На прошлой неделе заместителем губернатора Тверской области назначен руководитель департамента экономики Сергей Аристов
Сергей Анатольевич — частый гость на наших страницах. Возглавляемый им департамент — один из самых «живых» в областной администрации. Вокруг Аристова всё время происходят так называемые «информационные поводы»: события, направленные на улучшение экономического положения региона, поддержку малого и среднего бизнеса. Именно он курирует разработку Стратегии социально-экономического развития Тверской области на долгосрочную перспективу, одну из самых любимых тем нашего издания. Сегодня мы впервые беседуем с Сергеем Аристовым в новом качестве.
— Сергей Анатольевич, какие сферы будут в вашем подчинении? Почему выбор остановился именно на вас?
— В моем ведении остаётся департамент экономики, и добавился комитет по туризму, курортам и международным связям. Департамент экономики за последние два года доказал свою работоспособность, превратился в хорошо отлаженный механизм. Сегодня в рамках департамента оказывается серьёзная помощь малому и среднему бизнесу: восемь видов субсидий, четыре фонда, лизинговая компания, которая сейчас начинает свою работу. Эта очень масштабная работа была сделана в кратчайшие сроки, причём в условиях экономического кризиса. Важно при этом, что дорогая инфраструктура разворачивалась в том числе за счёт федерального бюджета. Если по лимиту Тверская область должна была получить на поддержку малого и среднего бизнеса 80 млн. рублей, по факту мы получили в три раза больше. Значит, мы сработали в три раза эффективнее, чем другие регионы.
— Есть какие-то наработки, отличающие нас от других регионов?
— Например, мы получили серьёзные федеральные средства на создание венчурного фонда, который становится «мостиком» между научными разработками наших учёных и технологическим процессом. Недавно создан и начинает работу региональный филиал Европейского информационного корреспондентского центра, эта структура будет находить и сопровождать деловые контакты между тверскими предприятиями и предприятиями из стран Евросоюза, оказывать поддержку тверским компаниям, ориентированным на экспорт.
Сама структура департамента экономики позволяет создавать сложные системы поддержки. Например, тверской фермер покупает плуг, используя средства областной лизинговой компании, при этом получив поручительство от областного залогового фонда, а потом есть возможность получения компенсации части процентной ставки по договору лизинга.
— Туризм, который теперь оказался в вашем подчинении, потенциально является очень перспективной сферой тверской экономики. Однако о деятельности областной власти в этой сфере представители туристического бизнеса ничего хорошего не говорят. Какие у вас планы по организации эффективной поддержки туризма?
— Поток туристов, приезжающих в Тверскую область, достаточно велик — 3,5 млн. человек в год. Задача капитализировать этот поток, сделать так, чтобы туристы оставляли у нас деньги. Задача областной власти — создавать новые туристические бренды. У нас есть признанные в России притягательные для туристов места — Селигер, Конаково и Завидово. Новыми точками притяжения должны стать Торжок, Торопец, Кашин с Калязином.
Туристический поток должен быть выровнен с точки зрения сезонности. Для этого надо максимально использовать культурные и спортивные мероприятия. Например, Троицкие гуляния и «Купеческий караван» в Василёво под Торжком. Нужны зимние мероприятия, такие как фестиваль экстремальных видов спорта «Московское море». У Тверской области огромный потенциал в сфере делового туризма. Но тут возникает проблема номерного фонда: гостиниц и баз отдыха много, но качество номеров и сервиса вне всякой критики.
— Многие владельцы гостиниц в Тверской области жалуются, что их бизнес убыточен. Как вы думаете, почему?
— Вопрос в качестве управления, причём не только в высшем менеджменте, но в менеджменте среднего звена. Ведь в туризме огромное количество слагаемых, а гостиницы в Тверской области часто строятся по принципу: есть земля, есть деньги — почему бы не построить отель?
На туризме надо концентрироваться, как на любом другом деле. Это очень профессиональный и сложный бизнес. Здесь требуется выстроить конвейер, чтобы объект не пустовал, чтобы не было убытков, чтобы не получалось так, как сейчас — за один погожий летний день хозяева баз пытаются окупить убытки из-за простоя зимой, весной и осенью. Люди должны возвращаться в наши отели, а не уезжать из них разочарованными.
— Что сейчас происходит со Стратегией социально-экономического развития Тверской области до 2025 года?
— Обсуждение Стратегии продолжается. Сейчас лучше не гнать лошадей, а внимательно обсудить её по всем отраслям — чтобы документ вышел действительно консолидирующим. Ведь это будет рабочая Стратегия, которая создаётся, чтобы по ней жить.
— Сейчас в Твери появились два специалиста по стратегическому планированию — один российского уровня, другой — мирового: Марат Гельман и Ричард Тиббот. Один — по линии областной администрации, другой — по линии городской. Почему нет взаимопроникновения между их предложениями? И как сочетается то, что делают они, с той работой, которую осуществляете вы?
— Ричард Тиббот и Марат Гельман на самом деле занимаются несколько разными вещами. Тиббот — стратег, а Гельман осуществляет конкретный проект. Я считаю, что проект Гельмана идёт во благо города, поскольку призван усилить культурную составляющую — чтобы молодёжь не уезжала из Твери в поисках новых впечатлений. Неденежная сторона жизни ведь тоже сильно влияет на её качество. Именно эту сторону и надо развивать.
— Получается, что проект Гельмана как раз на стыке обеих вверенных вам отраслей — экономики и туризма?
— Да. И департамент экономики является частью этого проекта — в том, что касается создания издательского кластера в Твери. Мы будем создавать бизнес-инкубатор, задействуем залоговый и старт-ап фонды.
— Что изменится в вашей работе с новым назначением?
— Даже до назначения на должность заместителя губернатора я, как руководитель департамента экономики, осуществлял аудит всех принимаемых в областной администрации решений в части соответствия их стоящим перед регионом стратегическим задачам. Мониторинг и аудит — это 70% работы департамента экономики. Я подписываю огромное количество документов, и думаю, в этой части моя работа не изменится — только количество документов увеличится. И, конечно же, ответственность.
Беседовала Мария ОРЛОВА