перспективы. Настолько радужные, что их вполне можно назвать несбыточными. Так что рассматриваемому нами документу более приличествует называться не «программой», а именно «трактатом»…
Почему? Потому что, как нам представляется, рассматриваемый нами документ оторван от жизненных реалий, как это, например, есть в приложении 4.1. к «Программе…», где говорится о приоритетных направлениях развития и ожидаемых результатах развития Твери до 2020 года. Там в разделе 2.1 («Система программных мероприятий»), в подразделе 1.1 («Улучшение состояния городского хозяйства, его реформирование и модернизация») есть такая запись: «Строительство двух новых мостов в западной и восточной частях города». Не знаю, кому как, а лично автору этих строк такое кажется совсем уж ненаучной фантастикой.
К тому же в глаза бросается такой факт: программа развития области построена таким образом, что после констатации того или иного факта, свидетельствующего о положении дел в той или иной сфере человеческой деятельности, нет никаких указаний на то, каким путем или методом их можно поправить в указанный срок – до 2020 года. Например, при описании демографической ситуации в регионе в разделе 3.1.1 «Демография» говорится следующее:
«Основная цель Программы 2020:
– снижение темпов сокращения численности населения Тверской области.
Приоритетные направления деятельности:
– реализация мероприятий по снижению смертности;
– реализация мероприятий по росту рождаемости;
– проведение активной миграционной политики.
Ожидаемые результаты:
– коэффициент смертности сократится с 18,7 умерших на 1 тыс. населения в 2012 году до 17,9 умерших на 1 тыс. населения в 2020 году;
– коэффициент рождаемости из-за снижения численности женщин репродуктивного возраста снизится с 10,8 родившихся на 1 тыс. населения в 2012 году до 9,9 родившихся на 1 тыс. населения в 2020 году;
– коэффициент естественного прироста населения несколько снизится: со значения 7,9 человека на 1 тыс. населения в 2012 году до значения 8,0 на 1 тыс. населения в 2020 году;
– коэффициент миграционного прироста увеличится с 22,8 человека на 1 тыс. населения в 2012 году до 30,2 человека на 1 тыс. населения в 2020 году».
В итоге если численность населения Тверской области на конец 2010 года составила 1 350,1 тыс. человек, то к 2020 году она должна составить 1 500 тыс. человек. Из чего следует это самое «должна», какими мерами должны быть достигнуты нужные результаты, лично мне не очень понятно. Особенно если учесть, что даже при таком оптимистичном подходе к проблемам тверской демографии у нас сохраняется весьма значительный показатель так называемой «естественной убыли» населения. Разве что таджиков привезти? Они точно рождаемость повысят, но это будут уже не те жители Тверской области, к которым мы привыкли.
Примерно такая же история и с разделом 3.1.3. Развитие здравоохранения в Тверской области:
«Основные цели Программы 2020:
– профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни;
– повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения населения Тверской области.
Приоритетные направления деятельности:
– совершенствование организации оказания первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи населению Тверской области, в том числе при сердечнососудистых, онкологических заболеваниях и травмах;
– совершенствование организации оказания медицинской помощи женщинам и детям;
– профилактика инфекционных болезней путем совершенствования национального календаря прививок;
– диспансеризация населения Тверской области;
– совершенствование организации лекарственного обеспечения населения…» и т.п.
На первый взгляд тут все просто замечательно, если бы не одно «но». Где ответственные за исполнение каждого из обозначенных программных заявлений, где сроки их исполнения? А главное, где конкретные денежные суммы на их исполнение? Без этого все тут написанное больше похоже на некий оторванный от реалий перечень «добрых дел», которые, как мы полагаем, составители «трактата» исполнять не собираются. Тогда, спрашивается, зачем он нужен. Ответ может быть примерно таким: а чтобы было…
Виктор БОГДАНОВ