Сергей Бельчевичен: «Россию не поглотят ни Восток, ни Запад»

29.04.2013, 10:51

Тверской теоретик культуры – о мигрантах, Мережковском и шпаргалках

 

Современное общество перенасыщено информацией. Новости и мнения сочатся отовсюду: официальные СМИ, соцсети, блоги и микроблоги. Но, как это часто бывает, за деревьями не видно леса. Сквозь сплошной поток новостей бывает сложно разглядеть глобальные процессы, происходящие в обществе. Человек теряется в информационном лесу и не знает, по какому пути следовать. Анализировать и систематизировать общественные явления и тенденции – сверхзадача современных философов. На актуальные вопросы «Каравана» отвечает доцент кафедры философии и теории культуры ТвГУ, кандидат философских наук Сергей БЕЛЬЧЕВИЧЕН

 

О МАССКУЛЬТЕ И НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВЕ

 

– 21 декабря 2012 года мир готовился к концу света. Физически мы вроде остались целы, но есть ощущение, что в мире запущен какой-то алгоритм, связанный в том числе с ноо-сферой – разумной оболочкой планеты. Насколько, на ваш взгляд, правдивы рассуждения о закате культуры в ее европейском понимании?

– Впервые о кризисе европейской культуры заговорил Ницше. Он подметил, что идеи и ценности, провозглашенные в эпоху Возрождения, оказались несостоятельны. Потому философ и заговорил о «смерти человека» и о «смерти Бога». Заслуга Ницше в первую очередь в том, что он тщательно изучил процессы развития европейской культуры. Он одним из первых ввел понятие массовой культуры. Он обозначил проблему личности в начавшем формироваться «массовом обществе», которое вырабатывает свои стереотипы, мешающие личности развиваться. Там человек теряет свою индивидуальность. И Ницше резко выступал против «массовой культуры», называя ее признаком болезни общества. Он считал, что европейскую культуру нужно изменить, выдвигая новые социально-культурные идеалы. Его собственный идеал был связан с идеей сверхчеловека.

В русской традиции тоже есть авторы, которые были сторонниками Ницше. Первое исследование, которое я писал еще аспирантом, посвящено творчеству Дмитрия Мережковского. Его работы «Больная Россия», «Грядущий Хам» находятся как раз в русле ницшеанских рассуждений о дегуманизации европейской культуры. Так что еще сто лет назад многие мыслители были уверены в том, что европейская культура переживает не лучшие времена.

– Часть интеллигенции сегодня критически настроена по отношению к христианству. На ваш взгляд, этот скепсис – тоже часть заката европейской культуры?

– Процессы, связанные с религией, всегда сложны. В Европе они проходят совершенно по-разному. В одних странах мы видим, что христианство укоренилось и стало частью национальной идентичности, однако то, что возможно в Голландии, совершенно невозможно, скажем, в Польше.

– Скандальные пляски «Пусси Райот» одни называют частью спланированной атаки на православие, а другие – экстремально выраженной реакцией на сращивание церкви и государства, на лимузины и дорогие часы служителей церкви, которые раздражают народ.

– Полемика вокруг того, подобают ли священнику предметы роскоши, стары как мир. Вспомним хотя бы исихастов-нестяжателей. А Мережковский еще и упрекал церковь в византийской созерцательности и требовал от нее большей социальной активности, взаимодействия с обществом. За это его называли «русским протестантом». Но нужно помнить, что православие сыграло огромную роль в нашей культуре, в формировании нашей идентичности. И следует соблюдать четкую грань между этой традицией и свободой творчества.

 

О МИГРАНТАХ И МИРОВОМ ТРЕУГОЛЬНИКЕ

 

– Сегодня любой человек без всякой цензуры может выплеснуть свои эмоции в информационное пространство. На ваш взгляд, это достижение или деградация?

– Мы снова возвращаемся к тому, что свобода творчества должна коррелировать с принятыми в обществе ценностями. Например, мы не должны своими высказываниями задевать чувства верующих. Это очень важно, поскольку создает основу для общественного согласия и делает общество более устойчивым.

– По поводу устойчивости и неустойчивости следующий вопрос. Есть идея трехполярного мира: Запад, Восток, а между ними Россия. Треугольник – самая устойчивая фигура, потому что все его углы лежат в одной плоскости. И существует мнение, что Запад и Восток веками стараются сплющить Россию между собой, не понимая ее роли в устойчивости мироздания. Наблюдаете ли вы проявления этой теории в сфере вашего научного интереса – культурологии?

– Я бы скорее говорил о диалоге культур, интенсивность которого в глобальном мире возрастает. И мне более понятна схема, которую предлагает немецкий философ Карл Ясперс. В своей работе «Смысл и назначение истории» он выделяет несколько культурных центров в современном мире: США, Западная Европа, Россия, исламский мир, Индия, Китай, африканский континент. Уровень их развития совершенно различен. Они играют разную роль, но они находятся в непрестанном диалоге. Русская культура очень устойчива, она основана на определенных идеях, в том числе на религиозных традициях. И на протяжении веков, взаимодействуя и с западной культурой, и с восточной, она остается прочной, консолидированной. Поэтому я думаю, что теория о поглощении России Востоком или Западом неверна.

– Сложно говорить о диалоге культур, когда приезжие создают в европейских городах национальные кварталы, делая из них клоны своего, традиционного общества…

– Появление большой турецкой общины в Германии было связано не столько с тем, что турки вдруг приехали в Германию, а с осознанной политикой немецких властей: страна тогда остро нуждалась в рабочей силе. То же и в России – сейчас имеет место демографическая лакуна, связанная с уменьшением рождаемости. Впереди нас ждет новый демографический провал – когда в детородный возраст войдут дети 90-х. И здесь важна политика государства, которая будет жестко регулировать миграционные процессы. Нет плохого в том, что в Россию приезжают представители других этнических групп. Просто они должны соблюдать наши законы, традиции, знать язык и не противопоставлять себя местному населению.

 

О ШПАРГАЛКАХ И ДЕТЯХ 90-Х

 

– За время вашей работы в ТвГУ сменилось не одно студенческое поколение. Чем отличаются студенты разных эпох?

– Сам я представляю советское студенчество, окончил ТвГУ в 1990 году и считаю полученное образование фундаментальным. Нынешние студенты, на мой взгляд, более прагматичны. Они сразу ставят перед собой четкую цель, они что-то для себя уже решили. Может быть, они не знают, какую работу будут выполнять в будущем, но у них уже есть список материальных благ, которыми они хотят обладать к определенному возрасту. По опросам, именно с хорошей работой и зарплатой связывает свое будущее большинство студентов. И, по моим наблюдениям, приобретя прагматизм, ребята теряют интерес к книге. Сейчас студенты читают значительно меньше. И хотя мы живем в информационном обществе, Интернет не заменит живой книги, которую можно подержать в руках, полистать. Все это дети 90-х. Это не потерянное поколение, нет… В нем есть и талантливые дети, но с ними нужно много работать. Тем более в ТвГУ приходят не представители массовой школы, а те, кто обладает определенным потенциалом, кто прошел ЕГЭ.

– Никто и никогда меня не убедит, что ЕГЭ – это хорошо.

– В ЕГЭ я вижу совершенно очевидные минусы и очевидные плюсы. О плюсе мне говорили сами школьники: мы можем поступить в вуз, не сдавая экзаменов. К минусам относятся ошибки при составлении тестов, а ведь каждый тест – это чья-то судьба. Кроме того, есть целый ряд творческих специальностей, к которым неприменим ЕГЭ.

– Некоторые преподаватели снисходительно относятся к использованию студентами шпаргалок, мотивируя это тем, что, во-первых, шпаргалка – это вид справочной литературы, а умение пользоваться ею уже дорогого стоит, а во-вторых, составить лаконичную и емкую шпаргалку на маленьком листочке бумаге – тоже искусство. А какова ваша позиция?

– В студенческие годы я никогда не составлял шпаргалок, у меня была своя собственная методика подготовки. Во-первых, я старался посещать все лекции, во-вторых, перед лекцией я начитывал для себя соответствующий раздел из учебника, чтобы сопоставлять, что говорит автор и что говорит лектор. Так материал структурируется гораздо легче. Потом старался выписать в блокнот ключевые понятия и термины. Получалось нечто вроде опорного конспекта. И когда на экзамене берешь билет, сразу все всплывает в памяти. А вот недавно я увидел, как в одном из документ-центров делали шпаргалки по анатомии для будущих врачей. Нехорошо это. Я бы к такому доктору не пошел.

Дмитрий ХОДАРЕВ

136 0
Лента новостей
Прокрутить вверх