Экономическое чудо пролетело мимо

29.04.2013, 10:40

Секрет успеха, секрет провала

 

Почему не получилось у Тверской области, а получилось у Калужской

 

В последние два года многие в Тверской (да и не только Тверской) области опустили руки – все бесполезно, ничего сделать невозможно, разговоры об инвестициях и улучшении качества жизни остаются разговорами. Признаться, я тоже так думала, пока не побывала на прошлой неделе в Калужской области, регионе, где сумели не только перейти от слов к делу, но уже пользуются реальными плодами этих дел

 

СЛОВА БЫЛИ РАНЬШЕ

 

На сборочном конвейере «Фольксвагена»Обо всем том, что стало рецептом успеха Калужской области, в Тверской области начали говорить гораздо раньше, чем там. На страницах газеты «Караван+Я» мы с нашим главным редактором Геннадием Климовым искали пути развития Тверской области еще в конце 90-х, когда региональная власть вообще не понимала разговоров о территориальном развитии и всех, кто смотрел дальше собственного кармана, считала, мягко говоря, романтиками. Потом появился губернатор Дмитрий Зеленин, охотно подхвативший нашу риторику. Его первая команда, такие люди, как ответственный в начале зеленинского правления за экономику Андрей Лошаков, великолепно знали западный опыт и поначалу считали, что у них что-то получится и с созданием индустриальных парков, и с разработкой стратегии развития Тверской области.

Первые несколько лет мы слушали их в искренней надежде, что «через четыре года здесь будет город-сад». Некоторые улучшения действительно происходили. Последний избранный мэр Твери Олег Лебедев приводил в порядок город (по слухам, конечно, не забывая себя и свою команду в плане материальном – но цветочки, фонтаны, плитка и т.д. радовали глаз). В областную администрацию почти каждый день приезжали иностранные делегации, в редакции шли пресс-релизы о подписании соглашений с очередным инвестором. В Бурашевском сельском поселении планировались огромные поселки эконом-класса по типу «одноэтажная Америка», в Завидове начал строиться рекреационный город-спутник…

 

А ДО ДЕЛА НЕ ДОШЛО

 

Но прошло семь лет, и из всего обещанного в реальной жизни мы видим процентов 20. И кажется, что это везде так. Нет больших предприятий знаковых инвесторов – тверское строительство завода японской компании «Хитачи», которую с огромным трудом привлек в конце своей работы на нашу территорию Дмитрий Зеленин, оказалось минувшей зимой в центре ужасной криминальной истории. Не складываются кластеры, отдельные предприятия, возникающие в сфере полиграфии и логистики, не объединены общей идеологией и концепцией, они просто работают здесь, поскольку им удобно, безо всяких преференций.

И на фоне всего этого пессимизма – успех Калужской области. Сами калужане считают, что большая часть их успеха заключается в удачном географическом положении (170 километров от Москвы по Киевскому шоссе). Но у Тверской области местоположение гораздо удачнее! В Калужской области и самой Калуге меньшее количество населения, не такой красивый областной центр, не так были развиты еще советского образца промышленность и высшее образование, нет такое количества знаменитых выходцев из губернии (от Салтыкова-Щедрина до Путина)… А вот поди ж ты!

 

АВТОКЛАСТЕР МОГ БЫ БЫТЬ В РЖЕВЕ

 

Все началось в 2006, когда в Калуге решил размещать свое сборочное производство автогигант «Фольксваген». Надо отметить, что до этого немецкий концерн изучал возможность размещения своего российского завода на промышленной площадке под Ржевом. В Тверской области им подходило все: логистика лучше, чем в Калуге, федеральная трасса Москва – Рига, железная дорога, недалеко от столицы и аэропортов, хорошо подготовленные кадры (Ржев всегда был городом машиностроителей). Но что-то отпугнуло немецких инвесторов…

А в Калуге, где их все устроило, начал развиваться автомобильный кластер. Как сказал мне директор калужского центра автомобилестроения Олег Уклечев, регион создал своего рода «базовый комочек» для привлечения инвесторов, и сегодня этот «комочек» как снежный ком растет и тянет за собой всю экономику.

 

ПОЛНЫЙ ЦИКЛ

 

Дмитрий Медведев на закладке камня  в фундамент завода по производству автомобильных двигателейСначала Калугу упрекали: мол, что это за достижение – «отверточная» сборка, инвесторы не принесли с собой никаких современных технологий, только дверцы к машинам привинчивают! Но вслед за крупноузловой сборкой появилась сборка полного цикла, и сегодня в Калуге полностью собирают «Фольксвагены» («поло», «гольф», «тигуан»), а также «Шкоды» («октавия» и «фабия»), крупноузловая сборка осталась только для «туарегов». Перешел на полный цикл и завод «Пежо-Ситроен», а также завод грузовиков «Вольво». Подтянулись поставщики: канадская компания «Magna», изготавливающая бамперы, «Gestamp», компания, штампующая металлические детали кузовов, западные компании, производящие автостекло, автокресла. Скоро начнет работать завод по производству шин «Continental». А «Фольксваген», между кузовным и сборочным цехами, заложил первый камень завода по производству двигателей (сейчас все двигатели этой марки самого распространенного объема 1,6 выпускаются в Китае).

Сейчас на «Фольксагене» работают 5700 человек – это даже по советским меркам градообразующее предприятие для Калуги, города с населением чуть больше 300 тысяч. Очень непривычное в последние годы зрелище – работающие молодые русские мужчины (таджиков в цехах мы не увидели, на конвейере трудятся русские парни, средний возраст – 28 лет, те самые, что у нас идут в чиновники, офисные служащие или в охранники и водители).

Я побывала на предприятии еще одного калужского кластера – фармацевтического, заводе компании «Хемофарм», тоже первым пришедшим в Калужскую область в 2006 году (выпускает нестероидные противоспалительные препараты, популярные препараты от давления, противовирусные лекарства). И там тоже 90% сотрудников – молодые мужчины.

Развиваются сельскохозяйственный и туристический кластеры. Уникальный парк «Этномир», появившийся на границе Калужской и Московской областей, – это вообще реализация нашей давней идеи по развитию Торжокского района (к которой в Тверской области так никто и не отнесся серьезно).

Примерно пять индустриальных парков, в каждом – по 15-20 резидентов всемирно известных компаний. Тверской области о таком теперь только мечтать! А ведь все это могло быть у нас.

 

ИНОСТРАНЦЫ ПОДТЯГИВАЮТ ЖИЗНЬ К ЗАПАДНОМУ УРОВНЮ

 

О механизме, который позволил Калуге добиться такого развития инвестиций, будет подробно рассказано в майском номере журнала «Бизнес Территория». Вкратце же вывод таков: очень многое зависит от первого лица региона, от его инициативности, с одной стороны, и от отсутствия личных бизнес-интересов – с другой. Корпорация развития Калужской области – это государственная организация, целью деятельности которой является создать условия для инвесторов. Доходы область получит потом, когда они закрепятся на территории, в виде налогов, рабочих мест и т.д. Иностранный бизнес, по словам моей новой знакомой Анны Каминской, заместителя генерального директора ОАО «Корпорация развития Калужской области», подтягивает за собой все – и образование, и сферу обслуживания, и т.д., и т.п. Например, понадобилось западным компаниям, чтобы в регионе развивался IT-кластер, R&D (по-нашему НИОКР) – пожалуйста, подтянем науку (хотя изначально в Твери, где существовал НИИ Центрпрограммсистем, очень сильные факультеты АСУ в Политехе и прикладной математики в университете, для этого было больше возможностей).

Особенно удивил меня поселок малоэтажной застройки эконом-класса «Воскресенское». Тысячи домиков с небольшими участками по цене городской квартиры в старом панельном доме, все уже проданы и заселены, управляющая компания сажает цветочки, охрана поднимает шлагбаум для въезжающих машин, открыта новая школа на 650 учеников и два детских сада. Ау, тверские девелоперы из Бурашева и Завидова, где можно посмотреть, что получилось у вас?

 

О РОЛИ ЛИЧНОСТИ

 

Все, с кем я общалась, прежде всего западные руководители предприятий, отмечают работу губернатора Калужской области Анатолия Артамонова. У них есть его номер мобильного телефона, ему можно позвонить в любой момент для решения возникающих проблем. В принципе, так было и в нашей области с Дмитрием Зелениным.

Но принципиальное отличие – в жизненном пути. Артамонов – коренной калужский руководитель, родился в здешнем селе, после того как выучился в Москве на инженера сельхозпроизводства, работал в области, руководил совхозом, был секретарем райкома, затем обкома. То есть прошел все ступени, снизу вверх. И когда в 2000 году Артамонов в первый раз был избран губернатором, он знал и область, и людей, с которыми предстоит работать. «Нужный человек в нужном месте в нужное время», – так отзываются о нем люди, вовсе не склонные к лести. «Внутренние ограничения», например, безумные сроки согласования проектов, губернатор умеет разрешать, беря на себя ответственность. И поэтому если в Калуге сказано, что двигателестроительный завод будет построен в 2015 году, это значит, что это случится вовремя.

С тех пор как вышел из КПСС, нынешний калужский губернатор принципиально беспартийный. На дорогах региона много рекламы территории. Все это без навязчивой символики «Единой России». Особенно понравилось мне: «Калужская область – сохраняем традиции, строим умную экономику». Прямо как у нас списано! Концепция «умное делание: умная политика, умная экономика, умное производство» сформулирована главным редактором журнала «Умное производство» и по совместительству еженедельника «Караван+Я» Геннадием Климовым (Владимир Путин в своих предвыборных статьях расширил эту формулу понятием «умная оборона»). Но реализуется концепция не на тверской земле.

Неужели в каждом регионе невозможно найти такого руководителя, из местных, прошедшего школу руководства с самых азов? Почему нам «везет» на разного рода «десантников» и «инопланетян»?

Мария ОРЛОВА

16 0
Лента новостей
Прокрутить вверх