НА ЭТОТ И ДРУГИЕ ВОПРОСЫ ЗНАЮТ ОТВЕТ В ТВЕРСКОМ УФАС
Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области подвело итоги своей работы за 2010 год, с некоторыми из которых её руководители ознакомили региональные СМИ.
Если говорить о количественной статистике, то в 2010 году сотрудники УФАС России по Тверской области выявили 871 нарушение антимонопольного законодательства, а также законодательств о рекламе, о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд и о торговле. В отношении нарушителей вынесено 105 постановлений о привлечении к административной ответственности в виде штрафа юридических и должностных лиц на сумму 5 050 700 руб., из которых уже взыскано более 3 млн. рублей. То есть каждый рабочий день управление выявляло по 3,5 нарушений, а в бюджет в виде штрафов в среднем поступало 13,7 тыс. рублей.
Основная задача управления, как сформулировала её руководитель Тверского УФАС Ирина Дёмина, следить за тем, чтобы власти не мешали развиваться бизнесу, не использовали коррупционные схемы и административные ресурсы, а также осуществлять контроль над экономией и эффективным использованием бюджетных средств. К сожалению, отметила она, в последние годы прослеживается устойчивая тенденция к росту числа нарушений в сфере законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Если в 2008 г. такого рода рассмотренных жалоб было 63, то в 2009 г. их стало уже 155, а в 2010-м – 180. В целом же на сферу госзакупок приходится 466 различного рода нарушений, что составляет 52% от общего их числа.
Вот, к примеру, как проходили торги по закупке спортивных и детских площадок в Твери, которые были установлены в прошлом году. В них без всяких на то обоснований и законных претензий запретили участие в аукционе всем, кроме одной фирмы, допустив тем самым грубейшее нарушение антимонопольного законодательства. Только по одному предписанию, которое выдало УФАС в рамках одной закупки после рассмотрения жалоб, удалось возвратить в бюджет 23 млн. рублей. Сейчас в отношении департамента госзаказа Тверской области УФАС ведёт административное производство, а недавние отставки в этом ведомстве произошли явно не без подачи сотрудников управления.
Наиболее значимые дела в 2010 году были рассмотрены в отношении субъектов электроэнергетики, крупных торговых сетей, а также ряда хлебопекарных предприятий. Как рассказала заместитель руководителя Тверского УФАС Людмила Посохова, была проведена огромная работа по проверке ряда торговых сетей, в частности их договорные взаимоотношения с поставщиками. Выявленные нарушения касались в основном включения в договор условий, которые вынуждали поставщика либо дополнительно оплачивать маркетинговые мероприятия, в том числе рекламные акции, либо выплачивать какие-либо бонусы. Несмотря на то что все выявленные в ходе проверок нарушения, а их насчитывалось 331, были устранены, Людмила Посохова призвала тверских производителей не замалчивать факты такого рода поборов и сообщать о них в УФАС.
Несомненно, наших читателей больше всего интересует, почему в прошлом году так подорожали хлебобулочные изделия, а цена на гречку взлетела до небес?
Что касается действий хлебопёков, то ясности в этом вопросе пока нет. Несмотря на явные признаки нарушений в сфере ценообразования, их вина по ст. 10 (антимонопольное завышение цены) не установлена.
— Сейчас мы прорабатываем 11-ю ст. – согласованные действия по поддержанию цены на розничном рынке, — пояснила ситуацию Людмила Посохова. — Тем более что в 2008-2009 годах подобные нарушения также были зафиксированы. Но это требует проверки, тем более что на территории Тверской области присутствуют не только местные хлебопекарные предприятия, но также их коллеги из Москвы, Новгорода, Санкт-Петербурга, Великих Лук и других городов России.
— Подорожание гречки, — считает Ирина Дёмина, — связано главным образом с экстремальными погодными условиями, которые наблюдались прошлым летом на территории нашей страны. Поэтому торговые сети закупают её у поставщиков по более высоким ценам. Но накрутка цены происходит и на пути гречки от производителя к покупателю, так как проходит целую цепочку посредников, каждый из которых имеет свою маржу – так называется разница между ценой покупателя и продавца, которая идёт на покрытие затрат по реализации товара. Но если раньше, когда гречка стоила 30 рублей, а маржа составляла 5%, то есть 1,5 рубля, то сейчас, закупая эту крупу по 100 рублей, торговые сети кладут к себе в карман уже 5 рублей с килограмма. При том, что формально эта маржа осталась прежней — 5% от стоимости товара. А некоторые продавцы ухитрились увеличить ее в 18 раз!
На каком таком основании — предстоит разобраться тверскому УФАС.
Светлана АВДЕЕВА