12 декабря Конституция Российской Федерации торжественно отметит свое 20-летие. К праздничной дате еженедельник «Караван+Я» планирует цикл публикаций на тему Конституции – ее значимости в жизни страны и каждого отдельного гражданина. Наш первый спикер – доктор юридических наук, заведующая кафедрой конституционного, административного и таможенного права ТвГУ Нана АНТОНОВА
ГЛАВА 1. НУЖНЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ
– Мы юбилей Конституции уже полгода отмечаем. Ездим на конференции и к себе коллег приглашаем, – улыбается Нана Алиевна. Ее кабинет украшают цветы, почетные грамоты и юридические издания разного формата. Она показывает тонкую брошюру с материалами майской конференции на заданную тему:
– Название такое неизбитое – «Конституционное право: актуальные соотношения понятий и трендов». Ее проводила кафедра теории права ТвГУ под руководством доктора юридических наук Владимира Крусса 17-18 мая. В университет приехали представители Италии, Украины, Белоруссии, главные конституционалисты России: Сурен Авакьян, Владимир Баранов, Гадис Гаджиев – судья Конституционного суда РФ, Владимир Шаповал, председатель ЦИК Украины…
Шла речь о будущем основного закона, о проблемах конституционного развития, в частности в сфере федеративного устройства. Российская Конституция определила основные принципы федерации. Однако федерация – живой организм, он постоянно изменяется.
– Получается, Конституция должна быть гибкой, чтобы отражать современность?
– В юриспруденции негативное отношение к понятию «гибкая конституция».
В последнюю советскую конституцию, накануне краха СССР, часто вносились изменения, ее буквально лихорадило. Даже анекдот появился: «Человек заходит в магазин, спрашивает: «У вас есть Конституция?» А ему отвечают: «Периодики не держим». Этот анекдот, между прочим, бородатый: его сочинили в 1793 году, после французской буржуазной революции, когда конституционные законы Франции менялись так же часто.
Поэтому говорить, что Конституция должна быть гибкой, неправильно. Она ведь отличается от обычного закона. Конституция закрепляет общественные отношения, существующие сегодня, и в то же время дает перспективу развития этих отношений. Например, в первой главе Конституции говорится, что РФ – правовое государство, хотя на момент принятия Конституции Россия не была правовым государством и сейчас является таковым не в полной мере. Однако в этой главе задается нужный вектор развития – та форма госустройства, к которой постепенно движется страна.
По сути, гибких конституций, куда несложно внести изменения, сегодня нет даже в странах третьего мира. Особым способом изменения отличается Конституция США, которая существует больше 200 лет, и за это время в нее было внесено только 27 поправок. Наша Конституция тоже является довольно жесткой.
ГЛАВА 2. ВНЕСЕНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПОПРАВОК
– Сколько изменений внесено за 20 лет в Конституцию РФ?
– Изменения в Конституции допускаются в двух формах – пересмотр и поправки.
Главы 1, 2 и 9 могут быть пересмотрены только Конституционным собранием либо посредством референдума. В остальные главы можно внести поправки так же, как в Федеральный конституционный закон: т.е. нужно, чтобы в Госдуме проголосовали две трети депутатов, в Совете Федерации – три четверти, а потом еще эти поправки должны быть одобрены субъектами Федерации.
За 20 лет изменения вносились в основном в статью 65, это связано с образованием новых субъектов РФ и изменением их названия. Например, вместо Красноярской области образовался Красноярский край. Или сначала у нас было 10 автономных округов, но потом часть из них вошли в состав других образований, и теперь у нас 4 автономных округа. Изменения в 65-ю статью Конституции вносятся указом президента.
Что касается более глобальных поправок, то можно назвать разве что увеличение срока полномочий президента с 4 до 6 лет и срока полномочий Государственной Думы с 4 до 5 лет.
ГЛАВА 3. ПРЕЗИДЕНТ КАК АРБИТР
– Каковы наиболее актуальные проблемы российской Конституции, которые на конференциях обсуждают специалисты?
– Одна из наиболее обсуждаемых – проблема соотношения центральных федеральных органов власти: Федерального собрания, Федерального правительства и Президента.
Наша Конституция определяет форму правления в самом общем виде.
В тексте сказано, что в РФ республиканская форма правления, но при этом не определено конкретно, парламентская она или президентская. Исходя из соотношения, которое Конституция закрепила, в России смешанная форма правления. Так, в парламентской республике правительство несет ответственность перед парламентом, а в президентской – перед президентом. У нас же оно ответственно и перед тем, и перед другим.
При этом Президент наделен обширными полномочиями. Он активно участвует в формировании правительства, предлагает Государственной Думе кандидатуру премьер-министра и с ее согласия назначает его на пост. В законодательной сфере он также обладает полномочиями: может предложить парламенту законопроект, произносит ежегодное послание перед парламентом.
Послание – это своеобразная законодательная программа, там излагаются основные направления развития страны. Также у президента есть право вето – он может отклонить законопроект.
По сути, президент РФ выступает в качестве арбитра в системе государственных органов, и, кстати, в одном из вариантов Конституции даже термин такой был – «арбитр». Однако, наделяя президента обширными полномочиями согласно нормам Конституции, мы не имеем специального закона о Президенте страны, который определял бы четкие рамки его полномочий. Поэтому некоторые конституционалисты утверждают, что в России президентская форма правления.
– Есть ли еще моменты в Конституции, в толковании которых расходятся профессионалы?
– Давать толкование спорным моментам – задача Конституционного суда.
Помните скандальное дело с бывшим генеральным прокурором Юрием Скуратовым? Президент отстранил его от полномочий на время ведения уголовного дела. Совет Федерации увидел, что это покушение на его компетенцию, потому что, согласно Конституции, Совет Федерации должен был принять решение об отставке генпрокурора по обращению президента. Они обратились тогда в Конституционный суд, и тот постановил, что президент имел право так поступить, ведь речь шла не о снятии с должности, а о временном отстранении.
Кроме того, Конституционный суд проверяет, соответствуют ли Конституции федеральные законы, нормативные акты президента, правительства, законы и иные нормативные акты субъектов Федерации.
ГЛАВА 4. ОПТИМАЛЬНЫЙ ЗАКОН ДЛЯ РОССИИ
– Конституция создавалась в 1993 году в достаточно сложных условиях. Это как-то сказалось на ее продуманности и завершенности?
– Любой акт, в том числе и Конституция, не может быть идеальным. Тем не менее, несмотря на кризисные условия ее создания, нужно отдать должное: во многих положениях Конституция является оптимальной для Российской Федерации.
– Вы могли бы сравнить сегодняшнюю Конституцию России с ее предшественницами?
– Первая конституция в России появилась в 1918 году, это была Конституция РСФСР. Затем были конституции 1924, 1936, 1977 годов.
От советских конституций современная отличается кардинально. Самое главное – свобода взглядов, которую она гарантирует, ведь в советских конституциях была знаменитая 6-я статья о руководящей роли компартии. Однако конституцию разрабатывали не новички, а опытные советские юристы. Из молодых демократов были, пожалуй, только Сергей Шахрай и Анатолий Собчак. То, что появилось в результате, давно зрело в недрах мыслящей интеллигенции. Просто они наконец смогли воплотить свои идеи в жизнь.
ГЛАВА 5. ДВА ПЛАНА КОНСТИТУЦИИ
– Каковы были варианты создания Конституции?
– Наиболее крупных вариантов Конституции было два. Это вариант конституционной комиссии и вариант конституционного совещания.
Первоначально конституционная комиссия была создана еще в 1990 году под руководством известного юриста Олега Румянцева (он был ответственным секретарем, а главой комиссии был Борис Ельцин). Этот проект развивался на волне конституционного романтизма: например, он содержал такой раздел, как гражданское общество, его части были посвящены семье, воспитанию, культуре, СМИ.
Нынешняя Конституция, говоря о том, что Россия правовое государство, не упоминает даже термина «гражданское общество».
Второй проект был выдвинут президентом Ельциным. По его указу в мае 1993 года было создано Конституционное совещание. Кстати, декан нашего факультета Лидия Владимировна Туманова была его участником. Два варианта документа отражали точки зрения двух субъектов власти. Если конституционная комиссия в основном проект Съезда народных депутатов, то есть законодательной власти того периода, то второй проект, который обсуждало конституционное совещание, – это проект президента, т.е. исполнительной власти.
После противостояния законодательной и президентской власти осенью 1993 года, закончившегося вооруженным конфликтом, Ельцин не пошел на то, чтобы Конституция принималась парламентом, – побоялся, что этот процесс затянется. Поэтому было решено принимать Конституцию с помощью референдума. При грамотной агитации население проголосовало за предложенный вариант основного закона.
Конституция была принята 12 декабря 1993 года.
ГЛАВА 6. МИРОВОЙ ОПЫТ И ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
– Российская Конституция учитывает международный законотворческий опыт?
– Да, в создании Конституции большую роль сыграл международный опыт, особенно в правовом закреплении статуса личности. Это и Декларация прав и свобод человека и гражданина, и пакты об экономических и гражданских правах. В статье 15 Конституции сказано, что общепризнанные нормы и принципы международного права являются частью правовой системы РФ.
В начале 90-х представители конституционной комиссии выступали с обсуждениями будущей российской конституции в Италии, Германии, США. Только представители США представили четыре тома поправок и предложений по проекту российской Конституции… Наши юристы обращались и к так называемой Венецианской комиссии, конституционной комиссии ФРГ и т. д.
Если говорить, в итоге на что оказалась похожа Конституция, – все-таки недалеко мы ушли от Конституции ФРГ. Мы похожи по форме государственного устройства. В конституционной комиссии даже было предложение называть субъекты Федерации республиками и землями. Рассматривался другой вариант: республики и федеральные владения – это уже понятие из американской конституции.
Но сказать, что российская Конституция списана с какой-либо другой, нельзя. Это не копия, а документ, выработанный с учетом российской специфики.
– О чем говорит структура современной Конституции?
– Порядок глав в Конституции не произволен. Первая глава закрепляет сами принципы конституционного устройства. Это строй, где права и свободы человека признаются высшей ценностью. Вторая статья в ней закрепляет принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина. Этой теме полностью посвящена вторая глава Конституции, что является принципиальным моментом: показывает отношение государства к личности. Если вспомнить советские конституции, то правам и свободам там уделялось остаточное место. Они, конечно, могли бы быть закреплены и в начале, но гарантий их соблюдения не было никаких.
А у нас действуют определенные конституционные институты, которые направлены на обеспечение прав и свобод личности.
ГЛАВА 7. СУД, ПРЕЗИДЕНТ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ
– Что является гарантом соблюдения Конституции в Российской Федерации?
– Сам президент является гарантом Конституции.
Кроме того, у президента есть полномочные представители, обладающие собственным аппаратом. С этим институтом у нас произошла метаморфоза. Раньше в каждом субъекте был свой уполномоченный представитель, то есть всего их было 89 (теперь субъектов Федерации меньше). Потом по указу президента был введен институт федеральных округов, их стало семь – ровно столько же теперь и полномочных представителей президента. Однако они тоже проводят встречи с гражданами в каждом субъекте Федерации, и к ним тоже можно обратиться с просьбой или пожеланием.
Гарантом соблюдения прав и свобод граждан является и Конституционный суд. Человек может обратиться в него тогда, когда считает, что его права нарушены законом, который противоречит Конституции.
ГЛАВА 8. ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ПРАВИЛ
– Как соотносятся многочисленные законы, принимаемые парламентариями, с положениями Конституции? Так, по новому закону о полиции сейчас гораздо проще вторгнуться на территорию жилища. Не противоречит ли это статье Конституции о неприкосновенности?
– Все законы, принимаемые в стране, должны прежде всего соответствовать Конституции. Что касается вашего вопроса, то согласно ст. 25 Конституции жилище неприкосновенно. А далее конституционная норма устанавливает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Другими словами, Конституция допускает, что в определенных случаях – и это должно быть указано в специальном законе (например, в законе о полиции) – из этого общего конституционного правила могут быть исключения.
– Могут ли граждане сами внести предложения в закон?
– Во многих зарубежных странах законодательная инициатива принадлежит народу.
У нас такого на уровне Федерации, к сожалению, нет. Но в конце октября Законодательное собрание Тверской области законодательно закрепило понятие «народная законотворческая инициатива» на уровне субъекта федерации и приняло абсолютно новый для нашего региона закон «О законодательной инициативе граждан в Тверской области». И это важный шаг для развития гражданского общества.
ГЛАВА 9. ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К КОНСТИТУЦИИ
– Нужно ли гражданам знать Конституцию наизусть или хотя бы примерно?
– Когда принималась Конституция 1977 года, я училась в классе 8-м. У меня была идея выучить ее наизусть: поступить на юридический факультет я уже решила в 5-м классе, и мое решение было непоколебимо.
Если сравнивать отношение к той Конституции и нынешней, то сейчас оно стало менее пафосным, но зато более серьезным. Мы, конечно, далеки от американцев, которые трепетно относятся к своей Конституции, но понимание народом Конституции как значительного акта в жизни страны в наше время гораздо больше. Надо отдать должное нашим руководителям: они стараются соблюдать конституционные нормы и действовать по духу Конституции.
Знать Конституцию надо. Это не только мое мнение, но и всех юристов.
В первую очередь, это на пользу самому человеку. Многие наши проблемы возникают именно из-за незнания собственных прав. Кроме того, человек, который является гражданином, должен иметь представление о том, как у нас осуществляется управление в государстве и, например, смотреть программу «Время» более осмысленно. Знание основного закона своей страны – это важный шаг на пути к формированию гражданского общества.
Дмитрий КОЧЕТКОВ, Любовь КУКУШКИНА