НАРОДНЫЕ АРТИСТЫ СССР И РОССИИ ИРИНА МУРАВЬЕВА, ЕКАТЕРИНА ВАСИЛЬЕВА И СЕРГЕЙ НИКОНЕНКО СЫГРАЛИ В СПЕКТАКЛЕ В ДК «МЕТАЛЛИСТ»
Гастроли популярнейших актёров прошли в Твери с огромным успехом. Аншлаг в зрительном зале и восторг от потрясающей игры «звёзд» первой величины в замечательной постановке Александра Галина (он же – автор пьесы) «Аккомпаниатор» — такова реакция тверитян на это поистине значимое для культуры города событие.
Действие спектакля разворачивается вокруг некоего Григория – тридцатилетнего аккомпаниатора в хоре ветеранов. Всё свободное от работы время он ухаживает за тремя пожилыми людьми (в том числе за дедушкой из хора), даже более того — даёт одиноким старикам то, чего им так не хватает на закате их жизни: заботу, теплоту, внимание. Но делает он это не бескорыстно, а в надежде, что кто-нибудь из них завещает ему квартиру. Одинокие пенсионеры души в нём не чают и не догадываются о Гришиных планах на их жилплощадь. Любой из стариков готов на всё ради этого ставшего родным человека. Проблемы у Григория возникают тогда, когда «клиенты» узнают о существовании друг друга и, соответственно, о цели, которую преследовал их любимый «мальчик».
Профессию Григория (его сыграл выпускник консерватории и «Щепки», актер театра «Луны» Иван Складчиков) автор пьесы выбрал не случайно: аккомпаниатор (от франц. «akkompagner» — сопровождать) – музыкант, играющий партию сопровождения, что подразумевает ритмическую и гармоническую опору для солиста. Отсюда понятно, какая огромная нагрузка ложится на плечи аккомпаниатора. То же можно сказать и о Григории, вынужденном («жизнь заставила») «аккомпанировать» своим пожилым подопечным/клиентам – проживать вместе с ними остатки их жизни в их прошлом и настоящем, в их стариковском мире: читать мемуары, слушать воспоминания… Это при том, что герой вовсе не самый циничный человек, напротив — способный увидеть в своих подопечных давно забытую родительскую ласку.
И, когда размах Гришиного предприятия вскрывается, старики, конечно, обижаются, но не так, чтобы очень сильно: живое человеческое участие, пускай даже корыстное, для них всё равно важнее всего.
Об отношении к этому противоречивому герою рассказали исполнительницы главных ролей.
Екатерина Васильева: — Как относится моя героиня к Грише — понятно, из спектакля. А лично я… Честно говоря, не задумывалась. Вот вы спросили, и я не знаю, что сказать: ведь одно дело — роль, другое — собственная жизнь.
— Вы бы пожалели героя Складчикова, простили, будь он реален и, не дай бог, в вашей судьбе через 20-30 лет?
Ирина Муравьёва: — Не знаю. Моя героиня простила. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно пережить подобное не на сцене и не в зрительном зале, а по-настоящему.
Нужно отдать должное замечательному трио Муравьева — Васильева — Никоненко. Стариков они играли потрясающе! Я проплакал весь спектакль (хотя это была комедия с массой смешных моментов), а когда герой Сергея Никоненко не мог встать с пола, я еле сдержал себя от того, чтобы не выскочить на сцену и помочь подняться.
Но после спектакля от старости актеров не осталось и следа: бодрые, веселые, энергичные народные артисты спешно (Васильева опаздывала в Шереметьево на самолет) отправились в Москву. А вот Иван Складчиков задержался в Твери, где, по слухам, живёт его девушка.
Александр КОНСТАНТИНОВ
Фото Ильдара АЮПОВА