Большой красивый клип

28.05.2013, 11:05

Очередная попытка снять на пленку «Великого Гэтсби» наконец удалась

 

16 мая в российский прокат вышел фильм База Лурмана «Великий Гэтсби» – пятая по счету экранизация одноименного романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда.

 

Воплощениям знаменитой книги на экране как-то не везло: пленки с первым «Гэтсби» (с показа которого ушел сам писатель) не сохранились, второй вышел довольно мрачным, почти нуаром и провалился в прокате, равно как и знаменитый третий – с Робертом Редфордом и сценарной работой Фрэнсиса Форда Копполы; четвертый и вовсе был проходным ТВ-фильмом, забавной попыткой буквально воспроизвести всю книгу.

Лучшее, что есть в фильме База Лурмана, – это Фицджеральд: пока австралиец следует букве романа, действие завораживает. Когда же Лурман хочет быть оригинальным, он просто ставит Jay-Z и вешает на небоскреб портрет Фицджеральда, что само по себе прекрасно. Однако человеку, знакомому с произведением американского писателя, трудно будет понять, что такого особенного в этой киноверсии уже давно классической книги? Вот только кто сказал, что фильм, будучи таким предсказуемым, перестает быть интересным? «Великий Гэтсби» с ДиКаприо в заглавной роли – отличный пример кино в его исконном смысле «искусства движущихся картинок». Австралиец Лурман всегда славился визуальной стороной своих фильмов. Трейлеры не врут: эта слегка постмодернистская картина с Ланой Дель Рей и кавер-версиями песен Бейонсе, и Эми Уайнхаус за кадром одинаково хорошо смотрится и в 3D, и в 2D. «Великий Гэтсби» 2013 года – один большой красивый клип.

Но бывший хореограф Лурман, в общем, прав. Если уж снимать такую непотопляемую классику (а во всех цивилизованных и не очень странах «Гэтсби» уже давным-давно изучается в школах), то именно так, вычурно.

Ясно, что такие глыбы, как «Великий Гэтсби», никогда не получат равновеликие экранизации. Собственно, потому, что все уже давно написано, Фицджеральд обозначил конфликт и раздал роли. Кстати, об исполнителях этих самых ролей.

Подбор актеров у Лурмана отличный, почти все персонажи «в яблочко». Чего стоит только фактурнейший австралиец Джоэл Эджертон, исполнитель роли Тома Бьюкенена, словно сбежавший с фотографий 1920-х годов. Ни один рецензент в мире не обойдет вниманием и гвоздя программы. Помимо «виртуозного» владения своей мимикой и того факта, что роль Джея Гэтсби будто бы создана для него, ДиКаприо в этом фильме радует зрителя еще и тем… что ему всего 38 лет. Какие же отличные фильмы и какие непременно глубокие, сложные роли ему еще предстоит сыграть! Осознание данного факта – одно из главных впечатлений от «Великого Гэтсби».

Лурману не в первой обращаться к проверенным веками текстам – все помнят его «Ромео+Джульетту». И он прав: сегодня ведь главное не что, а как. На языке массовой культуры это называется «подрастающее поколение заинтересуется». Действительно, после выхода той экранизации самой печальной повести на свете многие юные создания потянулись за томиком Шекспира, и всегда проще дать посмотреть скучающим школьникам фильм с юным Лео ДиКаприо в главной роли. Этот фильм – яркое явление в ряду экранизаций литературной классики последних лет. Конечно, на ум сразу приходит недавняя версия «Анны Карениной» Джо Райта. Но если Райт, поселив «этих загадочных русских» в пространство театра, думает все-таки о том, что у персонажей Толстого в голове, то База Лурмана интересуют в первую очередь чувства. В конце концов, тем, кто с сюжетом Гэтсби знаком, известно, чем дело кончится.

Просто Баз Лурман лучше прочих постановщиков «Великого Гэтсби» понял, что же все-таки надо делать с этим сложным и большим пазлом, который складывается в такой красивый и такой грустный сюжет.

Магам КАРАЛОВ

71 0
Лента новостей
Прокрутить вверх