Как соединить два бесконечно далеких берега
23 сентября премьер-министр Дмитрий Медведев на встрече с губернатором Андреем Шевелевым обещал федеральную финансовую поддержку строительства Западного моста. Сейчас проект проходит государственную экспертизу
По задумке, мост должен связать Пролетарский район с Горбаткой. При этом под снос попадают дома и гаражи, а также излюбленное место прогулок с детьми – новенький сквер близ Комсомольской площади. Компенсация в некоторых случаях под большим вопросом. Рассерженные горожане собирают подписи в знак протеста и намерены «дойти до Путина». «Караван» решил взглянуть на ситуацию с разных берегов и понять, возможен ли компромисс.
БЕРЕГ ЧИНОВНИКОВ. ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ЗАПИСКИ
Напомним, что строительство Западного моста было предусмотрено еще генпланом 1991 года, сооружение соединило бы пр. К. Маркса на правом берегу и территорию химбазы на левом. Идею моста «реанимировал» в ноябре 2012 года губернатор Андрей Шевелев: бюджет на 2013 год был впопыхах пересмотрен и на проведение проектных работ выделено больше 210 млн рублей за счет сокращения средств на ремонт фасадов, замену лифтов и т.д. Разработку проекта моста было поручено выполнить в нереально короткий срок: до 16 сентября.
Начать строительство предполагают в 2014 году и завершить к 2017-му, однако это будет невозможно без федеральных денег. Пока же проект пройдет государственную экспертизу и будет включен в государственную программу, власть в регионе может смениться.
Попасть из микрорайонов в Заволжье можно только через центральные улицы Твери, и новый мост должен их разгрузить, – гласят «пояснительные записки» к проекту. Шестиполосный автомобильный мост пройдет вдоль железнодорожного. Развязки будут устроены в районе Комсомольской площади и на Горбатке.
Число полос движения под путепроводом в Пролетарском районе, по плану, увеличится до восьми. Здесь сровняют с землей автокооператив №23, кафе «Пингвин», а детскую площадку и, возможно, памятник танковому экипажу Горобца перенесут на другое место.
От гула трассы жителей обещают отгородить двумя шумозащитными экранами: один между железной дорогой и проектируемой улицей, другой – между жилой застройкой и улицей.
Горбатый мост фактически отстроят заново – он будет пропускать третий основной путь железной дороги. В Заволжье будет ликвидировано 49 гаражей автокооператива №10 и несколько жилых домов (какие – не уточнены). Незначительный перенос красной линии на Петербургском шоссе со стороны жилой застройки коснется только одного жилого дома – №97. Это необходимо для переноса внутриквартального проезда и размещения развязки с Горбатого моста.
По обоим берегам Волги проложат набережные: на правом берегу соединят Мигаловскую и набережную Степана Разина, на левом – набережную Афанасия Никитина и жилой микрорайон Черкассы.
БЕРЕГ ЖИТЕЛЕЙ. ПРОТЕСТНЫЕ ПОДПИСИ
Проектировщики умело расправляются с постройками, которые стоят на их пути: «Большая часть проектируемой трассы пройдет по землям железной дороги, но на этих же землях несколько лет назад были построены гаражи. Их размещение никем не было согласовано. Расположены они в охранной зоне ЛЭП-110 кВ. В соответствии с постановлением Правительства РФ №160 от 24 февраля 2009 г. любое строительство в охранной зоне ЛЭП запрещено. Гаражи подлежат сносу».
Более 300 гаражей автокооператива №23 возведены законно, и тем не менее объекты могут снести без всякой компенсации. Строить их начала еще в 1992 году фирма «Бор», заключив с администрацией города договор об аренде земли сроком на 25 лет, – об этом говорит соответствующее постановление. Когда образовался кооператив №23, то согласно постановлению 1998 года право аренды до 2017 года перешло к нему.
– Из-за некомпетентности бывшего председателя арендная плата не вносилась, и договор с администрацией был автоматически расторгнут, – рассказывает новый председатель кооператива Валерий Бадаев. – Мы отправляли запрос в комитет по имуществу, чтобы вновь заключить договор аренды, но нам пришел отказ.
Когда прошли общественные слушания 28 августа, проправительственные СМИ с издевкой писали: «Примечательно, что владельцам гаражей были предложены несколько участков земли для нового кооператива и предусмотрена денежная компенсация, даже несмотря на то что у владельцев гаражей кооператива №23 нет договора аренды – больше 10 лет они не платят земельный налог».
По словам председателя кооператива, никакой земли им предложено не было и сама компенсация под большим вопросом.
– Я хочу, чтобы вы поняли: душа болит не за гаражи, а за семьи, которых лишают законного имущества, – говорит Валерий Бадаев.
Недовольные проектом жители Пролетарского района уже проводили митинг, а теперь подготовили открытое письмо Владимиру Путину и собирают подписи.
– Наш дом и так весь ходуном ходит из-за поездов, что же будет после строительства магистрали? Кроме того, здесь прекрасная детская площадка, в которую столько средств было вложено! – сетует мама с коляской Наталья Степанова.
«Скоро открытие!» – надпись на кафе Izumi, которое в «пояснительной записке» названо по-старому «Пингвином». На табличке уже указано время работы и телефон для связи. По словам арендатора, перестраивается здание уже полтора года и открытие планируется через месяц. Паники в голосе бизнесмена нет: проект моста еще не утвержден, его можно скорректировать, а в случае чего и в суд подать.
Жители Заволжья тоже вынуждены довольствоваться слухами и домыслами. Худенькую старушку в платке больше заботит, что капремонт плохо сделан, чем то, что дом и вовсе могут разрушить.
– Не удивлюсь, если моста вообще не будет, – говорит мама с ребенком, имеющая, по ее словам, связи в администрации. – Мало кого проект устраивает. Этот мост не разгрузит Южный. Ул. Хромова и ул. Паши Савельевой как стояли запруженные фурами, так и будут стоять. За проект держатся, потому что кто-то явно преследует свои интересы. Если придет новый губернатор, все может измениться.
P.S. Будет ли построен мост между этими двумя «берегами», покажет только время. «Караван» следит за развитием событий.
Дмитрий КОЧЕТКОВ