Чудеса в тверском кафе

23.03.2011, 00:00

    В ТВЕРИ ПРОИСХОДЯТ ЗАГАДОЧНЫЕ СОБЫТИЯ. ЭТО НЕ ВИДЯТ ТОЛЬКО СЛЕПЫЕ

    В конце прошлой недели мне позвонила моя знакомая Нина Метлина, писательница-сказочница и редактор глянцевого журнала в одном лице. Она покровительница тверских художников — даёт им возможность прославиться на страницах своего журнала. Красивая женщина из старинного рода тверской интеллигенции.
    Каждое воскресенье поста посвящено святым, сумевшим продвинуть развитие человеческого духа на новый уровень. В воскресенье Православная церковь чтила память святителя Григория Паламы, подвижника, сформулировавшего учение о невещественном Фаворском свете. В свое время фамильный дом Нины Метлиной, с огромным садом, примыкал к улице Трехсвятской, в самом центре Твери. Её отец был известным журналистом, и в их доме в советские времена собиралась вся тверская интеллигенция. Из ныне живущих посетителей этого дома известны, например, поэт Андрей Дементьев, адвокат Генрих Падва. Но, собственно, не об этом речь.
    Мы с Ниной встретились в кофейне «Таун», где под портретом Ходорковского сегодня встречаются все интеллигентные люди Твери. Нина возбужденно стала рассказывать о найденной в своей домашней библиотеке книге. В одной было описание старинной Твери 1811 года, сделанное поэтом-декабристом Федором Глинкой. Оказывается, что в конце современной пешеходной улицы Трехсвятской был Трехсвятский монастырь, который был разрушен во времена польской интервенции в Смутное время. Потом здесь возник Трехсвятский сад с прудами. А там, где сегодня «Сбербанк» и гигантский магазин «Олимп» была гора, которую называли Фавор.
    Нина так волновалась, потому что недавно у меня вышла статья, в которой я рассказал факт, что Тверь, Иерусалим и Соловецкий монастырь на Белом море лежат на одном меридиане. На Соловках есть гора Фавор, и в Палестине есть гора Фавор, и теперь оказывается, что в Твери была тоже гора Фавор. И все они располагаются практически на одном меридиане.
    В Евангелии сказано, что Иисус Христос взял с собой трех своих учеников, поднялся на гору Фавор и «одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (Мк.9:3). То есть люди при жизни смогли увидеть Бога. С этим связано в православии таинство Преображения.
    В XIV столетии на Афоне, а затем и во всей греческой церкви возник богословский спор об «умной» молитве и Фаворском свете. Появились последователи так называемого «умного делания» — особого вида молитвенного созерцания или так называемого исихазма. Наиболее заметным из них был Григорий Палама, которого Русская православная церковь вспоминала, как я говорил в начале, в прошлое воскресенье. Исихасты считали, что их молитвы приводят к непосредственному богообщению, при котором человек видит божественный свет. Именно этот нетварный свет видели апостолы на Фаворе в момент Преображения Иисуса Христа.
    Четыре года назад меня попросили редактировать журнал «Умное производство». Я его редакцию перевёл в Тверь и только недавно понял, что, собственно, на старый лад он называется «Умное делание». Но это так — к слову.
    В конце XIV века на Русь с Афона по приглашению тверского князя приходит монах Савватий и на реке Орша в 14 километрах от Твери создает скит. Мощи преподобного Савватия недавно обнаружились при перестройке храма. Это случилось 19 августа 2009 года, в праздничный день Преображения.
    Монахи-исихисты двигались на Русь со всех стран за спасением. После смерти Савватия дело продолжил великий старец преподобный Нил Сорский. «Заволжские старцы», которые расселятся до самого Белого моря, восстановят святыни на Соловецких островах, забытые с третьего тысячелетия до н.э. Эти «старцы» сформулируют доктрину «нестяжательства», лежащую в основе русского ментального кода.
    Они станут наследниками древних мудрецов Валакхильи, живших здесь 5 тысяч лет назад. Среди Валакхильи выделялись семь мудрецов, в честь которых было названо созвездие Большой Медведицы. Однако и на Земле следов той древнейшей цивилизации, которая достигла пика своего расцвета во времена, когда еще не существовало египетских пирамид, Шумера, Индии и Китая, более чем предостаточно. На Соловецких островах сохранилось множество лабиринтов-«вавилонов». Именно на Соловках произошла, судя по всему, в древности встреча человека с Богом на горе Фавор.
    Известно, что в истории существовало три Иерусалима и, возможно, все они на одном меридиане. Это догадка не могла не взволновать тверскую писательницу. Вообще-то на такие темы обычно в кафе не говорят. Но это же Тверь.
    И тут происходит совсем загадочная вещь. Только мы заговорили о Соловках, Преображении, Фаворском свете и лабиринтах, в кофейню зашёл тверской археолог Владимир Хухарев и начал нам рассказывать, что скоро в Твери будет научная конференция по Соловкам и что тверские археологи получили заказ исследовать лабиринты-«вавилоны». Похоже, в Твери нечто происходит в атмосфере, что все становятся телепатами.
    Вопрос о назначении древних соловецких лабиринтов не решён окончательно. Практически всё, что пишется о лабиринтах учёными, — это фантазии. Древние люди были носителями биосферного мышления. Тогда не разделялись религия и наука, люди были чувствительны к тонким полям, а время и пространство они воспринимали иначе — они знали волновую природу сущего. Современным учёным практически невозможно понять назначение лабиринтов.
    Лабиринты были тем инструментом, с помощью которого совершались как религиозные действа, так и обучение в ведийских школах. Это, по сути, хрон — чертёж времени, на котором камнями помечены те или иные события, это одновременно и карта миров, и карта сознания человека. Датируют их на Соловецких островах третьим тысячелетием до нашей эры, временем расцвета в Северном Причерноморье трипольской культуры — пандавов и кауравов . Именно наследниками этой цивилизации является большинство народов мира и прежде всего народов России.
    На Соловках есть лабиринты с диаметром от 3 до 20 метров (хотя они бывают размерами в несколько сотен километров), курганы и каменные выкладки в виде «оградки», «пирамиды», «креста». Особенно много их на склонах Сигнальной горы. Здесь 14 лабиринтов, более 600 курганов, два дольмена и другие древнейшие сооружения круглой или овальной формы. Как правило, лабиринты имеют вход и выход в одном месте, так что, следуя в одном направлении, можно дойти до центра, а затем, не переступая через каменный барьер, вернуться туда, откуда вошёл. Каменные курганы представляют собой валунные насыпи высотой около метра. При разборке некоторых из них были обнаружены остатки древних захоронений.
    Лабиринты похожи на клубок из двух свернувшихся змей. Особенно этот образ выразителен в Большом Соловецком лабиринте. Под змеями в древности люди понимали реки, которые являлись, по сути, дорогами, образующими каркас мира, — мирового дерева. Клубок в лабиринтах имеет две различные формы:
    — правильной подковы, когда между двумя несоприкасающимися змеями оставался проход по всему лабиринту;
    — подковы с крестообразным пересечением змей, когда путь по лабиринту заводит в тупик.
    Это путеводитель по подсознанию. Существует как бы «мужской лабиринт» и «женский лабиринт», соответствующий понятиям Инь и Янь. Их заимствовал у древних русов в более поздние века китайский философ Конфуций.
    Подобные памятники древней культуры обнаружены в разных пунктах Поморья: у с. Умбы, в устьях рек Верзуги, Кеми, Поноя, у поселка Кереть (все эти места входили позднее во владения Соловецкого монастыря); встречаются они и на берегах Баренцева, Норвежского и Балтийского морей, в Тверской области в окрестностях Валдая.
    Еще в XV веке нашей эры приходящие сюда со всего мира православные монахи знали об особой святости русского севера.
    И о святости Твери они тоже знали. Когда по улице Трехсвятской пустили трамвай, середину горы Фавор снесли. При строительстве «Сбербанка» и торгового центра «Олимп» склоны горы Фавор были срыты окончательно. Сначала здание строили как Тверьуниверсалбанк. Но он тут же обанкротился. Его выкупил Новолипецкий металлургический комбинат и решил сделать в здании огромный магазин. Объявили конкурс на название, и жители единодушно решили именовать его «Олимпом». Что на греческий лад — «место обитания Богов».
    А поэт Федор Глинка оставил нам такое стихотворение:
    «Что средь меня гора под именем Фавора,
    Помона вкруг её, Церера с ней и Флора,
    Что честных нравлюся собранию людей,
    Доволен в том красы и похвалы моей,
    Но верьх моей хвале и верьх моим красам,
    Что зиждется во мне огромный дом и храм,
    В век будет с Тверию Трехсвятское свидетель,
    Вещая щедрости монаршей добродетель».

    А теперь спросите себя, что ждёт Тверь?

    Геннадий КЛИМОВ

22 0
Лента новостей
Прокрутить вверх