известные писатели в Твери рассуждали о Космосе, морковке и масскульте
Тверь на пару дней превратилась в территорию фантастики. По программе межрегионального открытого фестиваля фантастики «Поехали!» наш город посетили известные писатели, включая автора «Ночного Дозора» Сергея Лукьяненко
«Книга не приводит к эскапизму»
19 октября, пятница. Библиотека им. Горького. Полчаса до встречи с писателями. Женщина в Славянском зале поправляет жалюзи.
– Сейчас писатели возвращаются с сырной фермы в Медном, – объясняет завотделом библиотеки им. Горького Елена Григорьева. – Это один из пунктов программы фестиваля. Надеюсь, что вернутся сытыми и довольными.
Организатором фестиваля «Поехали!» является Ирина Кулагина, жительница Калуги. Впервые фестиваль прошел в 2011 году в Калуге в год 50-летия первого полета человека в космос. В 2012 году известные писатели-фантасты были приглашены в Рязань, затем – в Тверь, а в 2014-м планируют посетить Обнинск.
Задача творческих встреч в провинции проста: читатели смогут увидеть своих кумиров, а авторы – познакомиться с поклонниками и посмотреть достопримечательности города (в первую очередь те, что связаны с фантастикой).
В библиотеке Горького ждут презентации новой книги – романа-буриме «Дорога к Марсу», авторами которой являются 15 человек. Те, кого зрителям предстоит увидеть – Сергей Лукьяненко, Александр Громов, Антон Первушин – лишь малая часть команды. …К 6 часам вечера Елена Григорьева начинает беспокоиться: «Слишком много народа, мест может не хватить!» Действительно, число пришедших зашкаливает: из Славянского зала публика перетекает в читальный зал напротив. Среди разношерстной публики – от мужчин и женщин лет 50-60 до студентов, подростков и мам с детьми – почему-то нет знакомых филологических лиц. Зато пришли несколько преподавательниц с биофака. Оборачиваюсь назад. Худощавый парнишка с черными крашеными волосами и выбивающейся из-под воротника водолазки розовой прядкой читает только что купленную книгу.
– Почему вы сюда пришли?
– Я обожаю фантастику. Это то, чего нет в реальной жизни. Иные миры, созданные авторами, полностью захватывают воображение. Невольно ассоциируешь себя с яркими персонажами книг.
– А чем отличается фантастическая литература?
– Это взгляд в будущее: вспомним хотя бы Жюля Верна. Читая современных фантастов, можно прогнозировать, что будет через 100 или 1000 лет.
– Не является ли увлечение фантастикой стремлением уйти от реальности?
– Сама книга не приводит к эскапизму. Другое дело, если человек, прочитав её, уйдет жить в лес или засядет за компьютерную игру. Но это уже частный случай.
«Морковки» в проекте не хватало»
Общение публики с писателями длится полтора часа. Вопросы сыплются градом. Зал слушает внимательно, несмотря на явные «акустические» проблемы: первые ряды сначала оглушены громкостью речи, но отказ от микрофонов приводит к тому, что зрители последних рядов оказались почти не у дел. Тем не менее никто не уходит.
Сергей Лукьяненко, Александр Громов, Антон Первушин делятся с пришедшими замыслом «безумного» проекта романа-буриме «Дорога к Марсу»:
– Мысль написать «общий» роман пришла в 2010 году, – объясняет Сергей Лукьяненко. – Его цель – сделать рекламу космонавтике. Каждый эпизод книги должен был заканчиваться необычным поворотом сюжета – я называю «морковкой». По мне, в этом проекте ее не хватало. Поэтому в одну главу я даже включил свой эпизод с китайским космическим кораблем, который придал тексту большую динамичность. Сам проект романа-буриме я считаю безумием: запрячь в одну упряжку 15–20 авторов с совершенно разными стилями и в итоге получить связное изложение – это требует неимоверных усилий. Однако сюжет получился вполне логичный.
Всего в книге 36 глав, хотя планировалось 70. Проект прервался, потому что кто-то из авторов стал чрезмерно тянуть одеяло на себя, другие вышли из команды. В итоге получилось то, что получилось.
Засыпали именитых гостей и другими насущными вопросами:
– Когда ждать экранизации фантастических романов? А выхода компьютерных игр по произведениям? А как вы относитесь к публикации произведений в сети? А так ли уж нужен писателю издатель?
На все вопросы голодной до творческого общения местной публики заезжие писатели отвечали с чувством, толком, расстановкой… и иронией:
– Современный кинематограф боится сотрудничать с фантастами: это трудно и дорого. Так что ждать фантастического продюсера не приходится…
«У читателя погибает вкус к литературе»
По окончании вечера вылавливаю в толпе читателей Александра Громова, слегка заикающегося седовласого дядюшку в серой клетчатой рубашке:
– Как вы считаете, на каком уровне развития находится русская фантастика?
– Я бы сказал, что она находится в кризисе, но в принципе – это нормальное для нее состояние. Уровень развития нашей фантастики высок, но мог бы быть выше. До англоязычной мы, конечно, недотягиваем. А вот с европейской фантастикой можем и посостязаться. Что уж говорить о японской и китайской – на голову выше.
– А в чем заключается кризис и как его преодолеть?
– Кризис никогда не будет преодолен. Нехватка бумажных книг, неправильная политика издательств… Сейчас незрелые писатели ринулись в печать стаями. Вместо того чтобы заставить автора поработать год-два над своим стилем, его сразу же печатают. В результате появляется огромное количество текстов при снижении общих тиражей – читателей-то больше не становится! Современной рынок перенасыщен фантастикой среднего и ниже среднего уровня. У массового читателя погибает вкус к литературе.
Кого обвинить в сложившейся ситуации? Если только капитализм.
– А как вы относитесь к творчеству популярной среди молодежи Марии Семеновой?
– Одолел полторы страницы. Плохо сделано. Посмотрел фильм «Волкодав» и понял причину его провала – это классический набор штампов. Такого сейчас много.
«Все приходят на Лукьяненко»
20 октября. Библиотека им. Герцена. 16:00. Уютный маленький зал, зрителей намного меньше, чем в пятницу, – человек 20. Столы, за которыми сидят фантасты, стоят полукругом. Вместо Лукьяненко спикером выступает писатель из Калуги Михаил Тырин. В итоге беседа поворачивает совершенно иное русло: авторы задают вопросы читателям.
– Какие у вас претензии к русской фантастике?
Из зала звучат реплики, что трудно достать бумажный вариант книг. На это присутствующий в зале книготорговец и блогер Алексей Борисов (больше известный как Алекс Бор) замечает, что книги Кира Булычева уже месяц не раскупают в «Букинисте», там же есть 6 экземпляров Сергея Лукьяненко.
Затем Антон Первушин проводит небольшой эксперимент:
– Кто из присутствующих читал наши книги – Громова, Первушина, Тырина?
Руки поднимают несколько человек (среди которых блогер Борисов). Затем спрашивает о фильме «Открытый космос», снятом по своей книге в 2011 году продюсером Эрнстом и идущим по 1 каналу ежегодно в апреле. Оказалось, никто не видел этот фильм.
Писатель с грустью констатирует факт: публика в основном приходит на Лукьяненко. Хотя остальные фантасты – не хуже.
Екатерина Вихрова