Михаил Делягин, российский экономист, публицист и иногда – политик, славится четкостью формулировок и собственным видением путей решения встающих перед Россией и миром проблем. Сегодня мы беседуем с Михаилом Геннадьевичем о возможных способах преодоления трудностей, которые испытывают российские регионы. Ведь он возглавляет Институт проблем глобализации, а от них до проблем развития регионов – один шаг
– С начала 2000-х в России строилась жесткая «вертикаль власти», в результате во многих областях жизнь фактически остановилась – и политическая, и экономическая. С другой стороны, ельцинское «берите суверенитета столько, сколько унесете» тоже никуда не годилось и вело к развалу страны. Как же все-таки совершенствовать отношения между регионами и центром?
– Эта тема безбрежная. В бюджетном плане нужно снизить норматив изъятия средств из региональных бюджетов. Сейчас регионам нет смысла развивать свою экономику, потому что им все равно остается очень мало. Конечно, оставлять регионам все невозможно. В стране, которая объединяет Ханты-Мансийский автономный округ и Ивановскую область, все равно придется перераспределять значительную часть доходов.
Но у нас в этой сфере – совершенно неприемлемый перегиб. Бюджетным кодексом предусмотрено, что в федеральный бюджет нельзя забирать более половины налогов, собранных на территории региона от доходов, кроме внешнеэкономической деятельности. У меня ощущение, что этот лимит превышается как минимум с начала этого тысячелетия. Необходимо снизить долю изымаемых налогов, что благоприятно отразится не только на жизни регионов, но и на инвестиционном климате в них.
Необходимо резко уменьшить коррупцию. Какая разница, сколько денег остается в регионе, если норма воровства там выше, чем в федеральном бюджете? Причем есть воровство само по себе, а есть воровство формально узаконенное.
Классический пример: город Воронеж. Несколько дней назад бывший глава городской думы был уличен в растрате государственных средств: за государственный счет слетал с женой в Париж, где потратил на отдых порядка 800 000 рублей. Во времена СССР виновник растраты должен был бы возместить потраченные суммы в трех- или даже пятикратном размере. Так вот, этот единоросс заплатил штраф 75 тысяч рублей. Менее 10% от того, что он растратил. Хороший бизнес!
– Насколько адекватен нынешний губернаторский корпус?
– Есть несколько нормальных губернаторов. В Калужской области – Анатолий Артамонов, губернатор Белгородской области Евгений Савченко, губернатор Воронежской области Алексей Гордеев. Думаю, многих правильных губернаторов я просто не знаю. Не могу исключить, что и.о. губернатора Подмосковья Андрей Воробьев станет неплохим руководителем. Несмотря на все истории с плиткой, эксперименты с платной парковкой и выделенными полосами для общественного транспорта, неплохим руководителем может стать и московский мэр Собянин. Проблема в том, что, похоже, Собянин не вполне хозяин в своем городе. И дело здесь вовсе не в том, что один хороший, а другой плохой. Таков баланс сил, дело в распределении политических полномочий.
– Почему федеральные власти продолжают терпеть очевидно непопулярных и даже провальных губернаторов? Например, губернатора Тверской области Шевелева?
– Действительно, Тверская область сегодня – депрессивный, практически «убитый» регион. При сравнении с любым другими, даже неблагополучными регионами Центральной России (например, с соседней Костромской областью), – возникает желание отдать под суд все ее руководство. Но есть примеры и покруче. Например, губернатор Тамбовской области Олег Бетин сидит в своем кресле с незапамятных времен, с 1995 года.
Почему подобных руководителей терпят? Возможно, здесь кроется некоторый бандитский принцип, который распространяется и на сферу управления. Убрать непопулярного, провального руководителя – «показать слабину». В отсутствие гражданских институтов и демократических процедур эти все вопросы решать остается только «по понятиям».
А когда власть все-таки спохватывается в последний момент, то оказывается, что на должность главы региона нет людей, нет нормальных управленцев, нет кадров, и делаются вполне случайные назначения с вполне понятными последствиями.
– Как, например, случилось в Тверской области, когда отправили в отставку предыдущего губернатора Дмитрий Зеленина…
– Да, как шутили, «съеденного кремлевским червяком», которого он посмел сфотографировать в своей тарелке. Это особенности воровской системы – короткая скамейка запасных. Потому что каждый запасной снижает норму прибыли для других, с ним делиться приходится. И приходится иногда брать первого попавшегося, какого-нибудь не имеющего ни опыта, ни должного статуса человека.
– Не считаете ли вы, что в России пора ввести экзамен на должность чиновника?
– Можно установить систему проверки всех правоохранителей и чиновников на детекторе лжи, полиграфе. Всех чиновников, без исключения, можно прогнать через полиграф с вопросами о фактах взяток, махинаций, злоупотреблении должностным положением и прочим. Сразу отсеется значительная часть, но останется много честных людей.
Второе – применить мировой опыт: ввести в законодательство норму, по которой, если чиновник дает полные показания по коррупционным делам, указывает всех соучастников и все пути хищений, он освобождается от уголовной ответственности. Это немного другая система, нежели сегодня, когда по произволу следователя, прокурора или судьи вам могут снизить наказание, а могут обмануть в ходе процесса и не снизить.
Такая немудреная процедура применялась в свое время, например, в Италии во время операции «Чистые руки». Она позволяет разорвать круговую поруку между жертвой коррупции и ее организатором – чиновником. Любой человек, попавший в коррупционную схему, мог в любой момент выйти из нее и относительно безопасно сдать ее организаторов. Благодаря этому подходу в Италии удалось серьезно потеснить мафию из политики и минимизировать ее влияние на экономику. Правда, за пять лет проведения операции по борьбе с коррупцией сменилось шесть правительств.
Жесткое законодательство было принято в США. В частности, если член преступной группировки не сотрудничает со следствием, у его семьи конфискуется законно приобретенное имущество и ей остается достаточное лишь для скромной жизни. Из-под мафии, таким образом, выдернули экономическую базу.
Департамент полиции города Нью-Йорка сегодня популярная организация. Продаются кепочки и майки с его логотипами. А 20 лет назад этот департамент сам фактически был преступной группировкой. Коррумпированные полицейские были не заинтересованы в профилактической работе и раскрытии преступлений. Специально созданная в 1971 году комиссия Нэппа (Knapp Comission) выяснила, что полицейские получали взятки целыми отделениями. Каждое игорное заведение платило копам ежемесячную мзду, которая на жаргоне называлась «корзиной». Затем каждому копу полагался «орех», то есть его доля в общей добыче. Позже была вскрыта существовавшая в полицейских подразделениях система «внутреннего рынка», где можно было купить различного рода служебные привилегии, вплоть до получения званий и должностей. А сегодня бывают целые дни, когда в восьмимиллионном городе вовсе не совершается преступлений.
Принципиально важны две вещи. Первое – необходимо политическое желание. Когда спросили творца экономического чуда – премьера в Сингапурае Ли Кван Ю: «Как вы победили старинный народный обычай давать взятки?» – он ответил: «Посадил двоих своих друзей, и все все поняли». А у нас в стране есть другая поговорка: «Единственная должность, с которой нельзя уволить, – это друг начальника».
– Михаил Геннадьевич, у вас нет сожаления о том, что не удается реализовать свои идеи на деле, в исполнительной власти, например, в каком-нибудь министерстве или российском регионе?
– Я понимаю, что сегодня в России вряд ли удастся сделать что-то, что позитивно отразится на жизни людей. Поэтому не расстраиваюсь из-за неосуществимого. Да, я жестко критикую сегодняшнюю политику. Но живу здесь и сейчас – и радуюсь этому.
(Полную версию интервью Михаила Делягина читайте в апрельском номере журнала «Бизнес ТЕРРИТОРИЯ»)
Глеб ЧИСТЯКОВ