Сказать, что эта история тянется давно, — не сказать ничего. Уже далеко не первый раз мы поднимаем тему экологии в своих статьях о деятельности завода «Крона», расположенного в Московском районе города Твери. Однако призвать «Крону» к ответственности никто не собирается, несмотря на многочисленные обращения граждан, госорганы, призванные следить за нашей с вами безопасностью, разводят руками и отводят глаза.
Напомним, что ООО «Крона» занимается производством лакокрасочной продукции. Окончательным этапом в процессе лакирования и литографии является покрытие листов жести лаками и прохождение их через сушильные камеры. На этом этапе в воздух из труб завода выбрасываются химические отходы, содержащие вредные для здоровья вещества.
Профсоюз холдинга «Афанасий», соседнего с «Кроной» предприятия, забил тревогу, однако потоки писем во всевозможные инстанции ни к чему не приводили: несмотря на многократные обращения в Управление Роспотребнадзора по Тверской области, в природоохранную прокуратуру, проверки, если и проводились, то оставались исключительно формальными. Не надеясь на помощь контролирующих органов, профсоюз привлёк Московский НИИ экологии имени Сысина с целью проведения независимой экспертизы, которая зафиксировала наличие в воздухе около «Кроны» ряд токсичных веществ. Результаты экспертизы были направлены в Роспотребнадзор Тверской области, но никаких мер так и не было принято из-за отсутствия нормативов на эти вещества.
К решению проблемы подключился депутат Законодательного Собрания Тверской области М.В. Ларин, в результате чего в январе 2011 года была разработана инициатива, предлагающая нормировать уровень абсолютно всех вредных веществ, которые попадают в атмосферу в процессе работы предприятий и могут навредить здоровью людей.
2 февраля этого года жителями города при поддержке партии «Единая Россия» был организован экологический митинг, призывающий обратить более пристальное внимание власти на творящийся беспредел. На митинге жители собрали порядка 300 подписей под коллективным письмом главному санитарному врачу РФ Геннадию Онищенко.
И, наконец, в конце марта 2011 года в профсоюз холдинга «Афанасий» поступило письмо из департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области за подписью начальника департамента
О.П. Поповой, датированное еще 1 февраля. Г-жа Попова отмечала следующее: «Установлено, что предприятие ООО «Крона» осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух с превышением нормативов предельных допустимых выбросов, установленных разрешением №2561а от 29.09.2010 г., а именно выбросы сольвент-нафта превышают в 4 (!) раза… Также было установлено, что предприятием не проводятся мероприятия по производственному контролю, что является нарушением
ч. 1 ст. 67 федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 25, ч. 1 ст. 30 федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».
Сольвент-нафта — это продукт перегонки сырого бензола и легких масел, получаемых из каменноугольной смолы; применяется как растворитель (для скипидара, каучука, смол) и в производстве лаков, линолеума, взрывчатых веществ. Он вреден для здоровья и опасен для окружающей среды. Благодаря своим химическим свойствам солвент-нафта сравнительно быстро насыщает организм, накапливаясь в большом количестве в жировой ткани. При слабых интоксикациях наступает возбуждение, подобное легкому алкогольному опьянению. Отмечаются головная боль, головокружение, тошнота, иногда рвота, общая слабость, может быть пошатывание при ходьбе (неуверенная походка). Возникают легкие явления раздражения слизистой оболочки глаз и верхних дыхательных путей, у некоторых — покраснение кожи лица. Обычно указанные симптомы спустя несколько часов или через 1-2 суток исчезают, особенно после пребывания на свежем воздухе.
Однако при постоянном воздействии, которое может оказываться в результате деятельности промышленных предприятий, в организме возникает «передозировка», вызывающая самые разные реакции, вплоть до образования раковой опухоли.
Получается, что, несмотря на многочисленные отписки, тверские чиновники всё же признали, что в деятельности завода не всё так гладко, однако воз и ныне там. Что делать с результатами всех этих экспертиз — непонятно. Бумага терпит, а реальных дел никто не предлагает. Примечательно, что руководство завода на все обвинения заявляет, а контролирующие органы подтверждают, что в конце 2010 года на «Кроне» была установлена соответствующая система дожига, предохраняющая атмосферу от вредных выбросов. Но до сих пор остаются сомнения в том, используется ли она. Так, 28 марта 2011 года рабочие находящихся рядом организаций и просто прохожие вновь наблюдали валящий из труб завода дым, сопровождающийся едким, удушливым запахом. Руководство профсоюза холдинга «Афанасий» поспешило обратиться в тверское региональное отделение партии «Единая Россия», обещавшее всяческое содействие в решении проблемы.
Глава ТРО «Единая Россия» Андрей Римдзёнок, пообещав приехать, в итоге отправил вместо себя некоего специалиста, который, выехав на место, оценил происходящее своеобразно: «Понюхал, но ничего не учуял». Римдзёнок пообещал в последующем предоставить еще нескольких специалистов — все они готовы приезжать на протяжении месяца по первому звонку и… нюхать воздух вокруг «Кроны».
Кроме того, гарант партии высказал предположение, что ярко выраженный химический запах — продукт деятельности каких-то других организаций, а то и вовсе доносится из вагонов, идущих по железной дороге. Ведь на «Кроне», по словам Андрея Римдзёнка, хорошие и безопасно работающие линии, а немецкие специалисты, как раз-таки устанавливавшие пресловутую систему дожига, готовы приехать и «подлатать» её при необходимости. На достаточно законные сомнения в факте использования хвалёной немецкой системы Андрей Арнольдович ответил: «Неужели фирма, которая потратила миллионы на систему дожига, будет жалеть 20-40 тысяч рублей на газ, чтобы её использовать?». По его словам, руководство «Кроны» заявило, что в этот день линия лакирования и вовсе не работала.
Похоже, что разбираться в этой ситуации придётся ещё долго. В то время как по Твери потихоньку расползается ядовитый смог, чья-то близорукость может стать причиной самой настоящей катастрофы. Продолжение… следует?
Евгений ПЕТРОВ