Цирк как джунгли

04.06.2013, 10:48

По арене скакал бегемот и хромала Пугачева

В Тверь приехал шоу-цирк «Джанго» и 1 июня дал премьеру. Акробаты, эквилибристы, клоуны и 75 животных, среди которых блистала прима – бегемот Муха… Программа вышла, с одной стороны, классической, а с другой – авангардной. В ней явно было больше от цирка, чем от шоу

 

КРОКОДИЛ ИЗ КОРОБОЧКИ

 

«Джанго!» на одном из языков Африки означает «Салют!». Этой программе, поставленной именитым дрессировщиком Тиграном Акопяном, почти 20 лет. Она входит в пятерку лучших в системе Росгосцирка. Представление все время изменяется, шлифуется и модернизируется – и потому, пожалуй, смотрится так ярко и свежо. «Джанго» – это эксклюзив и авторская собственность. Потому конферансье так часто напоминает, что фотографировать нельзя

Из-под купола цирка свисают толстые лианы. Вокруг арены расставлены искусственные пальмы. Цирк «Джанго» органично передает атмосферу джунглей: она ощущается даже не в концепции номеров, а в мощной энергии и первобытной страсти, с которой они исполняются.

Воздушные гимнасты парят под куполом на полотнах. Эквилибрист-армянин в черном котелке и блестящей жилетке, ставя один стул на другой, упорно карабкается вверх: при этом первый стул стоит лишь… на четырех бутылках. Два брата-акробата демонстрируют чудеса силы и ловкости и чуть не завязываются в узел. Пока униформисты меняют снаряды, зрителей веселит клоунский дуэт «Арго»: один из размалеванных шутов, кстати, внук легендарного советского клоуна Леонида Енгибарова.

Обычно первое отделение цирковой программы – слабое, «подготовительное». Но здесь оно выдалось на редкость насыщенным. На арену выходили люди и выбегали животные, но «проходных» моментов не было. Циркачи выкладывались по полной, чередуя шутливо-задорные и грустно-трогательные номера. Вот прыгают дрессированные собаки: лохматые бобтейлы и шустрые болонки, покрашенные оттеночным шампунем в красный, зеленый, синий цвета. А следом – пронзительная романтическая сцена «Ромео и Джульетта». Герои шекспировской трагедии – воздушные гимнасты – взмывают на белых полотнах под купол, а вокруг них кружатся и танцуют ангелы.

Финальный аккорд первого отделения – композиция «Восточные фрески», имеющая ряд наград на цирковых фестивалях. Это как иллюстрация из «Истории Древнего Египта»: горят огни, и люди с песьими головами пляшут ритуальный танец. «Восточные девушки» в цветных накидках гарцуют по арене на верблюдах, покрытых узорчатыми попонами. Ап! – девушки уже акробатки: делают стойку на голове между верблюжьими горбами.

На арену выкатывают статую Сфинкса, откуда «фараон» – дрессировщик сначала вытаскивает разнокалиберных змей (в итоге – гигантского золотистого питона), а потом – парочку небольших крокодилов и нежно «укачивает» их на руках.

– Как мама с ребеночком, – отметила моя трехлетняя дочка.

Все животные, выбегающие на арену, кажутся весьма чистыми и упитанными. У бегемота лоснятся бока, у лошадей аккуратно вычесаны гривы, а лама ослепительно белая, будто выстиранная в «Тайде». Их не хочется жалеть и забрать домой, как после посещения иных цирков и зоопарков.

 

ВОЛОЧКОВА С МОРДОЙ ШИМПАНЗЕ

 

Второе отделение начинается с остроухих троллей с взлохмаченными шевелюрами. Это гимнасты на батуте прыгают в полутьме, кувыркаются и летают туда-сюда с гиканьем и свистом.

Гвоздь программы – уникальное обезьянье шоу пародий. На арене цирка дрессированные шимпанзе изображают российских поп-звезд: вот Пугачева в рыжем парике и черном балахоне, Галкин в костюме и очках, которые постоянно скатываются с носа, Сердючка в фирменном прикиде и колченогая Волочкова в балетной пачке. Обезьяны особой грацией не отличаются, зато отлично умеют кланяться и делать книксен.

Интересно, что даже в танцевальном марафоне обезьян тон задавали люди. Сначала артисты в аутентичных костюмах пляшут лезгинку или «цыганочку», а потом это повторяют животные.

Под занавес появляется любимица публики – бегемот Муха. Она задумчиво шагает по «качелям» – длинной доске, увитой цветами. Муха весит полторы тонны и, как любой бегемот, с трудом поддается дрессировке. Но Тигран Акопян таки выучил ее исполнять этот длинный проход на качелях: сегодня это уникальный и пока не повторенный трюк. На самом деле бегемота зовут Юлиана, а свое прозвище она получила за небывалую шустрость и сообразительность. Муха родилась в алма-атинском зоопарке, и мать отказалась ее кормить. Тигран Акопян и его помощники бегемота искусственно выкормили, цирк стал ее вторым домом.

В финале представления, по традиции, парад-алле, конфетти из пушек и «Вы можете сфотографироваться с обезьянкой, питоном и собачкой».

В целом же трехчасовая программа пролетела как одна минута. Разнообразная и умело подобранная музыка, органичный свет, яркие костюмы и четкая логика номеров – все это работало на идею программы. А она, наверное, была такой, как в «классическом» цирке: продемонстрировать силу, ловкость и мощь человека, его таланты и умение укрощать животных. Сегодня шоу – в кино, театре и цирке – часто сводится к форме без содержания, к спецэффектам и прочему антуражу. «Джанго» же соблюл баланс формы и содержания – и этим был хорош.

Цирк Тиграна Акопяна прогостит в Твери до 7 июля. Так что у горожан есть еще время посмотреть на бегемота и иже с ним.

Любовь КУКУШКИНА

55 0
Лента новостей
Прокрутить вверх