Тверские контролёры приняли участие в XVII конференции Ассоциации контрольно-счётных органов России, которая состоялась 17 марта в видеорежиме на базе Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России.
Всероссийская конференция прошла под председательством главы Счётной палаты РФ, председателя Ассоциации контрольно-счётных органов РФ Сергея Степашина с участием заместителя председателя Государственной Думы РФ Надежды Герасимовой, заместителя председателя, аудиторов и руководителя аппарата Счётной палаты РФ, представителей законодательных и контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации.
Одним из основных вопросов повестки дня стало обсуждение реализации нового федерального закона, регламентирующего общие принципы организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, который вступает в силу с 1 октября текущего года.
– Принятие закона свидетельствует о том, что внешний государственный и муниципальный финансовый контроль признан одной из фундаментальных сфер общественной жизни, – заметил глава высшего контрольного органа Сергей Степашин. – В законе удалось реализовать многие положения, которые необходимы для становления системы внешнего финансового контроля и эффективной деятельности контрольно-счётных органов. Наша главная задача на сегодняшний день – приведение в соответствие с федеральным законом законов субъектов Российской Федерации и правовых актов муниципальных образований о контрольно-счётных органах.
В целях обеспечения единообразия в правовом регулировании внешнего финансового контроля Счётной палатой в помощь регионам разработан проект модельного закона «О контрольно-счётной палате субъекта Российской Федерации», полностью соответствующий духу федерального закона. После одобрения на состоявшейся видеоконференции он будет разослан с соответствующими рекомендациями во все законодательные органы субъектов Федерации, включая Законодательное Собрание Тверской области.
Отдельно Сергей Степашин остановился на вопросе подготовки предложений по актуальным проблемам социально-экономической стратегии развития страны на период до 2020 года. Глава Счётной палаты поблагодарил коллег из регионов за оперативное включение в работу по выработке предложений в части модернизации экономики и социальной сферы, повышения эффективности функционирования госсектора.
— Модели социально-экономического развития России, которые разрабатываются в Москве, если они не будут учитывать специфику, опыт и проблематику субъектов Федерации, так моделями и останутся, — убеждён Сергей Степашин. — Поэтому мы очень рассчитываем на ваши предложения. Такой подход позволит консолидировать накопленный содержательный опыт работы региональных контрольно-счетных органов и Счётной палаты РФ по поиску в условиях ограниченных ресурсов лучших вариантов посткризисной стратегии развития нашей страны.
Наибольшее количество предложений с мест поступило по проблемам повышения эффективности государственных инвестиций и госзакупок в части необходимости внесения изменений в №94-ФЗ, что в очередной раз подтвердило его несовершенство, и целесообразности перехода на контрактную систему. В качестве проблемных в регионах отмечены вопросы формирования начальной цены контракта, системные нарушения и недостатки формирования адресных инвестиционных программ, эффективность инновационных инвестиций, в том числе осуществляемых в рамках государственно-частного партнёрства.
КОММЕНТАРИЙ
Людмила Желтова, председатель контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Тверской области:
— Сергей Степашин акцентировал внимание на работе счётных палат регионов. К счастью, контрольно-счётная палата нашей области обладает набором серьёзных полномочий для осуществления единой системы внешнего финансового контроля, имеет статус юридического лица. Чего, к сожалению, пока нельзя сказать о большинстве муниципальных КСО региона – здесь ещё предстоит серьёзная работа в целях приведения правовой базы муниципалитетов в соответствие с требованиями нового федерального закона. Главная цель нашей работы – выявлять и предотвращать нарушения в сфере управления финансовыми и материальными ресурсами Тверской области, обеспечивать законность и повышать эффективность использования общественных финансов, способствовать решению актуальных социально-экономических задач, стоящих перед регионом и страной в целом. В Тверской области принципиальная позиция контрольно-счётных органов, выявление резервов пополнения доходной части и оптимизации расходов бюджета дают ощутимые результаты. В 2010 году благодаря ряду принятых по итогам проверок мер устранено финансовых нарушений на общую сумму 672,9 млн руб., восстановлено в бюджет 48,2 млн рублей. К дисциплинарной и административной ответственности привлечены 28 должностных лиц, возбуждено 4 уголовных дела. Уверена, что предстоящая институциональная модернизация в части чёткого правового регулирования системы финансового контроля, широкое применение лучших мировых и отечественных стандартов государственного аудита будет способствовать дальнейшему развитию и повышению эффективности внешнего государственного и муниципального финансового контроля.