Послание Губернатора Тверской области Законодательному Собранию Тверской области
6 июня губернатор Тверской области Андрей Шевелев выступил с традиционным посланием депутатскому корпусу региона
06 июня 2013 г.
Уважаемые депутаты Законодательного Собрания!
Уважаемые участники заседания!
Глубокоуважаемые жители Тверской области!
Итоги социально-экономического развития Тверской области за время, прошедшее с моего предыдущего Послания, свидетельствуют о том, что стратегический подход к управлению регионом и курс на решение ключевых проблем были выбраны верно.
Достигнутые результаты в экономике и социальной сфере говорят о том, что Тверская область поступательно развивается. Есть серьезные успехи в промышленности и торговле, сфере услуг и инвестициях, социальной защите населения, здравоохранении и образовании, культуре и спорте, о которых подробно было сказано в отчете Правительства. Считаю важнейшим достижением то, что мы начали решать глобальные проблемы, к которым прежде не подступались годами. Это комплексное обновление ЖКХ, увеличение в разы объема ремонта дорог и дворов, строительство объезда Вышнего Волочка, ремонт Восточного и проектирование Западного моста в Твери, модернизация здравоохранения, резкое сокращение очереди в детские сады, восстановление предприятий, решение проблем дольщиков.
В то же время активное решение вопросов, которые мешают развитию Верхневолжья, выявило системную проблему: несоответствие объема социальных обязательств финансовым возможностям региона. Деятельность Правительства Тверской области носит ярко выраженный социальный характер. Такой подход предопределен как составом населения, так и государственным курсом на повышение уровня жизни работников бюджетной сферы и пенсионеров. Но для проведения активной социальной политики, успешного решения коммунальных проблем, развития дорожной системы и других направлений нужно искать новые пути обеспечения региона производственными, человеческими, информационными, инфраструктурными и финансовыми ресурсами. Главное препятствие в решении этих вопросов – проблемы, которые накапливались десятилетиями: неблагоприятная демографическая ситуация, отток населения в мегаполисы, неравномерное развитие территории. Современный вызов – сохраняющиеся в мировой экономике кризисные тенденции, которые не могут не влиять на развитие регионов России.
Для дальнейшего движения нужно шире использовать уже имеющийся опыт стратегического управления. Инвестиционное мышление необходимо не только в экономике, но и в социальной сфере: это проектный подход к развитию отраслей, усиление частно-государственного партнерства, активизация участия в федеральных программах.
Важнейшим направлением работы должно стать обеспечение системного подхода к развитию как региона в целом, так и муниципальных образований. В прошлом году завершена работа по созданию Схемы территориального планирования Тверской области. Это фундамент для долгосрочной работы с инвесторами, развития производства и социальной сферы, дорожной и коммуникационной сети. Руководителям всех уровней должно быть ясно: строительство одного нового предприятия или детского сада не решает комплекса проблем города или района. То, что в экономике называется кластерным подходом, должно стать правилом для всех сфер социально-экономической жизни. Это касается развития индустриальных парков, комплексной застройки территорий, интеграции образовательных учреждений и многого другого.
В связи с вышеизложенным, основными задачами Правительства Тверской области на краткосрочную перспективу считаю следующие: развитие экономики через усиление инвестиционного процесса, усиление сотрудничества с федеральным центром, повышение эффективности социальной сферы. В среднесрочной перспективе мы должны стать регионом-лидером в ЦФО по темпам и качеству социально-экономического развития. Аналогичные процессы необходимо запустить на уровне муниципалитетов.
Очевидно, что система управления регионом нуждается в дальнейшем совершенствовании и серьезных изменениях. В минувшем году был завершен первый этап ее оптимизации, как на уровне области, так и в муниципалитетах. Новый этап ориентирован на повышение эффективности управления, чтобы обеспечить работу на результат. Инструмент для этого Тверская область получила одной из первых в России – речь идет о государственных программах. 2013-й год – первый, когда региональный аппарат управления работает по ним. Достижение четких и понятных результатов, обозначенных в программах – важнейший показатель эффективности работы органов власти.
Управление должно носить персонифицированный характер. Мы стремимся не просто работать с экономикой, а помогать конкретным предприятиям. Не только развивать систему социальной защиты, а поддерживать конкретного человека или семью. За абстрактной «дорожной сетью» мы должны видеть состояние каждого шоссе, улицы и двора. Такой подход должен стать нормой для государственного управления и местного самоуправления. Это необходимо и в контексте развития информатизации государственных и муниципальных услуг, упрощения процедуры получения необходимых документов. В этом году мы обеспечили информационное взаимодействие между ведомствами, которое позволяет исключить хождение граждан за дополнительными справками по всем государственным и большинству муниципальных услуг. До конца 2014 года 90% жителей региона должны иметь возможность их оформления по принципу «одного окна».
Решение ключевых проблем региона нередко тормозит низкая активность муниципального звена управления. Хотел бы привести простой пример: ремонт дорог. На региональном уровне все конкурсы проходят заранее, работы проводятся в оптимальный период. А в некоторых муниципалитетах только в середине весны вспоминают, что дороги требуют ремонта и считают, что завершать его под осенними дождями – нормально. Многие муниципалитеты почему-то ждут, что вопрос привлечения инвесторов, жизненно важный для всех без исключения территорий, решит Правительство региона. Это если о глобальном. Есть и более узкие, но не менее показательные моменты. Целый ряд сельских поселений из года в год не исполняют свои полномочия, при этом исправно платит штрафы за невыполненные обязательства. Подобный подход – это не управление, а подрыв авторитета власти. Главы, которые не хотят или не могут работать, не должны занимать такие посты.
В настоящее время в практику внедрена оценка качества организации финансовой деятельности муниципалитетов. Считаю, что аналогичные показатели должны быть разработаны для оценки всей системы управления городами и районами, благодаря чему мы сможем увидеть объективную картину: где главы и аппарат управления работают, а где просто занимают должности. И для Правительства области, и для населения муниципальных образований это будет лучшим показателем при решении вопроса о поддержке или смене власти на местах. У нас уже есть примеры отставки глав из-за неудовлетворительной оценки их деятельности.
Со своей стороны, Правительство области намерено расширить организационную поддержку органов местного самоуправления. Все ключевые вопросы развития региона будут выноситься на обсуждение совещаний глав. В то же время мы планируем внедрить в практику доклады глав о состоянии их территорий на заседаниях регионального Правительства.
Необходимо кардинально изменить подходы к работе с кадровым резервом. Сегодня она во многом носит формальный характер. Считаю, что отбор должен быть более тщательным, а каждый человек, включенный в кадровый резерв, иметь четкие и понятные перспективы.
Активизация работы муниципалитетов – важнейшее условие развития области. Особенно это касается уровня поселений, где осенью пройдут выборы. Депутатский корпус, состав глав поселений должен пополниться людьми, которые готовы и будут работать на результат.
Во многом такой подход к управлению определяет уровень взаимодействия власти с обществом. Речь идет как о системе «социального лифта», так и о совместном решении насущных задач региона и его территорий. В этом направлении сделано немало, но говорить о том, что создана отлаженная система – преждевременно. Обновился состав общественной палаты региона, ее работа заметно активизировалась. Нередко общественники, например, в вопросах благоустройства, делают больше, чем некоторые чиновники. Созданные в прошлом году общественные советы при областных министерствах и ведомствах стали рабочими органами, особенно активны они при министерствах сельского хозяйства, транспорта, образования и здравоохранения. Нужно отметить серьезную работу общественных палат в Твери, Ржеве, Вышнем Волочке, общественных советов Кимрского, Максатихинского, Кашинского, Жарковского районов. Но пока у нас слабый контакт с неформальными общественными объединениями. Многие общественные структуры заняты тем, что обсуждают вопросы, предложенные представителями власти. Активность общественности в формировании повестки развития региона должна возрасти.
Считаю, что государственная поддержка проектов некоммерческих организаций должна быть ориентирована на социальный заказ со стороны населения. Это доказала программа поддержки местных инициатив. Тверская область стала третьим регионом России, где при поддержке Всемирного банка реализуется проект, который предполагает активное участие населения не только в обсуждении наиболее актуальных проблем, но и в их практическом решении, включая финансирование. И оказалось, что люди готовы к такой работе, что их участие в сборе средств на проекты – вдвое выше ожидавшегося! Водоснабжение, дороги, социальная сфера – вот темы, которые в первую очередь волнуют жителей. Со стороны областного бюджета в следующем году поддержка программы должна быть существенно увеличена, так как она нацелена на конкретный результат, понятный людям.
На конкретный результат нацелена и социальная сфера. Именно по ее состоянию большинство жителей области оценивают уровень нашей работы. Хочу отметить ключевую тему для образования, социальной защиты, здравоохранения и культуры. Это реализация майских указов Президента Российской Федерации по повышению уровня оплаты труда. Тверская область обеспечивает эту работу в полном соответствии с федеральными и региональными планами по каждой отрасли. Но это серьезная нагрузка на региональный и местные бюджеты. Только на уровне региона мы оптимизировали расходы на 900 миллионов рублей. Решение задачи по повышению уровня оплаты труда в социальной сфере ограничивает наши возможности в капитальном ремонте и строительстве зданий, компенсации выпадающих доходов транспортных и энергетических компаний, модернизации ЖКХ и других направлениях. Областной консолидированный бюджет становится все более напряженным.
Обеспечивая значительный рост зарплат, в ответ государство рассчитывает на повышение качества работы социальных институтов, в первую очередь здравоохранения, образования, социальной защиты. Начат перевод на «эффективные контракты», которые подразумевают оплату за реально выполненную работу, а не за пребывание на рабочем месте. Увеличение роли стимулирующей части зарплаты вызвало неоднозначную реакцию среди работников бюджетной сферы. Да, безусловно, имеют место случаи несправедливого распределения стимулирующего фонда. И здесь необходимо обеспечивать коллегиальное решение таких вопросов, а не оставлять их на усмотрение руководства учреждений. Стимулирующие надбавки – это современный подход к оплате труда, и его внедрение будет продолжено.
Федеральная политика в социальной сфере ориентирована на создание реальной конкуренции за бюджетные средства на основе спроса на услуги учреждений. Если поликлиника или школа работает с половинной нагрузкой, то ни о какой эффективности бюджетных расходов говорить не приходится. И такие ситуации должны быть исключены.
Для социальной защиты ключевым приоритетом на ближайший период должна стать поддержка семьи и детства. В минувшем и текущем году мы запустили целый ряд важнейших проектов. Это региональный материнский капитал, предоставление земельных участков многодетным семьям, социальный контракт, дополнительные выплаты многодетным семьям. Все они уже доказали свою эффективность.
Да, есть определенные организационные проблемы, не все семьи знают о новых формах поддержки. Но это трудности роста. Хочу сказать всем желающим заработать политические очки на теме предоставления земельных участков многодетным семьям. На протяжении целого ряда лет вопросы земельной собственности не решались ни в интересах региона, ни в интересах муниципалитетов. Сейчас, в том числе в рамках реализации этого закона, приходится проводить огромную работу по формированию и оформлению в муниципальную собственность участков. На сегодняшний день из 3370 семей, вставших на учет, получили участки 484, и 496 получат в ближайшее время. Это 30%! До конца года участки получит большинство семей, вставших на учет. Хотел бы сказать отдельно по Твери. В связи с многочисленными обращениями граждан, мною принято решение о передаче земельного участка в Бурашевском сельском поселении из государственной в муниципальную собственность. Это 128 гектаров со всеми коммуникациями, которые позволят полностью закрыть проблему многодетных семей областного центра. Соответствующее постановление будет подписано в самое ближайшее время.
Наиболее перспективным проектом поддержки семьи считаю социальный контракт. Нередко на встречах с многодетными семьями мне рассказывают, что люди хотят работать, вести подсобное хозяйство или открыть собственное дело, но не имеют возможности взять кредит. Именно для них и нужен этот проект. Есть немало примеров того, как семьи, благодаря этому виду помощи, сумели решить свои проблемы. Задача – учитывая возможности регионального бюджета, расширить сферу действия и количество социальных контрактов.
Еще одно важное направление в социализации проблемных семей – система социального сопровождения и патроната. Она позволит контролировать ситуацию, не доводить ее до крайности, когда приходится изымать детей из семьи, чтобы их спасти. Нередко такие истории раздуваются разного рода «защитниками», которые создают себе имидж борцов за справедливость, не интересуясь тем, в каких условиях живут дети. Важнейшей задачей органов социальной защиты должна стать открытость, широкое сотрудничество с общественными организациями, населением, СМИ.
Особое значение и на федеральном, и на региональном уровне придается вопросу семейного жизнеустройства детей. В прошлом году я ставил задачу, чтобы не менее 75% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, росли в семье. Эта задача выполнена, сейчас этот показатель составляет 81%, но вопросов еще немало. В регионе разработана и реализуется специальная программа содействия семейному жизнеустройству таких детей. Задача на ближайшие 2-3 года – чтобы не менее 85% из них жили в семьях.
Уважаемые коллеги! В текущем году мы завершаем все мероприятия по программе модернизации здравоохранения Тверской области. В 2012-м году проделана, я не побоюсь этого слова, гигантская работа. И не замечать отремонтированных зданий, нового оборудования, позитивных перемен в оплате труда, решении кадровых вопросов могут только те, кто этого делать просто не хочет.
Важнейшей задачей отрасли в ближайшей перспективе должно стать обеспечение доступности и качества медицинского обслуживания. Уровень удовлетворенности населения медицинскими услугами вырос на 10%, но он еще существенно ниже, чем в среднем по ЦФО. Нужно в ближайшее время завершить информатизацию здравоохранения, предоставить людям возможность записи к специалистам через электронную очередь. Для развития общей и специализированной помощи сельскому населению, жителям поселков и небольших городов мы будем развивать систему мобильных медицинских комплексов, офисов врачей общей практики, стационарозамещающие технологии. Это позволит обеспечить равный доступ к медицинским услугам и высокую эффективность социальных расходов.
Необходимо завершить формирование областной системы сосудистых центров на всех запланированных территориях. Речь идет о лечении и профилактике болезней, которые уносят больше всего жителей Верхневолжья. Развитие здравоохранения, как и любой отрасли, невозможно обеспечить только за счет бюджетных инвестиций. Частно-государственное партнерство в медицине должно приветствоваться и поддерживаться. К сожалению, пока у нас таких примеров немного. Нужно осваивать инвестиционные технологии, заключать концессионные соглашения, направленные на развитие тверской медицины.
Но какие бы здания мы ни строили и какой бы техникой их ни оснащали – эти усилия окажутся напрасными, если не будет решена кадровая проблема. Совместно с федеральным центром организована выплата подъемных молодым врачам, переезжающим в сельскую местность. По инициативе Правительства области в текущем году подобные выплаты будут получать фельдшеры и медицинские сестры. Кроме того, полагаю, что для решения кадровой проблемы необходимо ставить перед федеральным центром вопрос об обязательном распределении молодых специалистов по наиболее востребованным специальностям, в первую очередь – медицинских работников.
Разработана и реализуется областная программа обеспечения кадрами здравоохранения – через усиление целевого набора в медицинскую академию, создание системы дополнительных выплат на уровне муниципалитетов, решение жилищного вопроса. До конца года такие программы должны принять все без исключения муниципалитеты. То, что они могут быть эффективными, нам показала успешная работа в этом направлении Зубцовского и Кашинского районов. Аналогичные программы, реализуются в образовании и дают серьезный эффект. В прошлом году в школы пришло в полтора раза больше молодых учителей, чем в 2011-м году. На местах педагогам предоставляются преференции, которых нет у врачей. Хочу напомнить: медицинские учреждения переданы на региональный уровень, но задачу создания условий для оказания населению медицинской помощи с муниципалитетов никто не снимал.
Модернизация общего, начального и среднего профессионального образования в регионе реализуется успешно. В подготовке специалистов я вижу основной задачей завершение оптимизации сети образовательных учреждений и ее адаптацию к потребностям экономики региона. Не менее 70% выпускников должны устраиваться на работу по полученной специальности.
В школьном образовании важно активное освоение современных технологий, практическая подготовка людей к жизни. Профильное обучение старшеклассников – это федеральный курс, и мы должны работать в этом контексте. Не менее важное направление – развитие дополнительного образования. По числу занимающихся мы в лидерах в ЦФО, но в регионе немало муниципалитетов, где эта сфера практически не возродилась после 90-х годов. Задача – обеспечить всем нашим детям, вне зависимости от места проживания, возможность раскрыть свои таланты.
Самым острым вопросом в образовании остается очередь в детские сады. Он решается. Системная работа позволила в 2012-м году сократить очередь детей в возрасте с 1 года до 7 лет с 4200 до 2700. За первый квартал этого года она уменьшилась до 2400 человек. Основные проблемы остаются в крупных городах. Регион обязательно примет участие в федеральной программе, которая на условиях софинансирования позволит нам строить, реконструировать, ремонтировать детские сады, приобретать новые здания, построенные бизнесом, а также закупать для них оборудование. В текущем году необходимо завершить строительство нового детского сада в Торжке, ввести не менее 1,5 тысяч дополнительных мест за счет резервов образовательных учреждений, охватить до 500 детей группами кратковременного пребывания. Пока в решении проблемы слабо используется потенциал семейных и частных детских садов. Считаю, что в 2013 – 2014 годах их количество должно как минимум удвоиться.
2014-й год объявлен в России годом культуры. В этой сфере важно сосредоточить усилия в трех направлениях. Первое – это развитие и укрепление материально-технической базы учреждений культуры: ремонт, строительство, обеспечение оборудованием и техникой. Хочу отметить совместную работу с федеральным центром по созданию современного фондохранилища для объединенного музея. В части капитального строительства также нужно решать вопрос о проектировании нового архивохранилища. Особого внимания требует информатизация отрасли: в то время как весь мир переходит на электронные технологии чтения и получения информации, на виртуальные экскурсии, информатизация наших музеев и библиотек остается низкой.
Второе направление – организация и проведение разнообразных культурно-досуговых мероприятий, как для жителей области, так и для привлечения туристов. Это не только концерты, праздники и фестивали. Повседневной практикой должны стать выездные выставки областных музеев и картинной галереи в районах области. Это тем более актуально, что в ближайшее время здание головного музея будет закрыто на капитальный ремонт. Ждем ярких мероприятий и от областного дома народного творчества, который получил новое здание.
И третье – сохранение культурного наследия. В минувшем году начались масштабные работы в Императорском Путевом дворце, который после реставрации станет центром как культурной, так и туристической жизни региона. Реализуется целый ряд малых проектов. Одновременно важнейшей задачей считаю изменение подходов к сохранению памятников истории и культуры. В последнее время участились случаи их уничтожения. Мы обязаны не допускать подобного, но в то же время назрела необходимость инвентаризации памятников. Многие из них находятся в руинах или фрагментах и не подлежат восстановлению. На государственной охране должны остаться действительно ценные памятники, на реставрации которых мы сможем сосредоточить финансовые ресурсы, в том числе привлекаемые из федерального бюджета и международных финансовых институтов. Поручаю в сжатые сроки завершить работу по определению собственника или балансодержателя каждого памятника! В этой сфере порядок будет только тогда, когда мы будем понимать, кто хозяин, кто ответственный. В работе с частными инвесторами правило должно быть одно: если не выполняются требования по сохранению памятника – он должен быть изъят. Одновременно предлагаю рассмотреть возможность назначения символической арендной платы для тех, кто за свой счет отреставрировал здания, имеющие историческую и культурную ценность.
Уважаемые депутаты. Прошлый год был отмечен выдающимися успехами тверских спортсменов на мировых и российских аренах. Это результат многолетней работы по поддержке спорта высших достижений и развитию массовой физической культуры. Сегодня каждый четвертый житель региона регулярно занимается спортом. Этот высокий уровень нам необходимо сохранить и развить. Ближайшими задачами я вижу обеспечение максимального количества тверских спортсменов в олимпийской сборной Сочи-2014; строительство спортивных сооружений, в том числе по концессионным соглашениям в Твери, завершение долгостроя на спортивных объектах в Бологое, Калязине, Максатихе; окончание проектирования не менее 6 спортивных объектов областного уровня; развитие пропаганды здорового образа жизни, реализацию поставленной в прошлом году задачи – не менее 30% жителей области должны регулярно заниматься спортом к 2015 году. Также большое событие в области спорта, подготовка и проведение которого должны пройти на самом высоком уровне – это прием Тверской областью эстафеты Олимпийского огня, которая пройдет через Торжок, Тверь, Ржев.
Считаю, что к решению любых задач нам необходимо как можно больше привлекать молодежь. В прошлом году отмечено повышение активности работающей молодежи – как в деятельности предприятий и организаций, так и в общественной сфере. Молодые специалисты – это те, кто сделал выбор в пользу Тверской области, кто создает будущее Верхневолжья. Их поддержка, помощь в социальной и трудовой адаптации – главный ориентир.
Больше конкретики должна обрести патриотическая работа. Верхневолжье является одним из российских центров поискового движения. Не случайно наш регион выбран для проведения в 2013-м году школы молодого поисковика. Возвращение имен павших героев – это основа патриотической работы.
Также Тверская область является одним из основных центров развития добровольческого движения. Считаю, что оно должно пойти по пути формирования постоянных проектов по поддержке ветеранов, благоустройству городов и поселков, активному вовлечению молодежи в добровольные народные дружины. Участие общественности в обеспечении безопасности в регионе – требование времени. Я рассчитываю на разработку и реализацию общественных молодежных проектов в любых сферах.
В сфере занятости Тверская область добилась серьезных результатов в борьбе с безработицей. Показатели более чем достойные, но по отдельным направлениям еще достаточно работы. Сохраняется дисбаланс между спросом на современные рабочие места и предложением со стороны работодателей. У нас нет проблем с вакансиями – только в 1 квартале количество рабочих мест выросло на 7%. Вопросы к их качеству. Поэтому особое внимание следует уделить обеспечению кадрами открывающихся предприятий, а также трудоустройству на территории региона молодых специалистов, чтобы сократить их отток в мегаполисы.
Другое ключевое направление – безработица на селе. Главная задача – сохранить и развить кадровый потенциал – за счет помощи молодым специалистам, семьям, поддержки малого предпринимательства, организации общественных и сезонных работ.
Приходится признавать, что, несмотря на улучшение демографической ситуации, за счет собственных ресурсов область не может обеспечивать себя необходимыми кадрами. Для решения этой проблемы нужно активно работать по двум направлениям. Первое – обеспечение эффективного долголетия работников, в рамках общегосударственной политики поддержки трудовой активности людей старшего возраста. Второе – системное привлечение трудовых ресурсов из других регионов. Не секрет, что многих специалистов, особенно для работы в отдаленных районах, нам удается найти только таким путем. При этом квотирование необходимо полностью увязать с потребностями региона в тех или иных кадрах. Хаотичного потока мигрантов быть не должно.
Но здесь есть проблема политического звучания. Мы ведем большую работу по адаптации мигрантов, и не должны закрывать глаза на вспышки межнациональной напряженности в обществе. Хочу подчеркнуть: мы рады всем, кто готов честно работать и соблюдать традиции нашей земли, а самое главное – российские законы. Закон у нас для всех один и любые попытки провоцирования межнациональных конфликтов будут жестко пресекаться. Это моя принципиальная позиция.
Одной из проблемных отраслей остается дорожное хозяйство. Однако стоит отметить, что благодаря воссозданию регионального дорожного фонда в отрасли наметились положительные тенденции. Об этом свидетельствуют итоги прошлого года. Но перед нами стоит еще более масштабная задача.
Необходимо рассмотреть включение в план дорожных работ на 2014 год хорошо зарекомендовавшее себя направление «Ремонт школьных маршрутов». Нам нужны современные стандарты безопасности и надежности трасс. Для этого важно правильно выстраивать отношения между заказчиками и дорожными организациями. Ремонт, реконструкция и строительство дорог должны вестись в плановом порядке. Особенно это касается муниципалитетов. В связи с этим задачей на ближайшую перспективу станет разработка нормативно-правового акта, регламентирующего организацию проведения дорожной деятельности в муниципальных образованиях. Власти на местах необходимо ужесточить контроль за работой подрядчиков. Недобросовестных – привлекать к ответственности, налагать штрафные санкции. Ориентир – региональный уровень, где эта схема работает четко. Еще один ключевой вопрос – создание с 1 января по решению Правительства России муниципальных дорожных фондов. Все муниципалитеты получат реальную возможность распоряжаться целевыми средствами на ремонт дорог, но за их использование придется строго отчитываться.
В центре внимания остается реализация крупных инфраструктурных проектов: модернизация трасс М-10, М-9, строительство обхода Вышнего Волочка, проектирование Западного моста в городе Твери.
В серьезных изменениях нуждается транспортный комплекс. Необходимо развивать автобусные межмуниципальные маршруты, альтернативные пригородному железнодорожному сообщению. Оптимизация последнего неизбежна в связи с тем, что регион не сможет из-за отмены федерального субсидирования обеспечивать в полном объеме компенсацию выпадающих доходов железнодорожников. Эту работу необходимо проводить аккуратно и обдуманно, чтобы не допустить ухудшения транспортного обслуживания. Особое внимание требуется уделить безопасности перевозок.
Что касается городского общественного транспорта, особенно в областном центре, то он должен стать максимально удобным. Тогда у жителей города появится желание пересесть с личного автомобиля в автобусы большой вместимости, трамваи и троллейбусы. От безопасных, экологичных видов транспорта отказываться нельзя ни в коем случае. Сделать его работу максимально эффективной поможет оптимизация маршрутной сети и внедрение персонифицированного учета. Этот вопрос необходимо довести до логического завершения!
В жилищно-коммунальном хозяйстве нам удалось сделать первые шаги по распутыванию сложного клубка проблем. В прошлом году обеспечено плановое вхождение региона в отопительный сезон. Уже началась подготовка к новому. В областном и ряде районных центров Правительству области приходится решать проблемы предприятий в сфере теплоснабжения. Здесь налицо серьезные упущения в работе администраций городов и районов. Нередко звучат цифры о гигантских долгах Тверской области за энергоносители.
Проблема задолженности хозяйствующих субъектов должна решаться через суд. Правительство области готово оказывать необходимое содействии в скорейшем разрешении споров. Но когда в числе должников оказываются государственные и муниципальные предприятия и учреждения – это недопустимо. Под персональную ответственность глав и должностных лиц проблемы с такими долгами должны быть решены до начала отопительного сезона. На уровне области проделана серьезная работа, подписаны четырехсторонние соглашения о ликвидации до 1 сентября задолженности за газ, сложившейся к 1 марта 2013-го года.
То же самое хочу сказать о незавершенном капитальном ремонте домов по программе 2012-го года. У муниципалитетов осталось меньше месяца, чтобы закончить эту работу. Тем более, что нам предстоит создать региональную систему финансирования капитального ремонта многоквартирных домов. Собственных средств у региона недостаточно для организации такого ремонта, поэтому обеспечение бесперебойного сотрудничества с Фондом содействия реформированию ЖКХ должно быть ключевой задачей и Правительства области, и всех глав муниципалитетов.
Что касается ликвидации аварийного жилья. Президент России Владимир Владимирович Путин подверг справедливой критике медленное решение этого вопроса. У Тверской области есть возможность закрыть проблему. На 2013 – 2015 годы запланировано привлечение на эти цели более 3 миллиардов рублей региональных и федеральных средств.
В модернизации ЖКХ замена сетей, оборудования, организация современных систем водоснабжения, обеспечение энергосбережения – приоритетные направления. Работа по ним должна быть обеспечена с максимальным использованием принципов частно-государственного партнерства. Сейчас готовится к подписанию соглашение с компанией «Региональная энергетика» в объеме 1-го миллиарда 300 миллионов рублей, направленное на перевод котельных в 15-ти районах на местные виды топлива. Кроме того, регионы получили возможность войти в федеральные программы по модернизации коммунальной инфраструктуры. Участие в них Тверской области должно стать обязательным. Всем муниципалитетам до конца года необходимо принять и начать реализацию программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры.
Реализация новых подходов в ЖКХ невозможна без обеспечения своевременной и полной оплаты за оказанные услуги. Необходимо обеспечить максимальный учет потребляемых ресурсов и энергосбережение. Сейчас у нас низкие показатели наличия приборов коллективного учета в домах – в среднем 22%. Нужно рассмотреть возможность увеличения субсидий на их установку. Это особенно важно с учетом предстоящего перехода на долгосрочные тарифы, когда потребуется обеспечить баланс интересов населения и производителей коммунальных услуг.
Одновременно требуется усилить государственный и муниципальный контроль за деятельностью управляющих компаний, а также привлекать их к ответственности за каждый факт неисполнения или некачественного исполнения своих обязанностей. Статистика свидетельствует о том, что нарушения в нормах эксплуатации жилого фонда возрастают – за 1 квартал этого года их зафиксировано на 30% больше, чем за тот же период 2012-го года. Власть должна на это жестко реагировать. Объем штрафов в прошлом году вырос в 5,5 раз – это повод задуматься для управляющих компаний.
Для исключения махинаций с деньгами, поступающими в оплату за потребленные энергоресурсы, в регионе создан Единый информационно-аналитический центр, а на его базе – Единый расчетно-кассовый центр. Уже работают его филиалы в Андреаполе, Вышнем Волочке, Нелидово, готовятся к открытию во Ржеве, Торжке. Важнейшая задача – чтобы в 2013 – 2014 годах такие филиалы начали работать во всех городах и районах.
Нередко при проверках деятельности управляющих компаний становится ясно, почему они не считают нужным выполнять свои обязанности. В учредителях оказываются чиновники, депутаты, их родственники. Эта информация попадает в СМИ, полностью дискредитирует органы власти в глазах населения. Полагаю, что те, кто желают заниматься бизнесом, должны оставить государственную и муниципальную службу, или сложить депутатские полномочия. Предлагаю нам, уважаемые депутаты, совместно разработать проект регионального закона, который определит недопустимость афиллированности с бизнесом для государственных и муниципальных служащих, депутатов, а также их ближайших родственников. Политика федерального центра направлена на удаление представителей власти от бизнеса. Предлагаю инициировать совместные проверки контролирующими органами участия названных лиц в управляющих компаниях, с принятием организационных, административных и законодательных мер по пресечению таких явлений.
Отдельная тема – порядок в сфере благоустройства. В прошлом году в муниципалитеты было направлено 748 материалов по признакам правонарушений в этой сфере. Только за 1 квартал 2013-го года – уже 428. Стоит ли удивляться, что в благоустройстве наших городов нет улучшений. Задача муниципалитетов, в первую очередь городских поселений – совместно с правоохранительными органами пресекать подобные случаи. Одновременно считаю необходимым возродить конкурсы на лучшее благоустройство городов и поселков с существенным призовым фондом для тех муниципалитетов, которые заботятся об облике своих территорий.
В сфере газификации ведется работа по актуализации генеральной схемы газоснабжения и газификации Тверской области, которая должна быть завершена до конца 2013 года. Важная задача – получить положительные заключения ведомственной и государственной экспертизы и добиться начала строительства газопровода «Ржев – Оленино – Нелидово» в 2013-м году. Хочу отметить, что решение вопросов по газификации во многом затягивается из-за несоблюдения графика синхронизации на уровне муниципальных образований, а также долгов за энергоносители. Главы администраций должны поставить эти вопросы под жесткий контроль.
Считаю, что работа с бытовыми отходами, чистота наших городов – это важнейшая часть работы жилищно-коммунального комплекса. К сожалению, сегодня у нас отсутствует система не то что переработки и использования, но даже сбора и утилизации отходов во всех муниципалитетах. На федеральном уровне ведется подготовка к передаче полномочий по этому направлению регионам. Считаю такой подход абсолютно верным – без единой системы решить вопрос не удастся. Новый федеральный закон должен быть принят до 1 мая 2014-го года. В Тверской области уже начата подготовка к созданию региональной системы утилизации отходов, которая должна быть сформирована к моменту принятия нового закона.
Из других направлений экологической работы отмечу обеспечение охраны важнейшего богатства региона – водных ресурсов. Прежде всего, это расчистка рек, в первую очередь там, где ежегодно происходят подтопления. До конца 2014-го года в регионе не должно остаться бесхозных гидротехнических сооружений, которые создают проблемы безопасности во время паводка.
Помимо водных ресурсов, второе наше главное природное богатство – лес. Но нельзя сказать, что мы его рационально используем. Необходимо изыскать средства и разработать долгосрочную концепцию развития лесного комплекса.
Пристальное внимание нужно уделить развитию особо охраняемых природных территорий. Их в регионе немало, но для большинства не установлены даже точные границы! Поэтому задачей на ближайший год должно стать создание единой дирекции, которая обеспечит их инвентаризацию и развитие.
Строительство остается проблемной отраслью. Для выполнения контрольных цифр по возведению жилья, определенных Министерством регионального развития Российской Федерации для Тверской области, мы должны переломить ситуацию в отрасли до 2015-го года.
Для этого необходимо решить вопросы по строительству социального жилья в регионе. Самостоятельно такой проект нам реализовать сложно. Поэтому активное участие в программах федерального Фонда содействия развитию жилищного строительства по возведению домов эконом-класса должно стать одной из приоритетных задач. Всем муниципалитетам необходимо в короткие сроки провести работу по формированию списков граждан, которые могут участвовать в программах Фонда.
В минувшем году мы решили вопросы практически по всем проблемным объектам долевого строительства. Сделать это в сжатые сроки удалось благодаря созданной нормативно-правовой базе, которая на федеральном уровне рекомендована всем регионам в качестве примера. Но это только часть решения жилищной проблемы. В области остается много недостроенных объектов, которые мы обязаны содержать, тратя бюджетные средства. В связи с чем, предлагаю перенести успешный опыт работы с долевым строительством на закрытие проблемы долгостроя. Это будет касаться социально значимых объектов: жилье, медучреждения, детские сады. Мною даны поручения по разработке нового и внесению изменений в действующее региональное законодательство. Предлагаю вам, уважаемые депутаты, подключиться к этой важной теме, которая позволит снять застарелые вопросы развития строительной сферы.
Во многом проблемы в этой отрасли связаны и с недостаточным уровнем градостроительного планирования. До сих пор не утверждены генеральные планы некоторых крупных городов. Если у сельских поселений есть еще год, то для городов 2013-й – последний для разработки и утверждения документов. Область в условиях бюджетного дефицита пошла на существенное увеличение расходов на территориальное планирование. Мы ждем адекватного результата от муниципалитетов.
Принятие генеральных планов должно положить конец точечной застройке. Наша задача – возрождение практики строительства микрорайонов. Пример Кимр, которые воспользовались программой предоставления участков многодетным семьям для такого планирования, необходимо распространить на всю область. Есть позитивные примеры и в Твери. Считаю, что власть должна обязывать строителей обеспечивать и в новых микрорайонах возведение не только жилых домов, но и социальной инфраструктуры: школы, детские сады, медицинские учреждения. А сегодня нередко строительные фирмы получают участки, но работать на них не спешат. Мы должны ужесточить контроль за их работой, вплоть до принятия решений об изъятии участков.
Для тверского села важно обеспечить развитие в соответствии с ключевыми тенденциями российского и мирового агропроизводства. Уверенно чувствуют себя на рынке крупные агропромышленные объединения, способные привлечь инвестиции, создать достойные условия труда, организовать сбыт. В то же время все большим спросом пользуется продукция фермерских хозяйств. Эти два направления должны быть ключевыми в нашей аграрной политике.
Нам пришлось пересмотреть систему поддержки агропрома в соответствии со стандартами ВТО, перейти от прямого субсидирования приобретения хозяйствами удобрений или топлива, к поддержке доходности в отрасли. По этому принципу работают многие страны, и я уверен, что это позволит нам добиться позитивных изменений в сельском хозяйстве.
Ключевой его отраслью остается животноводство. Хочу отметить, что благодаря системной работе, нам удалось решить главную проблему 2011-2012 годов: распространение африканской чумы свиней. Болезнь отступила от сельскохозяйственных животных, но сохраняется в дикой природе, в том числе в соседних регионах. Поэтому интенсивность работ нам нельзя снижать. Нужно расширять практику перевода хозяйств, которые не в состоянии выполнить ветеринарные требования, на разведение других видов животных. И одновременно ввести административную ответственность за нарушения правил содержания сельскохозяйственных животных.
Государственная поддержка отрасли должна ориентироваться на сохранение и увеличение поголовья в хозяйствах, повышение объемов производства мяса и молока. Хочу отметить, что возрождение субсидий за произведенное и реализованное молоко позволило существенно снизить темпы падения молочного производства. Наш опыт получил развитие: с 2013 года поддержка будет осуществляться также из федерального бюджета.
В рамках Стратегии развития сельского хозяйства региона до 2020 года реализация программ развития мясного и молочного скотоводства, льняного комплекса, перерабатывающих производств – наши приоритетные направления. Ключевым проектом на ближайшие годы должна стать деятельность Корпорации по развитию сельского хозяйства Тверской области, формирование многофункционального комплекса производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Это шанс на развитие для наших коллективных и индивидуальных хозяйств, испытывающих трудности в организации сбыта продукции, а также 2000 новых рабочих мест. По сути, это должно стать новой главой в истории тверского села.
Главная задача в финансовой сфере считаю рост налогооблагаемой базы. В последние годы она поступательно увеличивается, растет сбор и поступление налогов, но не в том объеме, который может решить финансовые проблемы региона.
Одним из серьезных источников пополнения бюджета может стать налогообложение объектов недвижимости, исходя из их кадастровой стоимости. Мы должны тщательно подготовиться к введению такого налога в сроки, определенные федеральным законодательством. Два стратегических направления работы – выявление новых объектов недвижимости, которые не учтены и не облагаются налогами; корректировка в установленном законом порядке кадастровой стоимости объектов, в случае ее явного занижения.
Я убежден, что бремя социальных расходов регион и его территории должны нести в равной мере. В 2011-м году мы списали все долги муниципалитетам. В минувшем году на субсидии им было направлено 2 миллиарда 688 миллионов рублей. Между тем ряд городов и районов допускают рост просроченной кредиторской задолженности, которая достигла 620-ти миллионов рублей. Это результат несбалансированной финансовой политики, поскольку в большинстве муниципалитетов такая задолженность минимальна или отсутствует. Опыт Торжка, который в 2012-м году полностью ликвидировал просроченную задолженность и сбалансировал муниципальные финансы, должен стать примером для всех. Ответственное отношение к финансовой сфере демонстрируют также Кимры, Западнодвинский, Нелидовский, Оленинский, Старицкий и Торжокский районы.
Бюджетная политика региона в части выравнивания финансовых возможностей муниципалитетов будет ориентирована на обеспечение оказания ключевых социальных услуг. В регионе создана и развивается трехуровневая система софинансирования муниципалитетов. «Базовый» уровень будет обеспечен всем, «стандартный» позволит оказывать необходимые социальные услуги, а «продвинутый» уровень поддержки получат те города и районы, которые будут демонстрировать эффективное управление финансами, а также развивать программу поддержки местных инициатив. Новая система межбюджетных отношений должна до 2016-го года исключить диспропорции в финансовой обеспеченности муниципалитетов, выровнять их доходный потенциал.
Поддержка муниципалитетов будет осуществляться исключительно на конкурентной основе. Эта позиция определяется не только экономическими, но и политическими соображениями: те главы, которые не хотят или не могут работать, не в состоянии обеспечить достойный уровень жизни и развитие своей территории, не должны задерживаться на своих постах. Я приветствую позицию муниципалитетов по участию в областных программах софинансирования дорог и придомовых территорий: сегодня нет ни одного города или района, который их игнорирует. Также активно нужно подавать заявки и в другие областные программы, предусматривающие софинансирование, учитывая нюансы и приоритеты развития каждой территории.
Не в полной мере реализован потенциал пополнения бюджетов и решения социальных проблем за счет эффективного использования областного и муниципального имущества. Нельзя считать нормальной ситуацию, когда тысячи людей стоят в очереди на улучшение жилищных условий, а муниципальные квартиры простаивают из-за того, что администрации не могут решить вопрос об их ремонте. Задача состоит в том, чтобы до конца 2014 года таких пустующих квартир не было. В дальнейшем любое освободившееся муниципальное помещение должно немедленно ремонтироваться и передаваться очередникам.
Предлагаю активнее предоставлять в пользование земельные участки, находящиеся в собственности региона и муниципалитетов. Особенно это касается земель сельскохозяйственного назначения и предназначенных для комплексного освоения территорий с целью жилищного строительства. Считаю, что только в Твери в текущем году должны быть сформированы и выставлены на торги участки площадью не менее 60 гектаров.
Еще один источник пополнения бюджета – оптимизация государственных и муниципальных унитарных предприятий. Значительная часть из них работает с убытком, при этом качество оказываемых услуг оставляет желать лучшего. Необходимо окончательно решить вопрос о том, какие предприятия должны сохранить такую форму собственности, остальные нужно ликвидировать либо акционировать. Необходимо максимально использовать возможности для развития, которые предоставляют федеральные программы. Это не только экономика и социальная защита. Возможности развития наших городов через федеральные проекты могут быть самыми разнообразными. Например, я уверен, что Вышний Волочек может стать театральной столицей российской провинции по программе «Культурные столицы Содружества». Торжок – центром развития народных художественных промыслов федерального уровня. Убежден: каждый районный центр должен искать пути участия в федеральных и региональных проектах.
Те, кто был у наших соседей, я говорю о Ярославле, видели, как город буквально преобразился к своему 1000-летию. Нам удалось решить вопрос о придании 800-летию Ржева статуса события федерального масштаба. Будут привлечены значительные финансовые средства. Работа по реализации Указа Президента началась, на днях утвержден план основных мероприятий. Наша задача – чтобы крупнейший районный центр, Город воинской славы Ржев благодаря этой работе смог раскрыть свой потенциал и стать по-настоящему комфортным как для его жителей, так и для гостей.
Важнейшим условием финансового оздоровления региона и его территорий считаю обеспечение жесткого контроля за расходованием средств, а также антикоррупционную работу. Сегодня нередко материалы проверок, свидетельствующие о тех или иных нарушениях, не влекут за собой никаких последствий для должностных лиц, преступивших закон. Считаю, что все без исключения должны становиться предметом расследования правоохранительными органами. Особое внимание нужно уделить сферам государственного и муниципального управления, ЖКХ, здравоохранению и образованию. Необходимо усилить контроль за проведением конкурсных процедур, работой подрядчиков, использованием природных ресурсов, соблюдением градостроительных норм и правил.
Нам предстоит продолжить работу по повышению эффективности бюджетных расходов, особенно в социальной сфере. В прошлом году 648 миллионов рублей малоэффектвиных расходов областного бюджета было сокращено и направлено на другие цели. Полагаю, что пример здесь должна подать государственная власть. Правительство области в ближайшее время приступает к дальнейшему сокращению аппарата управления. С учетом практики других регионов разрабатываются оптимальные структуры исполнительных органов государственной власти. Такая работа уже проведена в органах местного самоуправления. Рассчитываю, что на осенней сессии, до рассмотрения бюджета на 2014-й год, аналогичные меры будут разработаны и Законодательным Собранием.
Главный результат нашей общей работы – это показатели экономики региона. Мы видим два ключевых пути ее движения вперед. Первое – использование всех возможностей государственной власти для сохранения и развития эффективно работающих предприятий. Второе – содействие инвесторам в создании новых, современных, изначально эффективных производств. Программы экономического развития региона предусматривают формирование железнодорожного, транспортно-логистического, биоэнергетического, агропромышленного, туристического, фармацевтического и медицинского кластеров. Это флагманские направления нашей экономики.
Ее основой в среднесрочной перспективе останется промышленность, которая последние два года росла опережающими темпами, преодолевая последствия мирового финансового кризиса. В ближайшей перспективе такого темпа роста, на фоне проблем мировой экономики, ожидать, к сожалению, не приходится. Для усиления работы в этом направлении принято решение о создании Министерства промышленности Тверской области – в рамках оптимизации аппарата управления, без увеличения численности государственных служащих.
Ключевые проблемы промышленности носят комплексный характер и главным образом связаны с тем, что за двадцать лет рыночной экономики ряд предприятий не до конца переориентировались как в организации производства, так и, главным образом, в работе по сбыту продукции. Для многих из них характерен низкий уровень модернизации, инертность в разработке и использовании инноваций, слабая работа по подготовке кадров. В условиях рыночной экономики, если руководство предприятий не может обеспечить успешное управление – никакие усилия государства не помогут. В комплексе эти факторы не позволяют в полной мере реализовать потенциал нашей промышленности.
Тем не менее, в Тверской области она развивается активнее, чем в среднем по ЦФО, особенно обрабатывающие производства. Мы должны поддерживать эту тенденцию. В Верхневолжье нет месторождений углеводородов и предприятий по их переработке. Этот минус должен стать плюсом, поскольку политика федерального центра направлена на переориентацию экспортно-сырьевой экономики за счет модернизации промышленного производства. Тверская область должна занять достойное место в новой модели экономического развития России. Это возможность создания высокоэффективной региональной экономики, основанной на современных технологиях, инновациях и человеческом капитале.
Особое значение имеет развитие индустриальных парков и инвестиционных площадок. Сейчас в регионе действует 4 парка и 15 площадок. Важнейшим событием прошлого года считаю создание нового индустриального парка в Удомельском районе. В настоящее время, уважаемые депутаты, рассматривается вопрос о присвоении статуса индустриального парка площадке «Тверьстеклопластик». Бизнес-сообщество приходит к пониманию необходимости создания индустриальных парков и кластеров. Так, в прошлом году по инициативе наших промышленников было организовано объединение предприятий в промзоне «Лазурная».
Федеральные программы предусматривают ускоренное технологическое развитие ряда приоритетных отраслей промышленности. Для Тверской области особый интерес представляют атомная энергетика, авиа- и судостроение, фармацевтика. Также у нас серьезный потенциал в таких межотраслевых технологиях, как информационные, оборонные, транспортно-логистические и биотехнологии. Обеспечение участия региона в федеральных программах и проектах по этим направлением должно стать приоритетной задачей для профильных региональных министерств.
В промышленности ставка должна быть сделана на шесть ключевых отраслей: машиностроение, энергетику, производство строительных материалов, пищевую, химическую и деревообработку.
Машиностроение остается нашей базовой отраслью. Но в то же время хочу отметить: стратегию деятельности предприятий необходимо ориентировать на запросы рынка, в том числе зарубежного, а не только на государственные заказы.
Развитие энергетики будет идти в двух параллельных направлениях. Калининская АЭС, завершив самый масштабный инвестиционный проект, приступает к модернизации старых реакторов. Ее влияние на экономическую и социальную стабильность региона остается значительным. В минувшем году нам удалось решить с руководством «Росатома» ряд вопросов по развитию Удомельского района. Считаю, что этот опыт нужно развивать.
Одновременно требует внимания альтернативная энергетика. Несмотря на определенные успехи, серьезного прорыва в биоэнергетике не произошло. Но задача ее подъема сохраняется. В текущем году на основе частно-государственного партнерства необходимо развивать производство торфяных и древесных пеллет, переводить мазутные и угольные котельные на биотопливо – это дает экономию в 6 – 7 раз.
Пищевая промышленность – особая часть экономики. Именно ее товары работают на позитивный имидж Верхневолжья в столице и других регионах. Предприятия отрасли идут в авангарде модернизации производства.
Задача органов государственной власти, местного самоуправления – поддерживать их через систему заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а также через организацию взаимодействия с федеральными и местными торговыми сетями.
Химическая промышленность региона, значительно сдавшая свои позиции в последние десятилетия, должна получить новый импульс развития, во многом благодаря активной работе технопарка «Искож».
Потенциал деревообрабатывающей отрасли – в развитии глубокой переработки. Но пока, несмотря на ряд реализуемых крупных проектов, инвестиционная активность в отрасли не увеличивается. Нам необходимо будет решать эту задачу. Считаю дальнейшее развитие на основе вывоза «кругляка» недопустимым и преступным по отношению к нашим природным ресурсам.
На подъеме уже не первый год – строительная индустрия. Но увеличение производства строительных материалов идет главным образом за счет внешних рынков сбыта. Наша ближайшая задача – обеспечить взаимодействие производителей стройматериалов и строителей на региональном уровне, использовать потенциал отрасли для развития строительства. Яркий пример такого подхода – возрождение Тверского домостроительного комбината.
Само по себе развитие отраслей не решает вопрос вывода промышленности на качественно новый уровень. Инновационная составляющая региональной экономики увеличивается, но пока этот процесс идет недостаточно быстро. Главная причина в том, что значительная часть предприятий недостаточно восприимчива к инновациям, разработки наших ученых и специалистов оказываются невостребованными. Между тем в условиях членства России в ВТО только инновационное развитие экономики может обеспечить ее конкурентоспособность. Главная задача в этой сфере – не просто поддержка исследователей и изобретателей, а внедрение их разработок в повседневную деятельность предприятий. В софинансировании научных исследований мы должны отказываться от поддержки проектов, не имеющих практического значения для развития региона.
Мы не можем забывать о промышленном потенциале малого и среднего бизнеса. Необходимо скоординировать областную и муниципальные программы поддержки предпринимательства, создать единую систему, в первую очередь поддерживать эффективных собственников. В настоящее время наблюдается четкая тенденция: чем меньше предприятия, тем ниже среди них число производственных компаний. Но с каждым годом все больше индивидуальных предпринимателей занимаются производством. Задача на ближайшую перспективу – сосредоточить государственную поддержку малого и среднего бизнеса на производственной сфере, инновационных проектах, развитии бизнес-инкубаторов, а также на молодых предпринимателях.
За двадцать лет развития рыночной экономики торговля стала одним из ведущих сегментов, ее доля составляет более 18% в валовом региональном продукте. В большинстве муниципалитетов обеспеченность торговыми площадями выше установленного минимума. Но в Торжке, Вышневолоцком, Кимрском и ряде других районов норматив до сих пор не достигнут. Этот пробел должен быть ликвидирован.
Современные торговые центры развиваются только в Твери. Но даже в областном центре их немного, хотя ситуация меняется: идет строительство крупных комплексов на Октябрьском проспекте, площади Гагарина. Считаю, что для всех наших крупных городов такие центры необходимы. В привлечении инвестиций у торговли есть серьезный потенциал, который необходимо реализовать.
Также важной частью экономики стала сфера услуг. У нас опережающими темпами развиваются туристическое, досуговое, правовое направления. Но в целом сфера услуг, особенно в небольших муниципалитетах, развита слабо. Считаю, что при реализации программ развития малого и среднего бизнеса на местах, поддержке и созданию фирм, оказывающих услуги населению, должно уделяться особое внимание.
Нужно положить конец хаосу в сфере рекламы. Только в Твери потери от ее незаконного размещения составляют порядка 100 миллионов рублей в год! Утверждение схемы размещения рекламных носителей на региональном уровне позволит нам сделать этот рынок цивилизованным, существенно пополнить бюджет и преобразить облик наших городов.
Уважаемые коллеги! Ключевым направлением не только в сфере услуг, но и в региональной экономике должен быть туризм. Нельзя сказать, что отрасль не развивается: поток туристов увеличивается, открываются новые отели. Но чтобы реализовать потенциал региона, этого недостаточно. Полагаю, что участие в федеральной профильной программе позволит нам решить ряд вопросов в этой сфере. Также необходимо обеспечить создание туристических инвестиционных парков и площадок. Одна из них уже формируется в Конаковском районе. Другими центрами должны стать Торжок, Старица, озеро Селигер.
Развитие отрасли не должно быть заботой только туристических фирм. Простой пример: возросло количество туристов, прибывающих в Тверь на теплоходах. Но на пирсе речного вокзала их не встречают ни торговые ряды, ни творческие коллективы. Люди ходят по городу и ищут: где купить тверской сувенир? Это ненормальная ситуация. Во всех городах, через которые идет существенный турпоток, сфера услуг и торговля должны быть сориентированы на достойную встречу туристов.
До настоящего времени мы в недостаточной мере используем наши природные ресурсы. Туристов интересуют не только памятники и события культурной жизни, но и отдых на природе. Пока только Селигер ежегодно притягивает сотни тысяч людей. Но возможности рек и озер центральной и юго-западной частей области ничуть не хуже. Здесь нужно развивать туристическую инфраструктуру. Рассчитываю, что форум водного туризма, который пройдет осенью, послужит импульсом к решению этой задачи.
Ключевое значение для развития региональной экономики имеет инвестиционный процесс. У нас есть серьезные достижения за последние два года. Ежегодно успешно реализуется 12 – 14 крупных проектов. Но мы не должны закрывать глаза на существующие проблемы в работе с инвесторами. Первая и главная – обеспечение инвестиционных предприятий коммуникациями и энергетическими ресурсами. Как показал опыт первых промышленных площадок, частные компании не справляются с этой работой, в результате пришлось буквально спасать несколько проектов – я говорю о «Паулиг», «ОТТО-групп», «Парето-Принт». В целях управления площадками работает «Инженерно-инвестиционная компания», 100% акций которой принадлежат Правительству области. Это позволяет исключить намеренное затягивание подключения инвесторов к коммуникациям.
Еще одной проблемой являются административные барьеры. Несмотря на то, что работа с инвесторами строится по принципу «одного окна», есть проволочки с утверждением смет, проектов, согласовательными процедурами, особенно по предоставлению земельных участков. Каждый случай волокиты должен быть основанием для серьезной проверки, в том числе по коррупционным факторам. Нужно максимально сократить сроки подключения к коммунальной и энергетической инфраструктуре, получения разрешений на строительство. В связи с этим, ставлю задачу разработать единый регламент сопровождения инвестиционных проектов.
Нельзя назвать удовлетворительной ситуацию в муниципалитетах. Разработана инвестиционная карта региона, но за прошедший год кардинальных изменений не произошло: в лидерах все те же, среди отстающих заметных перемен нет. Во всех городах и районах назначены ответственные по работе с инвесторами. По итогам этого года спрос с них должен быть жестче: если нет результатов, значит, нет и работы. Считаю необходимым назначить таких ответственных по отраслям на уровне региона: без инвестиций невозможно развитие не только экономики, но и социальной сферы. В каждом муниципалитете, в каждой отрасли необходимо сформировать перечень проектов, требующих финансирования, и целенаправленно искать под них инвесторов.
Наша задача – сохранять существующие высокие темпы привлечения инвесторов, в том числе опережающие – говорю о сельском хозяйстве.
До 1 января 2014 года нам необходимо принять инвестиционную стратегию Тверской области. Жду предложений от Законодательного Собрания в проект этого документа. В соответствии с ним, ежегодно будет оглашаться региональное инвестиционное послание.
Уважаемые коллеги! Чтобы решить многочисленные и непростые вопросы, стоящие перед Тверской областью, нужны не только финансовые и человеческие ресурсы. Нужна политическая воля. В прошлом году я говорил о региональном единстве, как обязательном условии развития области. Во многом эта цель достигнута: во взаимодействии со всеми ветвями власти, органами местного самоуправления, общественностью. Исключением остается политическое поле региона. Деятельность большинства партий строится на взаимной критике или претензиях к власти, но конкретных предложений по решению острейших вопросов нет. Критикуя оптимизацию здравоохранения или образования, необходимо предлагать иные пути решения проблем при дефиците бюджета и отсутствии достаточного спроса. Говоря о коррупции, необходимо называть конкретных чиновников, давать реальные факты, обращаться в правоохранительные органы. Популизм и беспредметную критику давно пора сдать на свалку истории.
Не устану повторять: я и Правительство области открыты для сотрудничества с любыми конструктивными политическими силами, готовы рассматривать любые предложения. Считаю, что в налаживании такого разумного диалога ведущую роль должны сыграть партийные фракции Законодательного Собрания.
Уважаемые земляки! Развитие социальной сферы и экономики региона – два неразрывно связанных процесса. Принципы разумного управления должны стать обязательными не только на предприятиях, но и в школах, больницах, детских садах, музеях. Единая, устойчивая, сбалансированная социально-экономическая политика региона – это наша цель и гарантия успешного развития Тверской области в интересах ее жителей и всей России.