Торговые сети убивают малый бизнес Твери

28.05.2013, 10:32

«Нас мало, и нас все меньше, но самое страшное, что мы врозь», – могли бы вслед за героями рок-оперы «Юнона и Авось» повторить мелкие предприниматели города Твери.

Если бизнесмен обращается в газету с надеждой на помощь, значит, дела у него действительно неважнецкие и, более того, сам он не в силах перебороть ситуацию. Ведь предприниматели – народ вечно занятой и где-то скрытный: деньги любят тишину.

У Алексея (имя изменено) в Твери три магазина сантехнических товаров. Еще полгода назад доходов от этого скромного бизнеса, как говорится, на булку с маслом хватало. Но вот 30 января в рамках привлечения в наш регион серьезных инвесторов в Твери открылся гипермаркет «Леруа Мерлен». Площадь его торгового зала составила 10 тыс. кв. м. Третья в Европе после «Castorama» и OBI по объемам продаж товаров для строительства и отделки, компания «Леруа Мерлен» вложила в тверской магазин 1 млрд рублей.

Вообще, французы, начинавшие аж в 1923 году с распродажи неликвидов американского обмундирования Первой мировой, намерены устроить настоящую экспансию в Россию. «Леруа Мерлен» за пять лет планирует найти участки под строительство 15 магазинов в 15 городах. Новые гипермаркеты «Леруа Мерлен» могут появиться в таких городах, как Тула, Липецк, Калуга, Иваново, Тамбов, Брянск, Белгород, Владимир, Орел, Смоленск, Курск, Старый Оскол и Рязань. «Леруа Мерлен» – сеть гипермаркетов товаров для дома, ремонта и строительства. А всего у них более 360 магазинов в десяти странах мира.

Тверские предприниматели соответствующего сегмента рынка сочли своим долгом посетить новосела. А «Караван» тогда же провел среди них опрос: не возникают ли с приходом такого тяжеловеса опасения за свой скромный бизнес?

Предприниматели все как один оптимистично твердили о шаговой доступности своих торговых точек и индивидуальном подходе к клиенту, а также подмечали недостатки торгового гиганта. Неужели лукавили?

И вот ровно через четыре месяца после открытия тверского гипермаркета «Леруа Мерлен» владелец трех небольших магазинов сантехники Алексей признается, что, в отличие от конкурента, не может себе позволить продавать за 990 рублей унитаз-компакт, которому закупочная цена 2000.

Кроме того, Алексей не в состоянии повлиять еще на одну статью своих расходов – арендную плату. Один из трех его магазинов располагается на муниципальных площадях. Город без стеснения задирает аренду в уверенности, что кто-нибудь все равно придет. 1000 рублей с квадратного метра в месяц – тяжеловатая ноша. Вообще, по словам Алексея, арендовать в Твери помещение по разумной цене стало нереально. И вот доходность отдельно взятого тверского малого бизнеса за четыре месяца упала вчетверо. Алексей не видит другого выхода, кроме как закрыть один магазин.

Не будем лишний раз повторять заклинание о том, что именно малый и средний бизнес является становым хребтом развитых экономик Запада. Зачем, если в реальности к этому не прислушиваются, а, наоборот, вводят такие страховые взносы для частников, что те толпами бегут в налоговую ликвидироваться?

Территориальный маркетинг – бесконечно сложная и требующая индивидуального подхода наука. В ней нет закостенелых истин. Якорный инвестор – это здорово, но почему же на Западе подобные гипермаркеты позволяют строить лишь в городах-миллионниках? Это тот минимум населения, который переварит и торгового гиганта, и кучу мелких предпринимателей в придачу.

Ну а в нашей Твери вместе с водой в очередной раз выплеснули ребенка.

Дмитрий ХОДАРЕВ

16 0
Лента новостей
Прокрутить вверх