Краткая зарисовка из жизни спасателей на воде
6 июля дежурное патрулирование вод началось для Государственной инспекции по маломерным судам с трагической новости: утонул человек. Это случилось аккурат перед моим журналистским визитом на фирменную моторку. Уже через 4 минуты после получения сигнала спасатели были на месте происшествия. Но спасать уже было некого. Впрочем, обо всем по порядку
«Они все равно лезут в воду!»
– У меня здесь целый архив утонувших, – говорит инспектор ГИМС Игорь Носков, протягивая мне простенький фотоаппарат-«мыльницу». – Хотите посмотреть?
Делаю большие глаза. А поняв, что это все-таки не шутка, отказываюсь. Все-таки мои нервы не такие крепкие, как у работников ГИМС.
Игорь Носков и Василий Батенко – государственные инспекторы по маломерным судам инспекторского отделения города Твери. Именно с ними со скоростью 30 км/ч мы рассекаем центр Волги на мотолодке модели «Мастер». Ее главное отличие от катера – съемный двигатель. Пять часов вечера, жара, на берегах и в воде тонны отдыхающих.
– В черте города нет ни одного легального пляжа, – скептически отмечает Игорь Носков. Спасателю около 40, белая рубашка, а погоны и усы делают его похожим на капитана дальнего плавания. – Люди отдыхают на всех берегах рек, особенно в Мигалово, на городском пляже, у красинского и тверецкого мостов, в Химинституте. Купаться запрещено везде. Это связано с плохими показателями бактериологического анализа воды, и везде установлены соответствующие знаки. Но все равно лезут, и если кто-то тонет, то виновных здесь нет.
– В чем самые частые причины гибели на воде?
– Когда температура воды выше 20 градусов, а воздуха выше 27, людей тянет отдохнуть на берегу реки. Особенно это касается пятницы и субботы. И многие начинают тонуть, – продолжает Игорь. – Мужчины – потому что пьяные и начинают бравировать, что переплывут через Волгу. А дети из-за халатности родителей. Некоторые спокойно отпускают их на речку, а сами сидят, выпивают на берегу. Если ребенок заходит в воду – он должен быть в спасательном жилете. Еще один бич – это гидроциклисты. Многие из них не регистрируются и не имеют прав. А значит, они не знают правила, не соблюдают скоростной режим, близко подплывают к скоплениям людей или на середину судового хода. Они реально опасны и для людей, и для себя, и даже для судов.
– А что вы делаете, если люди тонут?
– Одеваю жилет, прыгаю в воду в чем есть и по очереди спасаю. Круг зачастую кидать смысла нет: люди в панике, ничего не видят перед собой. Их приходится спасать только «руками».
«Берите с собой булавку»
Лодка пришвартовывается к берегу, где недавно произошла трагедия.
На берегу ожидает около 10 индусов, товарищи погибшего. Говорят, что вначале их было гораздо больше, но когда их друг спрыгнул с бетонной плиты и начал тонуть, никто не ринулся его спасать, кроме русских на соседнем пляже. Сейчас мы все ждем водолазов: они поднимут тело, а сотрудники ГИМС зафиксируют это на камеру. Такая грустная вышла прогулка на лодке.
– Вообще, основная наша работа – это техническое освидетельствование маломерных судов. Лодки, катера, квадроциклы – хозяева обращаются в инспекцию и проходят регистрацию. У всех должны быть подтверждающие документы, – рассказывает инспектор Василий, высокий голубоглазый блондин, как и Дмитрий, бывший военный с правильными манерами.
– Также мы организуем профилактические работы – летом выезжаем в детские оздоровительные лагеря, где проводим беседы и занятия по безопасному нахождению на воде. То же самое делаем по организациям, предприятиям и магазинам, торгующим водной техникой. В конце месяца ведем учет по административной практике, отправляем выписанные штрафы в следующие инстанции – но в первый раз мы обычно просто предупреждаем нарушителей, – дополняет Игорь. – То же самое выполняем и зимой, работы у нас много, посетить 45 школ в месяц – это не шутка.
Спасатели приходят на работу к 9 утра и заканчивают в 7 вечера. Домой сотрудники ГИМС приходят после 10 вечера: летом у каждого есть дополнительные дежурства. Два катера, в каждом по два инспектора, совместно с ВОСВОДом даже в выходные патрулируют реки в черте города.
– Сколько людей в этом сезоне уже удалось спасти?
– Конкретно спасти удалось четверых. Но тонет, к сожалению, больше. Хоть мы и предупреждаем: нельзя купаться в незнакомых местах, заброшенных водоемах, прыгать с технических сооружений. Человек должен адекватно оценивать состояние своего здоровья, не лезть в воду пьяным и не заплывать за буйки – может элементарно сбить водным транспортом. И на всякий случай надо иметь булавку – вдруг сведет ногу на глубине.
– Василий, в чем основная сложность вашей работы?
– Часто у людей нет культуры отдыха – кто матом кроет, кто игнорирует нас, а бывает, что и угрожают! А мы просто так к людям не лезем, всегда акцентируем внимание на безопасности, особенно детской. Видим, что человек пьяный, не может доплыть, предлагаем довезти, а они боятся, что в полицию их привезем… Работа у нас нервная, между лодок узкие пространства, надо быстро действовать и реагировать, вежливо общаться. Поэтому мы все время начеку.
Полина ЗИМИНА