28 июля принято считать днем памяти не только святого Владимира Киевского, но и святых Владимира и Агриппины Ржевских. Они издревле почитались в Ржеве и были погребены в соборном храме города. Над их могилами, расположенными рядом, до 1745 года сохранялась гробница. Сейчас здесь обелиск Победы.
Город Ржев в древности назывался Ржевою Владимировою, по имени своего первого князя – святого Владимира. Он был сыном Мстислава Храброго, братом Мстислава Мстиславича Удалого. Святая Агриппина была женой благоверного князя Владимира.
Начиная по крайней мере с 30-х годов XIV века, возможно и несколько ранее, Ржева не раз находилась под властью Литовского великого княжества. О сидевших здесь в это время русских и литовских князьях имеются отрывочные сведения.
В 1180 году, умирая, отец князя Мстислав Храбрый поручил молодого княжича воеводе своему Борису Захарычу. В 1208 году Владимир княжил в Пскове, командуя псковичами и новгородцами в сражениях с литовцами, по поручению старшего брата Мстислава Удалого защищал Великие Луки. С этого времени и Великие Луки числили его своим князем.
В 1213 году Владимир стал управлять небольшой областью в Латвии. Здесь в его честь был назван город Валмиера, можно сказать, побратим Ржевы Володимеровой. Под его влиянием был заключен мир между ливонским епископом и полоцким князем. Князь Владимир помогал своему брату Давиду Торопецкому защищаться от литовцев.
Известно, что мощи Владимира и Агриппины в XVII – первой половине XVIII века почивали под спудом в Успенском соборе в Ржеве, над ними была устроена деревянная резная позолоченная гробница и сень с иконостасом. В связи с розыском о церковных нестроениях в Ржеве, по указу императрицы Анны Иоанновны Тверской и Кашинский архиепископ Митрофан (Слотвинский) в 1745 году провел расследование о праздновании памяти Владимира и Агриппины.
О результатах расследования архиерей писал: «А с которого году, и с чего, и кем то воспоминание и празнество начато, и под тою ли гробницею оный князь и княгиня погребены, и чудеса и исцеления от них кому какие были ль, о том при следствии онаго собора протопоп и протчия священнослужители показали, что не знают, и никакой летописи и записок не явилось». Архиерей запретил церковное празднование Владимира и Агриппины, гробницу разобрали.
Деканонизация святых Владимира и Агриппины, как и других тверских святых, была одним из последствий церковной реформы XVII века. Почитание деканонизированных синодальной Церковью святых сохранялось в полной мере у старообрядцев.
В начале XX века по Владимиру и Агриппине в Ржеве еще служились панихиды, архиепископ Димитрий (Самбикин) включил их имена в «Алфавитный указатель местночтимых святых Тверского края». Церковное празднование Владимира и Агриппины было возобновлено после включения их в Собор Тверских святых, празднование которому было установлено в 1979 году по инициативе Калининского и Кашинского архиепископа Алексия (Коноплева).
Надеемся, что тверские и ржевские историки восстановят память незаслуженно забытых правителей.
Марина ВОЛОСКОВА