«Транспортные потоки» пытаются исследовать уже третий раз
Внеочередное заседание Тверской городской думы было посвящено одному-единственному вопросу – выделению 4 млн рублей для «обследования пассажиропотоков по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и формированию предложений по оптимизации маршрутной сети в г. Тверь»
На первый взгляд цель самая благая – улучшить работу городского транспорта. И депутаты, конечно же, приняли предложение администрации, сделав вид, что поверили в ее благие намерения. Хотя, судя по тому, как шли споры вокруг вопроса про «обследования», хорошо понимали, к чему все это затеяно.
Точно так же, похоже, понимали они, что все прочее, содержащееся в предложениях администрации по «внесению изменений» в бюджет города Твери на 2013 год: 10 млн руб. на ремонт дома №47 во Дворе Пролетарки, 6 млн руб. – на подготовку проведения эстафеты олимпийского огня «Сочи-2014», – стало своего рода «операцией прикрытия» для четырехмиллионных затрат-растрат.
За неделю до описываемых событий депутаты ТГД уже рассматривали поправки в городской бюджет, где фигурировали те самые 4 млн рублей на те же самые «обследования». Но депутаты, помня, что проведенные в 2011 и 2012 годах аналогичные исследования (этим по заданию горадминистрации занимался коллектив ученых ТГТУ под руководством заведующего профильной кафедрой г-на Рекушева) оказались почему-то невостребованными, – отказали администрации в выделении денег. Тогда эти затраты не казались пустыми, потому что администрация вроде бы всерьез собиралась навести порядок в пассажирских перевозках на частном общественном транспорте – закрыть маршруты, волюнтаристски введенные прежним областным руководством, и провести конкурс среди предпринимателей-частных перевозчиков.
Сегодня частные пассажирские перевозки по факту уже поделенный бизнес. И разного рода переделки в нем чреваты: например, всем памятны события, связанные с поджогами автобусов, принадлежащих бизнесменам, которые попытались занять уже занятую нишу. А главное – власть тут же начинают подозревать в попытке передела бизнеса в свою пользу. Поэтому одна из целей обследования пассажиропотоков в 2011–2012 годах заключалась в том, чтобы отвести от чиновников такого рода обвинения.
Вступивший не так давно в должность замглавы администрации куратор транспортной отрасли Дмитрий Насибуллин, судя по всему, имел поначалу (и, наверное, ситуация не изменилась) очень слабое представление о работе тверского общественного транспорта. Он говорил о необходимости перемен в отрасли, но сказать конкретно, что имеет в виду под переменами, не мог. Тем не менее Насибуллин при вступлении в должность – месяца два-три назад – стал говорить про необходимость новых научных исследований. И уже тогда заявлял, что его просто не устраивают имеющиеся результаты.
Если судить по тому, как проходило обсуждение вопроса «О четырех миллионах» в думских комитетах, Насибуллин и его подчиненные до самого последнего момента не знали, чего они ждут от новых исследований пассажиропотоков и какую новую маршрутную сеть они хотят получить. Например, так называемое «техническое задание» на организацию конкурса среди желающих провести те исследования появилось у депутатов лишь перед самым заседанием ТГД. Очевидно, что бумага была составлена наспех и фактически не содержала ничего, что отличало бы ее от прежних «техзаданий». Также в ней нет ничего конкретного, что указывало бы «исследователям» на то, чего от них хотят получить в итоге.
Честно говоря, возня вокруг 4 миллионов, которые зачем-то не мытьем так катаньем желает получить городская администрация, создает впечатление, что деньги эти нужны для чего-то другого. Такой вывод напрашивается потому, что содержащаяся в предложенном депутатам для ознакомления «техзадании» смета расходов очень подробна: указано количество инженеров III категории, инженеров II категории – участников процесса, их поденная заработная плата, количество человеко-дней и т.д. Создается впечатление, что данная работа уже проделана какой-то конкретной организацией (а скорее всего, нужная бумага уже состряпана) и ей надо просто заплатить. Кроме того, в упомянутой смете есть много несуразностей (например, в ней числятся четыре главных инженера проекта), заставляющих предполагать все что угодно…
Обсуждая вопрос «о 4 миллионах», депутаты думали так же: они попробовали обставить голосование определенными условиями. Например, депутат Балаян предложил определиться с персональной ответственностью всех, кто инициировал данный вопрос. Впрочем, все это было занесено в виде «протокольной записи» в стенограмму отчета о проведенном заседании ТГД. Увы, такая запись практически не влечет ни за кем каких-либо обязательств. Юридически важен и значим лишь результат голосования: только четыре депутата проголосовали «против»…
Вениамин ЕРОФЕЕВ