Строка из песни группы «ДДТ», давшая название статье, вспомнилась мне на днях. Листая новости в соцсети «ВКонтакте», я случайно наткнулся на маленькую заметку о судьбе последнего дореволюционного тверского губернатора – Николая Георгиевича фон Бюнтинга. Именно сейчас, в эти дни, исполнилась очередная годовщина начала событий русской революции 1917 года. В Твери первые революционные дни ознаменовались варварским убийством губернатора.
Николай Георгиевич в то смутное время имел несчастье быть принципиальным человеком и носить немецкую фамилию – в момент, когда его родина, которой он был искренне предан, воевала с Германией. У него были свои ошибки в деятельности на посту тверского губернатора, как и у всех его коллег. Толпа, в которой он оказался 2 марта 1917 года на Соборной площади, не потрудилась выяснить вину губернатора – и была ли эта вина вообще. Его зверски убили, долго топтав тело ногами. Все это происходило рядом с алтарем Спасо-Преображенского собора. Николай Георгиевич, предчувствуя свой конец, сумел исповедоваться по телефону одному из тверских епископов и встретил смерть достойно. Его тело почти до вечера лежало в сквере напротив здания мужской гимназии, где по прошествии совсем небольшого по историческим меркам времени появится следственная тюрьма ОГПУ-НКВД.
В этой тюрьме окончат свой земной путь тысячи наших соотечественников и польских граждан. Их личной виной там тоже не очень-то будут интересоваться. Они погибнут за принадлежность к какой-нибудь группе: национальной, классовой… По решениям, главным содержанием которых будут некие политические соображения, а не ценность человеческой жизни. Эти страшные события станут логичным продолжением начатой подобным образом революции.
Была ли эта революция нужна или, точнее, неизбежна – это предмет спора, который будет продолжаться долго. Были ли в Российской империи вещи, требующие исправления – конечно, были. Русское общество было больно. Но как получилось, что лекарство, выписанное России революцией, оказалось страшнее всех болезней и прикончило пациента?! Русский философ Семен Людвигович Франк, высланный по решению советской власти за границу, написал однажды: «История русских безумств изучена хорошо, а история русского здравомыслия недостаточно». Но если мы столь знакомы со своим безумием, то почему нас так тянет его повторять? Отталкиваясь от болезней сегодняшнего дня, кто-то мечтает о новой революции, кто-то хочет вернуться к тому, что сотворила прошедшая, вспоминая умершего уже шестьдесят лет назад Сталина и видя в нем альтернативу язвам современности. Почему для многих невозможно сочетать желание обращаться к истории нашей страны со стремлением к свободе и достоинству человека, а перемены – с отсутствием нравственной вседозволенности и морального релятивизма?
В нашем обществе чувствуется недостаток нормального русского консерватизма; умения менять свою страну, не разрушая её; обращаться за уроками к прошлому, при этом не возвращаясь в него. Консерватизма, который не принимает любую политическую революцию – как разгул страстей и русскую революцию 17-го года – как разрыв с исторической традицией, как покушение на человека, его свободу и ценность жизни.
Об этом хотелось бы сказать, вспоминая революцию как часть истории русских безумств, пожелав чаще обращаться к истории русского здравомыслия, которую мы, к сожалению, так плохо знаем.
Игорь КОРПУСОВ