Город, удобный для жизни

07.05.2013, 10:10

Проблема пробок решаема, нужна только политическая воля

 



 

Уважаемый губернатор Шевелев!

За последние несколько лет город Тверь теряет свои конкурентные преимущества, определяемые ранее высоким качеством жизни. Особенно это стало заметно в последние два года, которые совпали с вашим губернаторством. Рост числа автомобилей и непродуманная градостроительная политика привели к транспортному коллапсу.

Вы приняли ряд мер, которые, казалось бы, должны решить транспортную проблему Твери: начался ремонт Восточного моста и проектирование нового Западного моста через Волгу, на эти цели в 2013 году в бюджет заложена сумма 1,2 миллиарда рублей. Однако поверьте, что эти деньги будут потрачены, но транспортная проблема не решится. Между тем существуют проверенные методики, которые позволяют эффективно устранять «транспортную зависимость» городов организационными мерами, не требующими таких трат городского и регионального бюджета. Для этого нужно привлечь знающих людей, а не отдавать проблему на откуп малообразованных чиновников, цель которых «освоить средства». Здесь нужен профессиональный подход.

В силу полной некомпетентности ваших сотрудников наше издание в инициативном порядке профинансировало группу специалистов, которые изучили мировой опыт и выработали решения транспортной проблемы Твери. Это подарок от нашего коллектива вам лично. Рекомендую использовать их в вашей практической деятельности. В случае вашего обращения мы готовы организовать консультирование ваших сотрудников.

 С пожеланиями наилучшего, Геннадий Климов



 

Группа специалистов разработала предложения по проведению сбалансированной транспортной политики в городе Твери

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

В городах и регионах, которыми руководят эффективные политические лидеры, основным инструментом решения транспортной проблемы становится местная школа специалистов транспортного планирования. В таких городах и регионах преодоление «автомобильной зависимости» происходит за счет новых идей развития.

Признаком удобного для жизни города признается сочетание здоровой экономики и стабильных социальных отношений с гуманитарно ориентированной городской средой. Эти условия практически недостижимы в «автомобильнозависимых» городах. Архитекторы из Германии, Швейцарии, Нидерландов, Бельгии, Швеции и ряда других стран пришли к единодушному признанию того факта, что города с автомобильным доминированием не могут быть удобными для жизни и не имеют перспектив. Этого же принципа придерживаются красивейшие города Европы: Вена, Прага, Барселона и др. Тверь, созданная по проектам лучших европейских архитекторов, несомненно, тоже должна придерживаться этого принципа.

Путь к гуманной городской среде лежит через формирование сбалансированной транспортной системы, где доминируют общественный транспорт и пешеходные сообщения, а заторы становятся не нормой, а исключением из правил.

В силу того, что муниципальная власть в Твери последнее время деморализована бесконечной чередой реформ, предлагаем вам, господин губернатор, осуществить набор политических мер, которые позволят быстро освободить Тверь от транспортного коллапса.

Необходимо:

1. Создать программу стимулирования общественного транспорта за счет улучшения качества массовых перевозок, в частности – обеспечения независимости работы маршрутов и линий общественного транспорта от уровня загрузки улично-дорожной сети.

2. Создать программу снижения привлекательности автомобильных поездок в центр города посредством регулятивных, ценовых и планировочных мер.

3. Создать программу по реализации условий для максимального удобства и привлекательности пешеходных и велосипедных передвижений, активизация которых – непременный спутник уменьшения доли автомобильных поездок в структуре городских сообщений.

Для большинства крупных городов, и Твери в частности, необходим тот или иной вид общественного транспорта, занимающий промежуточное место между метрополитенами и «уличными» автобусными маршрутами. Такой «промежуточный» вид транспорта обязан располагать правом преимущественного проезда с приоритетной фазой светофорного регулирования на перекрестках. В качестве такого транспортного средства может стать модернизированная трамвайная линия по маршруту Мигалово – Южный, Горбатка – Константиновка. Эти линии должны быть модернизированы по принципу «легкого метро» (или Stadtbahn в Германии). В последние десятилетия системы «легкого метро» были построены примерно в 100 городах мира.

В большинстве случаев они представляли собой продвинутые варианты традиционных трамвайных линий. В них предусматривалось обособленные низкошумные путевые конструкции, трассированные по осевой линии городских улиц и сочлененные комфортные вагоны большой вместимости.

Вдоль длинной оси города, которая тянется вдоль Волги, пассажиры в основном должны перемещаться по системе «легкого метро», а пересекать реку – пешком по мостам. Более того, следует предусмотреть возможность строительства дополнительных понтонных мостов, паромов и подвесных дорог для пешеходного перемещения людей через Волгу.

По своим эксплуатационным показателям «легкое метро» гораздо больше похоже на метрополитен, чем на обычные трамвайные линии. В таких городах, как Бирмингем, Кельн, Даллас, Калгари, «легкое метро» является базовой системой общественного транспорта, обслуживающей крупные транспортные коридоры «город – пригород». В перспективе такой системой LRT в Твери должен быть оборудован маршрут до Эммауса в сторону Москвы, до Бурашева по южному направлению.

Необходимо ввести в эксплуатацию системы автобусных и троллейбусных маршрутов, трассированные на всем своем протяжении по обособленным полосам и преимущественным правом проезда на перекрестках. Эти системы скоростных автобусных перевозок отличаются от «легкого метро» меньшей капиталоемкостью, но более высокими эксплуатационными затратами: водитель управляет автобусом с номинальной вместимостью 80–140 пассажиро-мест, в то время как поезд рассчитан на 250–750 пассажиро-мест.

Эксплуатационные показатели такого транспорта (скорость сообщения и регулярность движения) во многом зависят от работы полиции по обеспечению условий приоритетного проезда, поэтому для реализации поставленных целей должна быть создана совместная программа с ГИБДД.

Для реализации плана, господин губернатор, вам необходимо сделать следующие шаги:

 

Шаг 1

1. Вы должны немедленно выпустить приказ о запрещении своим сотрудникам ездить на работу на автомобиле. Это же предлагаем вам рекомендовать чиновникам мэрии Твери и администрации Калининского района. Они должны ездить на работу в городском транспорте. Только это позволит убрать с улиц центра Твери около 500 автомобилей и значительно снять нагрузку на мосты в утренние и вечерние часы.

2. Запретить движение маршруток по улице Советской, Тверскому проспекту, улице Новоторжской. Это позволит оттеснить маршрутчиков на периферию города и загородные маршруты, где они необходимы, и сделает рентабельными троллейбусные и автобусные маршруты в центре Твери.

3. Ввести немедленно платные стоянки по всему центру города, особенно у административных зданий по принципу: дольше стоишь – дороже стоит час.

 

Шаг 2

Ввести в управленческую практику следующие принципы:

1. Пешеход важнее автомобиля. Велосипедист важнее автомобиля. Маршрутный автобус или трамвай важнее автомобиля, но все автомобилисты равны. Так как в этом не может быть исключений, то вы, как губернатор, первым отказываетесь его нарушать и сдаете «синее ведерко» с вашего автомобиля на склад. Отныне вы будете перемещаться по городу как обычный гражданин, – иначе ситуация на дорогах не изменится никогда – и все усилия бессмысленны.

2. Движущийся автомобиль важнее припаркованного: первый выполняет полезную транспортную работу, второй – нет. В городе должна начаться беспощадная борьба с нарушителями правил парковки. В перспективе все участки в городе должны иметь собственника, и без его разрешения парковка должна быть запрещена. На муниципальной земле парковка возможна только в установленных местах. Со временем любая парковка должна быть платной (плата через автоматы или парковочные билеты), но на окраинах она должна быть в 10 раз дешевле, чем парковки в центре. Если на стационарных стоянках действует принцип «дольше стою, меньше плачу за час», то на уличных стоянках все наоборот – «меньше стою – дешевле плачу за час».

 

Шаг 3

Необходимо провести сертификацию уличной сети. Должны быть выделены городские скоростные магистрали (фривэи), трассированные вне пятен застройки. Ни один современный город не обходится без четкой функциональной стратификации улично-дорожной сети. К фривэям примыкания – редкие и правильно обустроенные; пешеходов и светофоров не должно быть вовсе.

На фривеях допустимая скорость должна быть 110 км/час. Необходимо начать строительство (запланированное еще в советское время) фривэя по берегу р. Лазури с транспортной развязкой с Тверским проспектом, по берегу Тьмаки с выходом на Беляковский переулок и Комсомольскую площадь. Обеспечить соединение улицы Паши Савельевой через станцию ж.д., станцию «Санаторий» с федеральной трассой «Россия». Осуществить строительство фривэя с Красинского моста через Тверцу до микрорайона Юность.

Второй базовый контур – это улицы. Здесь хозяин – пешеход. Здесь скорости движения автомобилей строго лимитированы, и светофоры на каждом шагу.

Необходимо установить в Твери ограничение скорости движения на всех улицах (кроме фривэев) в 50 км/ч. Это ограничение связано с тем обстоятельством, что скорость пешехода – 5 км/ч, между тем более чем 10-кратное превышение этого показателя массивным движущимся предметом небезобидно для человеческой психики. Специалисты связывают это соображение с психофизическим законом Вебера – Фехнера. Поэтому для психического здоровья горожан скорость не должна превышать 50 км/ч.

В удобном для жизни городе всегда удобно передвигаться пешком: там непременно есть многочисленные пешеходные зоны, куда можно добраться на городском транспорте, велосипеде или такси, но невозможно приехать на своем автомобиле. Стоянка автомобилей на тротуарах блокируется либо несложными инженерными средствами, либо административными запретами под угрозой драконовских штрафов.

Граждане, доехавшие на своих автомобилях до центра, арендуют на условиях почасовой оплаты или месячного абонемента парковочные места (лоты). Парковочные тарифы в центральных деловых районах, как правило, чрезвычайно высоки. На Манхэттене, к примеру, месячный парковочный билет стоит от 800 до 1500 долларов. Для Твери для центра месячный абонемент должен стоить порядка 300 евро. За первый час стоянки – 50 рублей, за каждый следующий час – по 100 рублей.

Примерно до середины 1970-х годов муниципалитеты строили паркинги за счет городского бюджета и требовали от бизнеса, чтобы парковочные места закладывались в проекты любых новостроек делового, торгового, развлекательного и иного публичного назначения. В середине 1970-х годов произошел перелом в общественном сознании: сначала на уровне научных статей, потом уже и в городских регламентах. Удобные и доступные паркинги в CBD – это сигнал для горожанина приезжать в центр на автомобиле. Организация городского пространства по принципу «один служащий – один автомобиль» или «один покупатель – один автомобиль» в центре Твери невозможен. Это зона в основном для пешеходного перемещения.

Поэтому городская транспортная политика в Твери должна строиться по другому принципу. Необходимо довести до каждого горожанина простейшую мысль: автомобиль в центре припарковать трудно и дорого, сюда надо приезжать на общественном транспорте, на такси, либо со спутником за рулем, который тебя довезет и немедленно уедет из центра.

И пусть у респектабельного горожанина будет в семье два или три автомобиля; он будет ими пользоваться и получать все удовольствия автомобилизированного города, но только за пределами центрального делового района города. Это главный принцип. Поэтому стоянки в центре города должны быть дорогими и строго лимитированными. Перехватывающие парковки должны быть построены у въездов в город, у мостов со стороны Заволжья, у конечных остановок троллейбусов и автобусов, для тех, кто проживает за городом и ездит на работу в Тверь. Доехав до Твери, они должны пересаживаться на общественный транспорт.

Следует стимулировать работодателей не слишко м поощрять автомобильные поездки наемного персонала. Американский эксперт по организации транспортных городских систем В. Вучик детально описывает тонкости этого механизма. Основная часть персонала компаний, имеющих офисы в центре города, должна пользоваться общественным транспортом или даже велосипедом. Ареал автомобильных поездок большинства горожан должен простираться от дома до перехватывающей парковки, до супермаркета, до стадиона или кинотеатра, но не в центр города на работу.

 

Шаг 4

Следует создать в Твери организационную структуру (так называемых MPO – Metropolitan Planning Organizations), осуществляющую работу по модернизации транспортной системы. Эту структуру должен возглавить специалист, знакомый с теорией вопроса и имеющий соответствующую квалификацию.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОТ РЕДАКЦИИ

 

Добросовестно внедрив эти мероприятия, господин губернатор, вы решите транспортные проблемы Твери. Детальный проект стоит не более 300 тысяч евро; напомним, что вы уже потратили 30 миллионов евро с нулевым результатом. Если вы считаете наши предложения недостаточно авторитетными, то рекомендуем вам обратиться, например, к выдающемуся российскому урбанисту, академику Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) Юрию Петровичу Бочарову или президенту РААСН Александру Петровичу Кудрявцеву. Проблемы начинают решаться, когда их начинают профессионально решать. Нет никаких причин затягивать дело, нужна только ваша воля и ответственность.

Есть и еще один аспект. Как правило, люди начинают передвигаться на своих автомобилях даже на небольшие расстояния потому, что окружающая среда небезопасна и не радует глаз. Разбитые тротуары, обшарпанные фасады, грязь, толпы азиатских гастарбайтеров на вечерних улицах не так угнетают, когда находишься в комфортабельном салоне своего авто. Поэтому решать проблему пробок на дорогах надо комплексно, в совокупности с общей обстановкой в Твери. Люди должны захотеть гулять по тверским улицам – так, как делали они это еще несколько лет назад.

Тверь – изначально очень удобный для пешеходов город. Надо вернуть ему это достойное качество.

33 0
Лента новостей
Прокрутить вверх