Кинолюбители летали на байке, ныряли под воду и плакали
Словами «Поехали!», произнесенными в Тверском доме народного творчества 12 апреля, в День космонавтики, открылся 46-й фестиваль любительских фильмов «Земля Тверская». Он собрал самых преданных поклонников кино со всего региона
На стене – фото Юрия Гагарина в скафандре, зал ломится от киноманов, и проектор готов к пуску. Гаснет свет, и зрители отправляются в путешествие, которое продлится – с перерывами – 8 часов. В конкурсную программу фестиваля включены более 50 фильмов всех жанров: документальные, игровые, мультипликационные, научно-популярные, социальная реклама, клипы.
– Отбор фильмов был довольно серьезным, – говорит Николай Осипов, тверской киновед и бессменный организатор фестиваля. – Заявки на участие подали как опытные студии, так и дебютанты. Примерно из 100 фильмов, которые мы просмотрели, отсеялась половина.
Фестиваль «Земля Тверская» вырос из калининского фотокиноклуба, в 1960-х располагавшегося в здании ДК полиграфкомбината. Первый областной фестиваль любительских кинофильмов состоялся в кинотеатре «Вулкан» в 1964 году. А в 1975-м в Калинине прошел Всесоюзный фестиваль любительских кинофильмов – жюри возглавил известный режиссер Григорий Рошаль. С 1994-го все кинолюбители области собираются под крылом Дом народного творчества, а фестиваль «Земля Тверская» стал для них самым ярким и ожидаемым событием. В этом немалая заслуга Николая Осипова, который на протяжении почти 30 лет является вдохновителем и организатором обучающих семинаров и мастер-классов, кинофестивалей в городах и районах Тверской области.
КАДР 1. ПОПА, ЖИВОПИСЕЦ И КОТ С АКВАЛАНГОМ
Конкурсная программа фестиваля делится на три части: детская, юношеская, взрослая. Каждый фильм идет не более 15 минут.
Некоторые из них даже неискушенному зрителю кажутся затянутыми и откровенно «самодеятельными»: актеры неестественны, сценарий неорганичен, видеоряд непродуман. Для других авторов, более профессиональных (причем это не всегда зависит от возраста), порой хватает и минуты, чтобы раскрыть тему. Но главное – все фильмы сняты с душой, и зрители закрывают глаза на недостатки.
Однажды ремешок в гости к попе ходил. Он стучался, стучался, да попа его не впустила. Так неожиданно и остроумно раскрыта привычная, вроде бы житейская ситуация в «Сказке про озорника» – авторы Любовь Абрамова и Юрий Синюков из тверской студии «Ха-миллион». Этот мультфильм вызывает бурные аплодисменты и смех в зале.
– Кино должно удивлять, притягивать зрителя. Изучив основы сценарного искусства и владения светом, ракурсом, перспективой, можно добиться того, чтобы зритель не выходил из зала с мыслью «Я уже знаю, о чем это», – объясняет потом Константин Купцов, руководитель «Ха-миллиона» и еще двух студий: «Фокус, 1980» и «Дарвид».
Фильм опытного кинематографиста из Калязина Сергея Козлова «Не жалею, не зову, не плачу…» о художнике Александре Колосове показывают в конце конкурсной программы. Многие зрители к тому времени уже покинули зал – и зря. Именно этот фильм стал жемчужиной фестиваля.
В 47 лет тяжелая травма приковала Александра Колосова к инвалидному креслу, и тогда он взял в руки кисть. Живопись спасла его от отчаяния, прославила его как замечательного художника и позволила делать многое для родной земли – в частности, на вырученные средства построить часовню и звонницу в селе Никитское. Фильм – это уникальное собрание видеосъемок, которые велись в течение десяти лет. «Не жалею, не зову, не плачу…» – из тех художественных произведений, которые заставляют цепенеть: переосмыслить свое место в мире и поклясться «стать чище и добрее». На глазах у многих зрителей в тот момент навернулись слезы.
Многие фильмы, показанные в первый день фестиваля, затрагивали серьезные темы: войны, любви, веры, экологии… От этих серьезных тем позволяли отдохнуть фильмы, снятые в развлекательной форме. Один из таких – «Подводный кот», история о том, как на кота надели скафандр и спустили его на дно морское. Автор этой безумной идеи – тверской дайвер Вадим Шестаченко. Немало интересного он поведал, кстати, и в фильме Феодосия Юркова «Дайвинг-клуб», но уже в качестве интервьюируемого, а не режиссера.
КАДР 2. ПРОГУЛЬЩИК МОЖЕТ СТАТЬ РЕЖИССЕРОМ
На следующий день, пока жюри готовится к награждению, руководители студий делятся опытом создания фильмов и – что самое интересное – секретами творческого общения с учениками.
Виктор САЛОВ, студия «Калинка», Кашин:
– Есть ребята, которые детально продумывают образ и взвешенно конструируют фильм от начала до конца. Есть «торопыги»: готовы освоить программу монтажа за пять минут и уже завтра вечером принести отснятый и смонтированный фильм. Главное при этом не техника, а понимание изображения. При работе с детьми я большое внимание уделяю фотографии, потому что фильмы и складываются из таких кадров. Вот идем мы с ними по городу, видим – забор из черной решетки, сверху висят сосульки, сзади – кирпичные стены. Ребят, что вы видите? Черная решетка – это вертикальный ритм, сосульки – мелодия, кирпичная стена – горизонтальный ритм. Вот такое музыкальное произведение. Фотография – это не щелчок одной кнопки, а высказывание…
Юрий КОКОРИН, студия «Метроном», Вышний Волочек:
– В съемочную группу входят ассистенты, костюмеры, операторы, актеры… Сначала дети пробуют себя в разных ролях, в студии мы развиваем разные способности. Много внимания уделяется, например, творчеству по сути своей журналистскому: дети пишут заметки, интервью; изучают основы сценарного искусства и пробуют себя в этом… Потом становится ясно, у кого что больше получается.
Олег ДВОРНИКОВ, руководитель народного медиацентра «Дай 5», Нелидово:
– Разные бывают проблемы с учениками. Вот Стас Крылов: на уроки в 11-м классе не ходил, меня ругали, что я отбиваю детей от учебы своей телестудией, не даю готовиться к ЕГЭ. Он сдал литературу и русский на сотню баллов, подал на режиссера кино и телевидения в Московский университет культуры. Он показал свои фильмы, написал сценарий на творческом конкурсе – и его просто схватили первого. Теперь Стас учится там очень успешно.
Так что нужно привлекать детей к участию в конкурсах. Вообще в Твери нужно организовать 4-5-дневный фестиваль кинематографистов, чтобы подключился Комитет по делам молодежи, министерство образования, губернатор… Один день для фестиваля – это мало. Попробуйте проехать из Нелидова в Тверь 250 км по разбитой дороге, а на другой день назад… Мучить детей мы не имеем права.
КАДР 3. ЗЛОЙ КОП, ДОБРЫЙ КОП
– Хотел бы предостеречь всех участников: опасайтесь Интернета! – замечает на подведении итогов член жюри, сценарист Виктор Бабковский. – Часто возникает искушение взять оттуда картинку, вместо того чтобы взять ее из жизни… Из положительного на этом фестивале отмечу следующее: отрадно, что в кино появился герой. В первую очередь я имею в виду Александра Колосова…
К слову, жюри не делало скидку на возраст участников и ко всем фильмам предъявляло серьезные и «взрослые» требования.
Директор «Тверьгосфильмофонда» Иван Демидов и заведующая отделом киноискусства Российского Дома народного творчества Наталья Голева перед объявлением итогов тщательно разбирают каждую работу – при этом играя в «хорошего и плохого полицейских».
Вот некоторые из номинантов. Лучший анимационный фильм – известная вам «Сказка про озорника». Диплом «Юному дарованию» получила Кристина Давыденко за трогательный мультфильм «Цветок». Лучшим фильмом на патриотическую тему стал «Дневник партизана» студии «Дай 5», лучшей режиссерской работой признан «I believe» Игоря Сторожева.
Гран-при фестиваля – «Не жалею, не зову, не плачу…» Сергея Козлова.
Дмитрий КОЧЕТКОВ