Стоит ли переводить автобусы с бензина на метан
На прошлой неделе премьер Дмитрий Медведев подписал распоряжение об использовании природного газа в качестве моторного топлива. Тратить дорогой бензин, к тому же загрязняя атмосферу, власти посчитали неэффективным. И потому к 2020 году в городах-миллионерах половина общественного транспорта должна быть переведена на газ. А в городах с населением около 500 тысяч, к коим относится и Тверь, – треть
СОЛЯРКОЙ ТОРГОВАТЬ ВЫГОДНЕЕ
Следуя логике федерального руководства, через 7 лет третья часть от автобусного парка Твери должна перей-ти на газ. Однако этого вполне может и не случиться – если вспомнить, как у нас развивалась история с попытками отдельных бизнесменов-энтузиастов «газифицировать» тверской транспорт.
Евгений Самолетов и Владимир Татаркин, члены Союза предпринимателей «Солидарность», занимаются именно переоборудованием автотранспорта под газовое топливо. Уже больше 6 лет они вместе с руководством «Солидарности» Владимиром Чернышовым и Михаилом Богдановым пытаются донести свои идеи до руководства Твери.
Тем паче что в городе для этого есть условия: на территории Борихина поля работает автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГКС), единственная в Тверской области. Она заправляет специально оснащенные толстостенными газовыми баллонами автомобили сжатым природным газом – метаном – под давлением 200 атмосфер. Количество заправок, которые она может обеспечить за сутки работы, – 500, что вполне достаточно, чтобы обеспечить топливом все городские автобусы.
Такие станции в конце 80-х годов XX века активно строило Министерство газовой промышленности, преобразованное затем в Газпром. Газ на АГНКС втрое дешевле бензина, но такова уж особенность российского капитализма: зачем заниматься снижением затрат, если их можно переложить на себестоимость продукции и, соответственно, на потребителя. Поэтому и «дочке» Газпрома – компании Газпромнефть, занимающейся исключительно торговлей нефтепродуктами, чьи заправки во множестве появились по всей стране, стало выгоднее торговать соляркой по цене более 29 рублей за литр или бензином. Поэтому газификация российского автотранспорта затормозилась.
МЕТАНОМ ЗАПРАВЛЯТЬ ДЕШЕВЛЕ
Цена одной заправки метаном в три раза ниже, чем традиционным топливом – бензином или соляркой, что позволяет сильно экономить на затратах на перевозки. Это касается не только переоборудованных грузовых автомобилей типа «газель», перевозящих хлебобулочные изделия по Твери и райцентрам, но и автобусов типа «ЛИАЗ».
Например, Конаковское автотранспортное предприятие уже давно и со значительной выгодой использует метан для заправки своих автобусов. Говорят, правда, что в планах Газпромнефти есть намерение в будущем развивать сеть газозаправочных станций. Однако как скоро оно наступит – неясно. Сейчас вместо природного газа развивается другая сеть газозаправочных станций, но это в основном сжиженный пропан-бутан – побочный продукт нефтепереработки. Он по качеству много хуже природного и дороже более чем на 30%. К тому же, как утверждают специалисты, соотношение потребления двигателем внутреннего сгорания бензина и природного газа оценивается как 1,25:1, а бензина и пропан-бутана – как 1:1
Увы, в областном центре, где сегодня автобусы являются, наверное, самым популярным видом городского транспорта, их перевод на газовое топливо «завис» еще и по причине незаинтересованности в том городских властей. Почему власть настолько инертна – неясно. Впрочем, после того, как проблемой перевода общественного транспорта на газ заинтересовались президент России Владимир Путин и премьер Дмитрий Медведев, дело, возможно, сдвинется с мертвой точки. Предприниматель Евгений Самолетов, узнав об инициативе руководства страны, очень рассчитывает, что городское начальство наконец переменит свое отношение к их идеям. Вместе со своим коллегой Владимиром Татаркиным он очень хотел бы встретиться с губернатором Шевелевым, чтобы обсудить пути реализации важного государственного задания.
ВЗРЫВ В МОСКВЕ: ГАЗ ИЛИ ТЕРАКТ?
Недавно в Москве случился неприятный инцидент, слегка подорвавший доверие к газовым заправкам. Накануне 9 Мая на улице Фестивальной в столице произошел взрыв в автобусе, оборудованном под использование газового топлива. И сразу же, не вдаваясь в причины случившегося, руководство ряда транспортных предприятий, в том числе и ОАО «Тверьавтотранс», приняло решение снять с линии автобусы с газобаллонным оборудованием: дескать, все исключительно ради безопасности пассажиров. А то, что баллоны высокого давления, где находится природный газ метан, в принципе не могут взорваться, – никого не смутило.
Вот что думает о взрыве «газового автобуса» в Москве Евгений Самолетов:
– Взрыв на Фестивальной не мог случиться по причине неисправности газового оборудования. Баллоны, изготовленные из легированной стали, рассчитаны на давление в 200 атмосфер. По опубликованным данным, на момент взрыва – в 17.55 9 мая – давление в баллонах не превышало 150 атмосфер. Представьте себе воздушный шарик, он может лопнуть в момент надувания, но никак не наоборот. Так что, скорее всего, это был неудавшийся теракт. Те, кто его задумывал и осуществлял, явно полагали, что в День Победы баллоны сдетонируют в людном месте. Но этого не случилось, да и детонировать там нечему – это же не снаряды, мины или порох, а газ, который без воздуха даже находится, а при утечке тотчас улетит в стратосферу. Похоже, свалить все на состояние газового оборудования власти решили, чтобы не нагнетать обстановку перед Олимпиадой в Сочи…
Вениамин ЕРОФЕЕВ