Что скрывают светские и церковные власти?
5 марта в Тверском епархиальном управлении под председательством митрополита Тверского и Кашинского Виктора состоялось общее собрание духовенства Тверской и Кашинской епархии. Темой выступления иеромонаха Арсения (Леонова), настоятеля Торжокского Борисоглебского мужского монастыря, стало 975-летие со дня основания обители
Отец Арсений рассказал о планах торжественного празднования этого события. Определена дата мероприятий – 15 мая 2013 года. Этот вопрос рассмотрен как бы между прочим, хотя, по существу, речь идет о праздновании юбилея первого русского монастыря в честь первых русских святых. Почему сегодняшние православные священники и светские власти так неохотно готовятся к этому юбилею? Об этом мы решили спросить у историка Геннадия КЛИМОВА.
– Геннадий Андреевич, правда ли, что Торжокский Борисоглебский монастырь старше Киево-Печерской лавры?
– Если в 2013 году наши святые отцы намерились праздновать 975-летие Борисоглебского монастыря в Торжке, то 2013 минус 975 равно 1038 год. То есть церковь признала, что годом основания монастыря на реке Тверце является 1038 год.
Для сведения: сайт Киево-Печерской лавры говорит, что один из богатейших русских монастырей, считавшийся «старейшим по своей славе», основал преподобный Антоний, а устроителем был преподобный Феодосий. Антоний дважды подвизался на Афоне, после 1051 года поселился в пещере (печере) над Днепром (отсюда наименование монастыря).
Судите сами: 1038-й и 1051-й! Кто старше? Даже по официальным данным, монастырь в Торжке на 13 лет старше монастыря в Киеве. Фактически же он старше на 36 лет, так как создан Ефремом Новоторжским в 1015 году, после смерти князя Владимира, крестившего Русь. 1015 год – это единственная достоверная дата.
– Почему тогда так скромно отмечается этот праздник? Нет никакой подготовки к торжеству. Торжок и Борисоглебский монастырь находятся в полном запустении.
– Мне трудно об этом судить. Помнится, я видел в журнале «Тверские епархиальные ведомости» за 1915 год сообщение, что тогда праздновалось 900-летие Борисоглебского монастыря. То есть имеется конкретная отправная точка, почему мы должны праздновать 1000-летие монастыря и города Торжка. Это же будет дата 1000-летия духовного подвига первых русских святых князей Бориса и Глеба. Почему современные священнослужители решили отложить эту дату – для меня загадка. Скорее всего, здесь какая-то политика. Возможно, митрополит Тверской и Кашинский Виктор не хочет лишних хлопот и лишнего внимания со стороны патриархии.
Сегодня в тверской митрополии налицо внутреннее противостояние старого тверского священства и нового молодого поколения, прибывающего с Украины и обласканного митрополитом. Возможно, сегодня не лучшее время для столь грандиозных праздников. Скорее всего, митрополит Виктор проявляет мудрость и оттягивает на четверть века юбилейную дату в надежде, что тогда в регионе будет более внятная и религиозно образованная власть. Сие покрыто мраком. Хотя, конечно, люди, которые понимают природу божественного, знают, что нельзя так вольно обращаться с датами. Это может иметь плохие последствия. Вокруг событий 1015 года – смерть князя Владимира, убиение князей Бориса и Глеба – очень много тайн. Возможно, не пришло время сделать их достоянием общественности, так как это может изменить судьбу России. Мое мнение, что проблема России кроется как раз во лжи, которая преследует ее уже 1000 лет. Правда всегда очищает, делает людей ближе к Богу.
– При каких обстоятельствах возник Торжок?
– Тверской патерик о Ефреме Новоторжском говорит, что чудотворец был родом «из Угорские земли». Традиционно считается, что он был венгром. Но скорее всего он был финно-угром, а Торжок издревле был населен финно-угорскими племенами, славяне здесь тогда только появлялись.
Ефрем поступил на службу к ростовскому князю Борису, сыну великого равноапостольного князя Владимира. В 1015 году на реке Альте (в нынешней Полтавской губернии) Борис был убит, как считают, Святополком Окаянным, и вместе с ним был обезглавлен брат Ефрема Георгий, а второй брат, Моисей Угрин, спасся бегством (читайте о нем в Киевском патерике.) Ефрем, когда узнал о смерти князя Бориса и своего брата, пришел на берег реки Альты, отыскал тело брата и взял с собою его голову (которая, по завещанию Ефрема, положена в его гроб).
Оставив княжеский двор, Ефрем решился вести жизнь иноческую и поселился на высоком берегу реки Тверцы (где ныне Торжок). Считается, что в 1038 году, когда около него поселилось несколько лиц, любителей безмолвного жития, он построил храм в честь новых страстотерпцев, первых русских мучеников, святых князей Бориса и Глеба. Недалеко от монастыря устроен был странноприимный дом. Преподобный Ефрем скончался в глубокой старости 28 января 1058 года.
Николай Александрович Криницкий, церковный историк, священник, редактор «Тверских епархиальных ведомостей», еще в начале ХХ века писал, что христианство распространилось тверских землях еще при жизни святого Владимира и даже ранее. И действительно много данных, что христиане жили здесь уже начиная с IV века. В раскопках многочисленных курганов-ступ первые захоронения по христианскому обычаю возникают в IX веке. До этого здесь была вера в бога Одина – северная вариация зороастризма. В дохристианские времена умерших сжигали. После разгрома гуннами в 371–375 годах в Крыму готских королевств многие христиане мигрировали на север. Очень похоже, что зороастристы и христиане вполне мирно сосуществовали. Все это было еще до того, как возник Киев.
Тверская губерния, наряду с Новгородской, Смоленской областями, – это Валдай. В древности здесь сходились все речные дороги. И суда перетягивались из Волги в Днепр или Западную Двину, Ловать, по которой можно было попасть в Неву. Князь Владимир в основном проводил время в этих краях. Киев 1000 лет назад был всего лишь небольшим таможенным пунктом на Днепре. Становление Киевской Руси непосредственно связано с наступлением христианской эры. Однако распространение христианства по Руси первоначально шло не из Киева, а из Торжка.
Вероятно, митрополиту Тверскому и Кашинскому Виктору не хотелось бы этой дискуссии. Тем более он сам и многие священники в Тверской епархии – выходцы с Украины. Да и бизнес в Торжке тоже находится под сильным влиянием выходцев с Украины. Лубочная история Руси была придумана по заказу русских царей. По политическим соображениям была сфальсифицирована история, и Торжок ушел в небытие. Сегодня для России чрезвычайно важно вспомнить свою реальную историю, понять свою миссию в мире. Это основа самоидентификации нации, ее возрождения. Поэтому раскрытие тайн, которые хранят события 1015 года, сегодня так важно.
– В одной из статей вы даже утверждали, что великий равноапостольный князь Владимир не умер, как принято считать, в 1015 году, а доживал монахом под именем Ефрема Новоторжского. Это так?
– В пользу этой версии говорят все события 1015 года. Так считают многие европейские исследователи. Владимир был сыном древлянской княжны, а традиция становления престарелых царей монахами в верховья реки Ра (Волги) уходит своими корнями еще в арийские времена. На Балканах в православных монастырях сохраняются легенды, что Владимир в качестве монаха бывал там. И обстоятельства появления в это время монаха Ефрема на реке Тверце (притоке Верхней Волги) дают основания предполагать, что это… мог быть князь Владимир. Есть сведения, что он совершал несколько паломничеств, возможно, на Афон. Тогда он действительно мог по дороге посещать балканские монастыри.
Сегодня важно преодолеть косность власти и духовенства. Посмотрите, как преобразилась Казань в связи с празднованием 1000-летия. И кстати, Казани не помешало отметить эту дату даже то, что в 90-е годы там было не менее торжественно отпраздновано 700-летие.
Борисоглебский монастырь в Торжке – первый православный монастырь на русской земле. Почему он находится в таком плачевном состоянии? У православной общественности не остается другого выхода, как напрямую задать эти вопросы президенту России Владимиру Путину и патриарху Русской православной церкви Кириллу. Обещаю, что направлю такое письмо.
Варвара МЕДВЕДЕВА