Театр одних актеров

15.10.2013, 14:56

главный режиссер ТЮЗа уволен за «нарушение дисциплины»

Новость об увольнении Адгура Кове «по неисполнению своих обязанностей» не могла не шокировать тех, кто знает его как автора спектаклей «О мышах и людях» по Джону Стейнбеку, «Песочница» по Михаилу Вальчеку, а также кто связывает имя режиссера с появлением таких знаковых постановок, как «Тартюф» и «Фауст»

 

«Нарушение трудовой дисциплины», по словам директора ТЮЗа Александра Бахарева, заключается, в частности, в том, что за последний год Адгур Кове не выпустил ни одного спектакля. Учитывая, что в тверском ТЮЗе уходы главрежев уже превратились в печальную традицию, «Караван» провел опрос среди деятелей культуры и непосредственных участников конфликта.

Ирина Андрианова, народная артистка России, председатель общественного совета при комитете по культуре: «Что-то прогнило в Датском королевстве».

– То, что произошло, это нонсенс. В этом году Кове получил губернаторскую премию за спектакль «Песочница» и его работа отмечена критиками, поэтому увольнение Адгура Михайловича нонсенс вдвойне. Я буду поднимать этот вопрос на общественном совете по культуре.

За время работы в ТЮЗе Кове создал 6 спектаклей. Конечно, не каждый однозначен, но все его работы интеллигентны, вдумчивы. Сама будучи актрисой драмтеатра, я уважаю Кове за его преданность русской психологической школе. У него еще есть ценное качество – он не боится приглашать новых режиссеров. Например, два авангардистских спектакля петербургского режиссера Романа Феодори – «Тартюф» и «Фауст». Все это говорит о том, что Кове настроен на развитие театра.

При этом никто из сотрудников театра не может объяснить, что же произошло, труппа почему-то молчит. Последние полгода было ощущение, будто что-то в ТЮЗе назревает, но мы надеялись, что победит здравый смысл. Но… «прогнило что-то в Датском королевстве», – только так можно это объяснить.

Ефим Беренштейн, преподаватель ТвГУ: «Не поменять бы шило на мыло»

Конечно, Адгур Кове берется за интересные произведения, однако он недотягивает, не извлекает всего того, что можно взять. Досадно становится за литературную основу.

Кове, на мой взгляд, не удалось создать эстетику, стиль театра. У Ларисы Леляновой (главрежа ТЮЗа в 1992–2005 годы. – Прим. ред.) был свой театр, есть свой почерк и у Тверского драмтеатра Веры Ефремовой, как бы к нему ни относиться. Так что Кове своего театра не сделал, и его увольнение по-своему логично.

Другой вопрос – не меняем ли мы шило на мыло и что будет дальше?  При Владимире Боярском, например, филармония развивалась и жила полноценной жизнью, приезжали артисты со всего мира. Теперь же у нас ничего. Мне за культуру обидно.

Сергей Зюзин, актер ТЮЗа: «С Кове работать интересно»

– Вопроса интриг в театре касаться не хочу. Скажу лишь, что с Кове работалось интересно. Он пригласил меня на роль в «Песочнице», это экспериментальный спектакль и, несмотря на критику, режиссер имеет право на такое видение.

Тарас Кузьмин, актер Тверского драматического театра: «ТЮЗу не нужен главреж»

– Кове – человек тонкой душевной организации, интеллигентный, думающий и ищущий. Это замечательно для художника, но плохо для руководителя. Не думаю, что он сумел создать стиль театра, потому что даже его спектакли не отличались единым стилем. Они разные по уровню художественности и режиссуры. Уверен, что он многого добьется как свободный художник, приглашенный режиссер.

ТЮЗ при Кове добился серьезных успехов, участвует в различных фестивалях, часто бывает на гастролях, заработал себе имя. Это произошло благодаря грамотным действиям руководства театра, которое пригласило, например, Феодори, поставившего «Тартюфа» и «Фауста», два спектакля, которые и вывели ТЮЗ на новый уровень.

На мой взгляд, сейчас ТЮЗу и не нужен главный режиссер. Для того чтобы подкрепить свой авторитет, можно назначить какого-нибудь известного в России театрального деятеля и продолжать двигаться намеченным курсом. Об остальных перипетиях судить не берусь. Отмечу лишь, что работники ТЮЗа активные и неравнодушные к своей судьбе люди и не боятся перемен. Побольше бы стране таких людей.

Александр Бахарев, директор ТЮЗа: «Лучше приходите на премьеру»

– Коллектив спокойно воспринимает эту ситуацию, и театральная жизнь продолжается. ТЮЗ будет развиваться в прежнем своем направлении. На него увольнение Кове не повлияет. Приглашаем вас на премьеру «Карлик-нос» – замечательный спектакль, сделанный без участия Кове. Приходите – посмотрите, мы будем рады.

Адгур Кове: «Я хотел бы продолжить работу»

– Весь сезон директор театра проводил собственную репертуарную политику, сам договаривался с режиссерами, не давая работать мне. Могу догадываться о том, что директор ориентируется лишь на собственные вкусы и хочет единоличной власти.

В последнее время я готовил две пьесы: «Язычники» и «Академия смеха», которые по обстоятельствам, от меня не зависящим, не были доведены до конца.

Несмотря на намеки, я не собирался уходить из театра, тогда меня стали выживать докладными, выговорами. На два выговора я подал в суд, и, пока суд да дело, мне сделали уже третий выговор и уволили. Слушание назначено в конце октября, однако к чему оно приведет, я не знаю.

Должен сказать, я не просто хочу – я обязан вернуться в театр после всего, что произошло. Это глубоко неправильно, когда кто-то считает себя хозяином государственного учреждения.

Когда я только пришел в театр, здесь только одна пьеса была не устаревшей: «…Забыть Герострата». Остальное нужно было обновлять. За три года моей работы (четвертый, когда мне мешали, не считаем), появились и новые спектакли, и новые режиссеры (например, Роман Феодори). Мы стали ездить по фестивалям. И именно в этом направлении я хотел бы продолжить работу.

Дмитрий КОЧЕТКОВ

67 0
Лента новостей
Прокрутить вверх