Наружная реклама вносит хаос на улицы города
2 апреля в библиотеке Герцена прошел круглый стол по проблемам наружной рекламы и вывесок на улицах Твери. Общественность не на шутку обеспокоена: многоликие рекламные объявления полностью разрушили городскую эстетику. Из-за чего ситуация обострилась и вышла из-под контроля? Кто должен за это отвечать? Эти и другие вопросы и должен был решить круглый стол
Елена Кондакова, художник-реставратор, прислала свое обращение к мероприятию:
– Городская среда должна быть визитной карточкой Твери, но, увы, сейчас это не так. Часто нарушается закон об охране памятников. Например, тверской драмтеатр – это памятник архитектуры областного значения. Однако баннер на его башне убивает облик здания, расширяет трещины в подлинной штукатурке. В спальных районах города избыток агрессивной, низкокачественной рекламы. Она оставляет ощущение большой свалки.
Константин Клещев, член Общественной палаты Тверской области:
– Есть два варианта: реклама незаконная и законная. Если она установлена в соответствии с правилами, должно быть разрешение, прописан срок эксплуатации, назначено ответственное лицо. Ее демонтаж происходит за счет собственника конструкции – все это есть в документах. Другой вопрос о стихийной, незаконной рекламе. Вести ее реестр – прямая работа администрации.
Наталья Эверт, председатель тверского отделения «Союза дизайнеров России»:
– В 2010 году в Твери был расформирован отдел городской эстетики. С ним пропал и контроль над фасадной рекламой, и должность главного художника города, работавшего над формированием городской среды. Это разработка схемы развития городского дизайна, цветовое единство города, озеленение… Киоски, мини-рынки, остановки, фонари, скамейки, урны… Этим должны заниматься профессионалы. В Европе замечательно расписывают дома – наши художники тоже могут этим заниматься. Креативные вещицы можно сделать даже из мусора!
Алексей Жоголев, председатель регионального отделения «Союза архитекторов России»:
– Сейчас даже слепые чувствуют, что реклама мешает жить. Рынок у нас еще дикий: считает, что чем крупнее и ярче реклама, тем лучше. Иные застройщики уже так рассуждают: зачем использовать дорогие отделочные стройматериалы, когда в итоге все затянется баннерами? Памятниками никто не занимается: их почти не видно за рекламой.
В этом вопросе надо равняться на Европу. В Риме, например, запрещена световая реклама, и любой информационный щит должен быть не больше формата 1,5 на 2,5 метров.
Андрей Юдин, член тверского отделения «Союза художников России»:
– Над городской эстетикой нужно трудиться командно: главный художник, архитектор района, главный архитектор города. Тогда и статус Твери повысится. Для примера возьмем Владимир. В центре города все вывески решены через охристый цвет, они все в одном стиле.
Владислав Белорусов, начальник информационно-аналитического отдела в аппарате думы:
– Бизнесменов в Твери с каждым годом становится больше: эстетикой нужно заниматься и с ними в какой-то степени. Нужно решить, кто будет осуществлять контроль над происходящим. Необходимо разработать новые правила размещения вывесок, четко разделив рекламу и вывески на два отдела – и отдел рекламы тоже на два: один будет заниматься согласованной рекламой, а другой – незаконной.
Илья Фролов, член рабочей группы по вопросам наружной рекламы и информации Тверской городской думы:
– За так называемыми вывесками с Твери уже не видно архитектуры здания, и даже какого цвета первый этаж. Витрины давно представляют собой либо огромное меню, либо гигантский ценник.
Ранее, как уже говорилось, в Твери был отдел городской эстетики. Тогда на несознательных предпринимателей действовало МУП «Тверьгорреклама», которое проводило по предписаниям управления архитектуры демонтажи растяжек, щитов и крышных установок. И хочу особо отметить, все это за счет МУП! Без единого обращения к бюджету города. Но сейчас принят новый федеральный закон, многое усложнилось. И одним возрождением отдела городской эстетики ситуации не исправить. Нужно создать обособленное структурное подразделение с крепкой правовой базой.
Например, присутствующий здесь Сергей Андреевич Панчин на заседаниях рабочей группы по наружной рекламе и информации уже внес более десяти предложений с поправками к новым правилам размещения объектов наружной рекламы.
Сергей Панчин, депутат Тверской городской думы:
– Подводя итог сегодняшней встрече, организованной при поддержке трех общероссийских общественных организаций: Союза архитекторов, Союза дизайнеров и Союза художников, – отмечу: проблематика восстановления контроля над городской эстетикой путем согласования размещения вывесок и прочего рекламно-информационного оформления объектов будет поднята мной на одном из ближайших заседаний Тверской городской думы.
Полина ЗИМИНА