В новом учебнике пора отказаться от сталинских мифов
Вячеславу Викторовичу Володину, первому заместителю руководителя Администрации Президента Российской Федерации, Владимиру Абдуалиевичу Васильеву, вице-спикеру Государственной Думы, руководителю фракции «Единая Россия», Дмитрию Викторовичу Ливанову, министру образования и науки Российской Федерации
Уважаемые Вячеслав Викторович, Владимир Абдуалиевич, Дмитрий Викторович!
Сегодня я получил письмо с ответом на мое обращение к Владимиру Путину. Месяц назад я послал ему свою книгу и предложил помощь в создании учебника истории России. Напомню, что Владимир Путин дал поручение создать такой учебник.
Президент в одном из интервью говорил, что он мало понимает в политике и не любит ею заниматься. Но думаю, что его положение делает его чутким к опасностям, и он, образно говоря, спинным мозгом чувствует: с Россией происходит что-то неладное. Почему в стране с такими огромными ресурсами мы отстаем в технологиях, оказываемся неспособными разумно организовать жизнь, содержать в чистоте ландшафты, обустроить города (хотя бы решить пресловутые проблемы автомобильных пробок)? Почему мы такие убогие?
Причина только одна: наша правящая элита имеет, условно говоря, «дефект в голове». Эту голову надо лечить – нужна новая конкурентоспособная идеология как модель принятия правильных решений. Всякая идеология – это комплекс общественных наук, нравственных и религиозных установок, которые базируются на фундаменте исторического знания.
К сожалению, в современной России гуманитарных наук (в том смысле, который принят во всем цивилизованном мире) нет. Это и есть причина того, что российское общество выглядит таким беспомощным, неспособным к самоорганизации. Поэтому и наша национальная промышленность демонстрирует неспособность работать на глобальных рынках: эффективность экономики и создание корпоративных брендов целиком зависят от гуманитарных знаний о человеке и обществе.
В начале ХХ века русская философская школа стояла на пороге мировоззренческого прорыва, который мог сделать Россию лидером человечества. Но в мае 1922 года В.И. Ленин предложил заменить смертную казнь для лучших умов России высылкой за границу. Так появился «философский пароход», на котором уплыли на Запад такие русские философы и мыслители, как Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, С.Л. Франк и другие. Перед революцией возникла новая идеология новой России, но социально-политические процессы помешали ее развитию.
Свобода, по Бердяеву, угодна Богу, но в то же время она не от Бога. Существует «несотворённая» свобода, над которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая «божественную иерархию бытия», порождает зло. Судьба «свободного человека» во времени и истории трагична. Умное государственное управление в современном понимании – это поиск оптимального баланса между свободой и несвободой общества.
После отплытия «философского парохода» в России осталось работать совсем немного ученых, один из них Василий Струве. До революции он изучал историю семитских народов, египтологию. С 1918-го Струве работал в отделе Древнего Египта в Эрмитаже. Ссылаясь на Маркса и Энгельса, вообще-то не знавших историю Египта и Месопотамии, он стал развивать марксистское востоковедение. В 1933 году в Государственной академии истории материальной культуры Струве выступил с докладом «Возникновение, развитие и упадок рабовладельческого общества на Древнем Востоке», который и предопределил развитие советской исторической науки (не только востоковедческой) на много лет вперед. Доклад Струве был основан на «кондовом» историческом материализме, что несколько лет спустя оценил Иосиф Сталин в своем «Кратком курсе истории ВКП(б)».
Сталин построил свою схему из пяти общественно-экономических формаций: первобытнообщинная – рабовладельческая – феодальная – капиталистическая – коммунистическая. Базировалась она именно на концепции Василия Струве, на него, впрочем, не ссылаясь. После выхода в 1938-м «Краткого курса» последние несогласные с исторической концепцией Струве замолчали.
Советский историк Лев Гумилев – это, пожалуй, единственный «луч света в темном царстве» российской исторической науки последних 90 лет. Однако до сих пор ни в одном университете России историю «по Гумилеву» не преподают.
Если археологи не читают историков и не знают о работах предшественников, а историки не знают ничего о последних достижениях археологов, то тем более им ничего не известно о проблемах палеогеографии и климатологии, генетики и других смежных наук. А без этих знаний невозможно ничего понять в истории. У большинства современных ученых просто нет достаточной эрудиции для проверки гипотез Гумилева. Разговоры об интеграции наук и междисциплинарном подходе остаются только разговорами. К тому же современные университетские профессора вопиюще невежественны в истории религии.
Эволюция религиозных доктрин суть эволюция человеческого сознания. Именно это является предметом истории, определяющим прикладные приложения в политологии, брендинге, рекламе, социальной реабилитации и т.п. Историко-географические статьи Гумилева не случайно так охотно переводили в Европе и США. Лев Гумилев, сам того не зная, шел в одном направлении с историками школы «Анналов», самой авторитетной исторической школы Европы.
А в России историческая наука до сих пор базируется на постулатах, сформулированных Иосифом Сталиным. Как представители академической российской школы, опираясь на такой базис, могут создать учебник истории, который как минимум должен не оскорблять чувств верующих мировых конфессий и не противоречить современным представлениям ученого мира?
Тем не менее в письме, подписанном заместителем директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России госпожой И.И. Тарадановой, она сообщила мне, что Российским историческим обществом создана рабочая группа по координации разработки новых учебников по истории России, в которую вошли ведущие ученые-историки (!!!), авторы учебных пособий, представители педагогических сообществ, общественные деятели (группа утверждена решением президиума Российского исторического общества от 4 апреля 2013 г.).
Опять мы видим «бюрократическую возню», которая не приведет ни к чему вразумительному. Не могут написать учебник истории люди, которые о ней не имеют представления. А то, что они называют историей, это «лубок», созданный большевиками для пролетарских масс. На этой базе нельзя создать конкурентоспособную идеологию. Единственная возможность сделать это – вернуться к истокам, философии Бердяева и истории Гумилева. Собственно, мои книги продолжают эту научную традицию.
В связи с этим хочу обратиться к вам, уважаемые Вячеслав Викторович, Владимир Абдуалиевич, Дмитрий Викторович, с просьбой взять под личный контроль поручение президента Владимира Путина по созданию учебника истории.
В России уже есть специалисты, которые восстановили забытую историю Восточной Европы, объяснили механизм пробуждения человеческого сознания, приобретения речи, трансформаций человеческого общества и его социальных укладов под влиянием изменения климата и эволюции религий, расслоения единого человечества на расы и этносы. Например, Жарникова Светлана Васильевна, доктор исторических наук, подробно восстановила историю Восточной Европы в бронзовые века. Есть много других ученых, но они остаются вне процесса создания учебника истории.
Пора прекращать в вопросе создания учебника истории ходить по кругу, поручая эту работу одним и тем же людям, которые не в состоянии ее сделать. Вопрос стоит не просто об учебнике, а о глобальном мировоззренческом документе, от содержания которого будет зависеть судьба России.
С уважением,
Геннадий КЛИМОВ