на медицину расходы упадут, а на чиновников — вырастут
Начало октября рядом авторитетных федеральных СМИ было посвящена обсуждению поступившего в Госдуму проекту бюджета страны на 2014 год и перспективам 2015-2016 годов. И было отчего: то, что финансисты назвали «бюджетным маневром», по сути означает, что народу придется потуже затянуть пояса
Пушки вместо масла?
Почему? Во-первых, источники большой части бюджетных доходов уже сейчас многие называют «фантазиями». Во-вторых, мало верится, что на уже заявленных мегапроектах вроде чемпионата мира по футболу-2018, строительства высокоскоростной железной дороги Москва – Казань и Центральной кольцевой автодороги в Подмосковье можно будет всерьез сэкономить. И, наконец, главное – верным признаком того, что простым людям в ближайшем будущем будет жить сложнее, стало решение о значительном повышении в 2014 году зарплат государственным чиновникам. Ведь именно их воля так необходима для претворения в жизнь планов «партии и правительства».
А они таковы. Бюджетные расходы 2014 года составят 13 трлн 977,2 млрд руб. (19,1% ВВП), что вроде бы больше бюджета 2013 года (13 трлн 387,3 млрд руб.). Но тот нынче составляет 19,8% ВВП и более-менее позволяет государству исполнять взятые на себя социальные обязательства. Зато в 2014 году существенно вырастают (в сравнении с 2013 годом) расходы на оборону – 2 трлн 489,4 млрд руб. (3,4% ВВП) против 2 трлн 89,4 млрд руб. (3,1% ВВП). И вообще в целом в 2014 году увеличиваются расходы на госаппарат (+109,3 млрд руб.) и полицию (+100,2 млрд руб). Эти расходы вместе с расходами на армию самые большие в бюджете и составляют 40%.
Конечно, говорить о том, что главным принципом бюджета ближайшего будущего становится принцип: «пушки вместо масла» (наблюдается существенное сокращение расходов на образование, здравоохранение и соцобеспечение, пока рановато. В процентах к бюджету доля расходов на эти цели снизится с 37,8 до 33,2. Причем расходы на здравоохранение снижаются с 515,0 млрд руб., или 0,8% ВВП (2013 г.), до 470,6 млрд руб., или 0,6% ВВП (2014 г.). На образование – с 681,5 млрд руб., или 1% ВВП (2013 г.), до 593,4 млрд руб., или 0,8% ВВП (2014 г.). На социальную политику – с 3 трлн 864,4 млрд руб., или 5,7% ВВП (2013г.), до 3 трлн 782,6 млрд руб., или 5,2% ВВП (2014 г.). Всего снижение социальных расходов государства превышает 200 млрд рублей в абсолютном выражении.
Да, сегодня со всех сторон слышатся обещания исполнить майские (2012 года) президентские указы по повышению зарплат врачам, учителям, дальнейшему повышению пенсий. Однако при более внимательном рассмотрении проектов, касающихся «бюджетного маневра», остается вопрос: насколько это возможно? Ведь одним из основных источников латания бреши в государственных финансах станут, по официальным данным, именно пенсионные накопления. А изрядную часть доходов (особенно в 2015-2016 годах) многие считают просто «нереальными»: таковых за два года набирается на 1,5 триллиона рублей. Вроде того, что за три предстоящих года «сознательные» бизнесмены должны принести в казну дополнительно более 400 миллиардов рублей.
Но самое интересное – это такая значимая статья госрасходов, как «межбюджетные трансферты». Да, в абсолютном выражении вроде бы наблюдается небольшой рост (на 17,9 млрд руб.) этой статьи расходов: с 637,0 млрд руб. в 2013 г. до 654,9 млрд. руб. в 2014 г. Но в процентах от ВВП наблюдаем их снижение: с 4,8% до 4,7%. Вроде бы 0,1% – это совсем немного, но если учесть, что данный вид государственной помощи регионам очень важен именно для таких, как наша Тверская область, то мы, по сути обречены на дальнейшую деградацию таких важнейших социальных отраслей, как образование и здравоохранение. Ведь за счет лишь областного бюджета там вряд ли что-то удастся изменить в лучшую сторону. И вообще, государственный бюджет на 2014-2016 годы не оставляет нам надежд на изменение ситуации с долгами. Задолженность Тверского региона только за коммуналку растут как на дрожжах, а общий долг превысил половину консолидированного бюджета области.
Красноярск бунтует, а Тверь молчит.
В своих долгах Тверская область далеко не одинока: сегодня это почти повсеместный факт. Например, Красноярский край, который мы считаем более благополучным регионом, чем наш, оказался в числе регионов, лидирующих по темпам роста госдолга – долг краевой казны на начало осени составил более 31,5 млрд руб., с начала года увеличившись на 75%. Но в отличие от нашей власти, действия которой по снижению региональной задолженности, очевидно, сводятся лишь к попыткам воздействия на бизнес, красноярские чиновники видят причину в другом. По их мнению, настало время пересматривать межбюджетные отношения в пользу регионов.
По их данным, за восемь месяцев этого года сбор налогов в регионе в консолидированный бюджет России вырос на 9%, поступления в бюджет края снизились на 4%. Как писала на прошлой неделе «Независимая газета», красноярские депутаты призывают федеральные власти к восстановлению финансовой справедливости. Возможно, говорят они вслух, где-то недорабатывает исполнительная власть края, но объективно регионы загнаны в финансовую яму федеральной властью. Она выдавливает из региона больше половины заработанного. Это, по сути, лишает регионы каких-либо стимулов зарабатывать больше. Посему все разговоры о пересмотре межбюджетных отношений остаются пустой болтовней, и ничего, кроме раздражения, политика, которую сегодня проводит федеральное правительство, не вызывает.
Подобные депрессивные настроения в регионах уже не новость. Сегодня очень многие руководители недовольны вопиющим неравенством, не позволяющим территориям, расположенным за пределами МКАД, хоть как-то развиваться. Нет сомнения в том, что это понимают и в Тверском законодательном собрании и в правительстве. Но, судя по всему, там не желают по каким-то причинам проявлять такую же активность, как это делают их красноярские коллеги. Да и те пока только говорят (но так, чтобы их могли услышать все), хотя это уже немало. Хотелось бы, чтобы и наши руководители не помалкивали, а тоже сказали свое веское слово. Демонстрация лояльности – это, конечно, хорошо. Но не следует забывать и о том, что за их спинами – сотни тысяч граждан.
Вениамин ЕРОФЕЕВ