Интеграл проиграл

29.10.2013, 13:02

Почему в Твери перестали готовить учителей математики

Математика издавна является «царицей наук». Однако в последние годы ее, как и все другие фундаментальные науки, трясет от однобоких реформ российского образования. Почему в ТвГУ перестали готовить педагогов-математиков? Почему на матфаке не добрали целую группу студентов? Почему математику в школе заменяют сексологией? Об этом рассуждает доцент кафедры математических методов современного естествознания математического факультета ТвГУ Рамзис ЗИЯИТДИНОВ.

 

МАТЕМАТИК-ТАРАКАН

 

– Рамзис Гайнитдинович, как вы считаете, роль математики в современной жизни такая же, как и 30-40 лет назад?

– Мне кажется, даже еще больше, потому что сейчас и филологи изучают математику, и социологи, и юристы, не говоря уже об экономистах. Математические методы сегодня применяются и на производстве, и в литературе, и в языкознании. Поверяем алгеброй гармонию, как классик завещал.

– Чем «царица наук» привлекла вас?

– Скорее, математика – наука всех наук. На языке математики разговаривает сама природа, потому что ее законы описываются формулами и уравнениями. А я с математикой впервые познакомился на уроках в детдоме, куда меня с двумя братьями определили в годы войны. Я был маленький, юркий, и меня прозвали «математик-таракан». Чем-то математика меня привлекла, и учительница всегда давала мне дополнительные задания.

– Случайно подслушал разговор двух школьниц: «Ну скажи, зачем мне знать определение максимума и минимума, если этого нет в ЕГЭ?» А вы с ними согласны?

– Все наши беды из-за этого ЕГЭ. Сейчас детей не учат мыслить, анализировать, сопоставлять. Я составил пособие для учителей, где даю решение задач 12-13-ю способами. Это помогает развить вариативность мышления, что очень важно для творческого развития личности. Ведь и в жизни, если не получается решить проблему одним способом, ищешь другие. А это ЕГЭ – «да», «нет», попал – не попал. Даже двоечник может угадать. Сегодня образование у нас вообще разрушается. Это «вашингтонский обком» дал распоряжение чубайсам всяким – в «пятой колонне» у нас много таких – развалить наше образование. А ведь наше образование самое лучшее было. Американцы переняли нашу систему, а нам предлагают тесты.

– Так ведь вроде чубайсов отодвинули, а президент сегодня самый патриотичный.

– Да, с одной стороны, патриотичный. Мне нравится, как он политику ведет, не то, что этот Ельцин был. Но, с другой стороны, у нас ведь средств не хватает. На образование денег нет, на здравоохранении экономим. Зато у нас в милиции больше людей стало, чем в армии, а порядка нет. И не будет, потому что воровской капитализм строят. Почему у нас знаний меньше стало? Потому что по русскому языку уменьшили количество часов, по математике тоже, зато ввели ерунду всякую – сексологию какую-то. Зачем, скажите, детям об этом рассказывать? А такое указание специально дали. Это соросовские идеи.

 

СОВЕРШЕННЫЕ ЧИСЛА В НЕСОВЕРШЕННОМ МИРЕ

 

– Какова сегодня ситуация с подготовкой кадров для школ?

– Мы перестали готовить школьных учителей математики – вот что меня беспокоит больше всего. Раньше в Тверском университете готовили по специализации «математик – учитель математики». А потом, в середине 2000-х, из программы подготовки исключили учительскую составляющую. С тех пор учителей мы стали готовить лишь по дополнительной квалификации, т.е. студент мог получить профессию учителя, только если захочет. Потом, в 2008 году, даже кафедру закрыли, которая выпускала учителей, объединив ее с кафедрой математических методов современного естествознания. А с 2011 года, когда «Единая Россия» приняла закон об автономных образовательных учреждениях, готовить будущих учителей математики стали только платно.

– Что же выходит, «Единая Россия» действует по планам «вашингтонского обкома»?

– Конечно. Получается, это их главный филиал, если такие антинародные законы принимают.

– А, по вашим наблюдениям, молодежь идет сегодня в учителя?

– Очень мало. Да что в учителя, если в этом году на матфаке ТвГУ впервые за долгие годы вообще не добрали целую группу бюджетного обучения! И такой кризис, наверное, скоро будет по всей России. В тверских школах уже ощущается нехватка учителей математики. Министр образования Ливанов дает такие критерии оценки работы, что скоро закроют вузы педагогические, сельскохозяйственные, по культуре. Госчиновники не в ту сторону смотрят, они не специалисты в своей области. Вот, помните, был такой «министр Табуреткин»? Хотел закрыть нашу академию ПВО, слава богу, Шойгу это отменил.

Однажды на мероприятии с участием тверского губернатора я подошел к Шевелеву и попросил принять меня по вопросу подготовки учителей. Он сказал: запишитесь, и я вас приму. Когда я пришел записываться, мне предложили письменно изложить свои вопросы и перенаправили к замгубернатора Вержбицкой. Но потом дату приема у нее перенесли на три недели, затем она не пришла, в итоге я через два месяца смог встретиться с министром образования Сенниковой. Я предложил, чтобы каждый район Тверской области регулярно направлял к нам на матфак одного студента для получения на платной основе дополнительной квалификации преподавателя – получилась бы как раз недобранная в этом году группа. А после окончания учебы он возвращался бы домой и отрабатывал оговоренный срок.

– Еще в 1994 году на межвузовской научной конференции вы обращали внимание на недостатки школьных учебников. Чего стало больше 20 лет спустя – недостатков или достоинств?

– Многие авторские коллективы занимались составлением учебников по математике. Я бы отметил тот, что под редакцией А. Мордковича. Хорошие школьные учебники-то есть – мало дают времени для их изучения. Учитель должен давать знания, умения, навыки. И если знания он еще дает, то умение уже в дефиците, а навыков вообще нет.

– Сферой ваших научных интересов стали совершенные числа. Вы даже составили доказательство, что нечетных совершенных чисел не существует.

– Я немножко написал об этом. Проблеме совершенных чисел 2500 лет, и она до сих пор не решена. Это числа, состоящие из суммы всех своих делителей за исключением самого числа. Пифагор, Эвклид, Эйлер, Ферма занимались этими числами, искали универсальную формулу. К сегодняшнему дню их найдено всего 48. Первое из них – это 6. Последнее, самое большое, состоит из более чем 13 млн знаков. Его искали на компьютерах три года. За нахождение простых чисел Мерсена, образующих совершенное число, американское математическое общество EFF назначило четыре премии. Две уже вручены – за нахождение чисел из 1 млн цифр и из 10 млн цифр. Следующие две достанутся тому, кто найдет совершенное число из 100 млн цифр ($150000) и из 1 млрд цифр ($250000). Это огромные-огромные тома будут. А я нашел формулу еще большего простого числа Мерсена, которое содержит 10222 цифр. Чтобы его записать, понадобится больше времени, чем осталось существовать Земле.

 



 

ЗАДАЧКА ОТ МАТЕМАТИКА-ФИЛОСОФА

Среди математиков каждый седьмой философ, а среди философов каждый девятый – математик. Кого больше: философов или математиков?

 



 

ЗАГАДКА ОТ КУРОЧКИ РЯБЫ

Три курицы за три дня снесли три яйца. Сколько яиц снесут пятнадцать кур за пятнадцать дней?

 



 

УГАДАЙ ФИГУРКУ

Угадай закономерность форм фигурок. Какую фигурку следует поставить следующей? А после нее?

 



Задачи приведены по книге Р.Г. Зияитдинова «Занимательные задачки» (Тверь, 2009). Ответы следующие:

1. Философов больше.

Пусть математиков х человек, а философов – у. Тогда 1/7 х = 1/9 у, где х и у – натуральные числа. Отношение числа математиков к числу философов составляет х : у = 7 : 9.

2. 75 яиц. Одна курица за 1 день сносит 1/3 яйца. Все вместе снесут 1/3*15*15 = 75 яиц.

3. Если провести ось симметрии, то в правой части находятся цифры от 1 до 7 для написания индекса адреса на конверте письма. Следующие цифры 8 и 9. Нарисуйте сами.

Дмитрий ХОДАРЕВ

27 0
Лента новостей
Прокрутить вверх