Черноглазое такси

12.11.2013, 12:50

Почему русских бизнесменов вытесняют с маршрутного рынка

 

Тверской рынок маршрутных такси атакуют нелегальные перевозчики – чаще всего выходцы из Средней Азии. Они резко втискиваются на маршрут и «воруют» пассажиров у своих «легальных» коллег. Наряду с другими проблемами маршрутного рынка – коррумпированностью, изношенным автопарком, засилием гастарбайтеров, бардаком в документации – этот новый тренд делает ситуацию еще более нервной, а езду на в «пазиках» и «газелях» – еще более опасной для горожан. «Караван» попытался разобраться в проблеме

 

ГАСТАРБАЙТЕРЫ. ВЫГОДНЫ ВСЕМ, КРОМЕ ПАССАЖИРОВ

 

– Я работаю вместе с отцом. У нас свой микроавтобус и место на 2-м маршруте. Недавно одна пассажирка посмотрела на меня с удивлением, как на живого мамонта. Даже сказала в сердцах: «Ого, русский!» – делится маршрутчик Андрей. – Ничего не поделаешь: люди воспринимают отечественных водителей как экзотику.

Гастарбайтеры на тверских маршрутках давно стали больше правилом, чем исключением.

Ломаная русская речь, заунывные восточные мотивы в салоне, превышение скорости, а часто и откровенное неумение управлять транспортом, из-за чего велик рост аварий – вот непременные атрибуты поездки в местном маршрутном такси.

– Одного узбека взяли, так он и передачи переключать не умеет, – рассказывает бывший водитель маршрутного такси №27 Сергей. – Ему вторую на конечной «воткнули» и отправили. Машина ревет, а ему хоть бы что.

На тему фактической монополизации рынка маршрутных такси приезжими из Средней Азии (в основном из Азербайджана) уже не раз высказывались местные СМИ и блогеры. Русские владельцы и водители маршруток бьют тревогу: безлимитные лицензии на перевозку пассажиров, просроченные договоры и попустительство властей лишают их нормальной работы и адекватной конкуренции. Русским держать маршрутки становится невыгодно, выручка снижается в геометрической прогрессии. Недавно этот вопрос взяли под контроль тверские общественники.

– В нашу организацию обратились русские предприниматели и водители, страдающие от маршрутчиков-мигрантов, – говорит руководитель движения «Народный собор» в Твери Иван Капышев. – Я решил разобраться в этом: поездил по конечным маршруток, был в администрации, министерстве транспорта, транспортной инспекции, ГИБДД и прокуратуре. В результате в работе тверских маршруток выявилась масса нарушений, пробелов и несоответствий. Например, все договоры с маршрутными организациями закончились в конце 2011 года. Привязки конкретных маршрутов на бумаге к «реальным» маршрутам и перевозчикам также нет. Кроме того, транспортная инспекция выдает лицензии на перевозку пассажиров безо всякого лимита.

При таком откровенном произволе любая фирма может получить лицензию и «втиснуться» на маршрут без заключения договора с администрацией. Это и стало причиной расплодившихся нелегалов. Мы составили заявление в прокуратуру и администрацию от лица пострадавших перевозчиков. Вскоре планируем организовать круглый стол с участием депутатов, общественных организаций и просто граждан. Надеюсь, это отчасти поможет навести порядок на маршрутном рынке Твери.

 

НЕЛЕГАЛЫ. ОТКУДА ОНИ БЕРУТСЯ И КТО ИХ ЗАЩИЩАЕТ

 

Не все тверские маршруты отличаются мощным пассажиропотоком. На них, как правило, немного машин и многие владельцы маршруток являются одновременно водителями.

Степан, работающий на маршруте №19, делится своими проблемами:

– Я работаю на этом маршруте 13 лет. Знал худшие и лучшие времена, но деньги зарабатывал и кормил свою семью. Однако сейчас ситуация накаляется. 16 октября на наш маршрут неожиданно выехали 10 автобусов с нерусскими водителями от незнакомой фирмы. На каком основании она выставила на наш маршрут свои машины – непонятно. Эти водители не считаются с расписанием – ездят как хотят, подрезают, обгоняют, ведут себя неадекватно, провоцируют ДТП. В общем, атмосфера очень напряженная – а мы ведь не дрова, а людей возим!

По словам Ивана Капышева, подобные нестыковки есть на маршрутах №3 и №223, когда два маршрута фактически дублируют друг друга. Нелегальные перевозчики проникают на маршрут и «воруют» пассажиров у своих легальных «коллег». Число автомобилей возрастает вместе с интервалом движения – как следствие, уменьшается выручка. При этом легальные перевозчики испытывают огромные трудности с выплатой зарплат и получением собственной прибыли. Перевозчики на 19-м и 3-м маршруте вот-вот прекратят работать, если ситуация не изменится.

– Я работал на 223-м маршруте долгое время, – делится своими соображениями водитель Сергей. – В самом начале этот маршрут был очень выгодным: планы не росли. В день можно было заработать около 3000 рублей. Затем планы выросли, а ремонта никакого не проводилось. Русские водители постепенно стали уходить, и на смену им пришли гастарбайтеры. Сейчас остались только они. Вдобавок к этому, предприниматель проиграл конкурс на маршрут, пришел новый перевозчик, но ведь и старый не ушел. Администрация Твери, министерство транспорта, транспортная инспекция не спешат убрать нелегального перевозчика. Понятно, что они имеют от этой «двойственности» какую-то свою выгоду.

В последнее время в официальных источниках часто говорится, что городская власть проводит «мониторинг пассажиропотока» и «оптимизацию пассажирских перевозок» – дабы выявить количество машин, которое действительно необходимо городу. 7 ноября прошло очередное заседание комиссии по этому вопросу под председательством главы администрации Твери Дмитрия Насибуллина. Там говорилось, что для исследования пассажиропотока в разных точках города работает 160 видеокамер, фиксирующих движение городского транспорта – как в часы пик, так и в другое время. Потом данные отправятся для анализа в некий институт в Санкт-Петербурге, выигравший тендер на эту работу. В декабре он представит «рекомендации», как оптимизировать тверскую маршрутную сеть.

Общественник Иван Капышев ставит эту информацию под сомнение:

– Ни камер, ни людей, ни следов питерской фирмы, осуществляющей мониторинг, мне так и не удалось найти. Меж тем контроль за маршрутным бизнесом необходим. Для этого нужно «закрепить» маршруты за определенными перевозчиками и ограничить выдачу лицензий на перевозки, чтобы не возникало незаконных вторжений, разборок и беспредела. От этого страдают добросовестные предприниматели, несущие полную ответственность не только за своих работников, но и за пассажиров.

Что касается мигрантов, то они есть не только на «нелегальных» маршрутках. Легальные перевозчики, в том числе и русские бизнесмены, также набирают гастарбайтеров. Их число растет с каждым днем.

– У нас на маршруте №8 время четко поделено между двумя предпринимателями, – объясняет водитель Алексей. – У нашего хозяина работают в основном русские ребята, время разрыва между машинами нормальное, план адекватный – заработать можно. Другой предприниматель набрал таджиков, сократил время разрыва так, что они ходят через каждые две минуты, но пустые.

В этой напряженной ситуации изменения в ПДД о российских правах на перевозку пассажиров, скорее всего, не сильно помогут. Они не оправдали себя уже с начала ноября 2013 года: бизнесменам позволили выучить своих зарубежных рабочих до мая 2014, так что гастарбайтеры с маршрутов не ушли. И есть веские основания предполагать, что в мае подавляющее число бизнесменов просто купят права для своих «шумахеров».

 

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

 

Ясно, что маршрутный бизнес «кошмарят» из-за пресловутой миграционной политики государства в целом и региона в частности. На рынке труда мигранты вытесняют коренных рабочих, предлагая более выгодные бизнесменам условия. Им не нужны социальные гарантии, отпуск, достойная зарплата. Они готовы жить в вагончике, есть лапшу «Роллтон», работать сутками и получать 500 рублей. Квалификация также не имеет значения: перевозки, осуществляемые маршрутными такси, контролируются очень слабо – либо вообще не контролируются. Администрации города, министерству транспорта, транспортной инспекции выгоден маршрутный бизнес: одни чиновники владеют маршрутками сами, другие лоббируют интересы знакомых. А прочие закрывают глаза на «маленькие» грешки предприимчивых бизнесменов и, возможно, получают за свою либеральность ощутимую награду. Однако сфера перевозок – дело тонкое, оно напрямую связано с жизнью и здоровьем людей. Об этом неплохо бы задуматься всем власть имущим, сегодня закрывающим глаза на произвол, который царит на тверском рынке маршруток.

Федор СУМКИН

17 0
Лента новостей
Прокрутить вверх