Как по полной использовать право на образование
Систему образования в стране штормит. Многочисленные реформы, эксперименты, законы стали, скорее, правилом, чем исключением. Сегодня сложно сказать, туда ли мы движемся – это будет понятно только через годы. О том, как в России реализуется право человека на образование, в преддверии Дня Конституции рассказывает директор Института непрерывного образования Тверского государственного университета и доцент кафедры теории права ТвГУ Сергей СМИРНОВ
НЬЮТОН И ТУРИСТЫ
– Если человек желает посмотреть мир как турист, но при этом существует одна единственная дорога, ему мало что откроется. А если функционирует развитая дорожная сеть, человек сможет выбрать любое направление движения и, если захочет, увидит многое.
Поэтому чем более развита система непрерывного образования, тем больше возможностей получить дополнительное образование и, соответственно, больше возможности реализоваться в жизни. Университет – в частности, созданный в 2011-м году в структуре ТвГУ Институт непрерывного образования – помогает «туристу» выстроить индивидуальную траекторию.
Право на образование является, по сути, условием реализации многих других прав, которые прописаны в Конституции. Возьмем, например, право на труд: без образования невозможно заняться квалифицированным родом деятельности.
Еще пример. В статье 27 сказано: «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». Если человек переезжает на другое место, то ему нужно как-то устроиться, получить источник дохода, корни пустить – и здесь без образования сложно.
Вспомним историю: когда произошло разорение крестьян в Древнем Риме, то они поселились в городе. У этих людей не было соответствующего образования, которое позволяло бы работать по городским специальностям. Им оставалось только заниматься неквалифицированным трудом: копать траншеи, укладывать булыжником мостовые и т.д., – чего они делать не хотели. Крестьяне деклассировались, превратились просто в толпу нахлебников – в итоге Рим оказался в кризисе.
Каждый должен найти себе достойное место в жизни, проявить себя как личность, стать независимым, самостоятельно распоряжаться своей судьбой, – все это достижимо только благодаря образованию. Просто у человека должен быть выбор: заняться этим или тем, и возможность такого выбора как раз обеспечивают знания.
Почему бы не предположить, что вот человек работает, например, автомехаником – и увлекся он, скажем, Достоевским и решил изучить основные произведения писателя. Почему бы этому человеку в свободное от работы время не реализовать свои интересы в стенах вуза? Почему бы ему вместе со студентами не поработать на семинаре и не послушать несколько лекций? Нашему автомеханику, собственно говоря, и не нужен документ об образовании. Его просто интересует, что же современная наука говорит о Достоевском. Сейчас, по сути, такой возможности у этого человека нет
Прочитаем статью 34 Конституции: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Но для того, чтобы реализовать данное право, нужно уметь это делать. Соответственно, в Институте непрерывного образования ТвГУ мы реализуем цикл программ, которые направлены на обучение молодых людей основам ведения собственного дела. По сути, университетская система непрерывного образования является залогом реализации права на ведение экономической деятельности.
Свобода творчества, также обозначенная в Конституции, подразумевает наличие в основе образования. Конечно, есть и самородки, но, как сказал Ньютон: «Я видел дальше других потому, что стоял на плечах титанов».
ДОСТОЕВСКИЙ И МЕХАНИК
– Когда в Конституции говорится, что каждый имеет право на образование, в первую очередь имеется в виду процесс обучения, а не документ, свидетельствующий об окончании школы или вуза. Тем не менее в России все звенья образовательной системы ориентированы, к сожалению, не столько на процесс, сколько на итог, то есть на документ. Содержательная сторона, потребности личности, к сожалению, не всегда учитываются вовремя и в должной мере. А уж просто поучиться без выдачи документа для нас вообще что-то невиданное – какой-то нонсенс… Понятие «свободный слушатель» сегодня отсутствует как таковое.
Но почему бы не предположить, что человек работает автомехаником – и увлекся он, скажем, Достоевским и решил изучить основные произведения писателя. Почему бы этому человеку в свободное от работы время не реализовать свои интересы в стенах вуза? Почему бы ему вместе со студентами не поработать на семинаре и не послушать несколько лекций? Нашему автомеханику, собственно говоря, и не нужен документ об образовании. Его просто интересует, что же современная наука говорит о Достоевском. Причем интересует не в форме научно-популярных лекций, которые он может в Интернете посмотреть, – ему хочется непосредственного общения с учеными.
Сегодня такой возможности у этого человека нет. Сначала надо поступить в университет, сдав необходимые экзамены, потом необходимо изучать комплекс предметов, которые автомеханику могут быть неинтересны. Если он не сдаст экзамены, его отчислят – и до Достоевского он в итоге так и не доберется…
Эта абсурдная ситуация раскрывает недостатки российской системы образования в целом – и в вузах, и в школах. Среди побочных эффектов – падение интереса детей к учебе.
Вообще, интерес к познанию мира присутствует у человека изначально. И надо бы нам всем, наверное, поразмышлять, что же такое с нашими детьми происходит на протяжении одиннадцати школьных лет, что у многих из них вместо этого естественного интереса к познанию – сильного, мощного, какой он есть изначально, – появляется отвращение к учебе. Творческий порыв разворачивается на 180 градусов. Пока мы не дадим ответа на этот вопрос, мы не сможем успешно двигаться дальше.
Если говорить об общих условиях, в которых мы функционируем, то они достаточно сложные. Новый закон об образовании очень сильно отразился на системе непрерывного образования. В каком плане? Например, была ликвидирована такая форма документов об окончании дополнительных образовательных программ, как документ государственного образца. Внешне, может, изменения и не очень большие: вместо документов с гербом России мы теперь выдаем документы с флагом России. Но на самом деле, с точки зрения юридической, произошло изменение очень большого масштаба. К сожалению, почему-то это изменение не было сделано, как мне кажется, с достаточной четкостью.
В частности, 1 сентября вступил в силу закон об образовании, который запрещает выдавать документы государственного образца. А в некоторых других законах, например, в законе о государственной службе, эти документы еще присутствуют. И таким образом, государственные органы еще оперируют таким понятием. Соответственно, они и запросы делают на повышение квалификации с выдачей документов государственного образца. В этом вопросе, конечно, законы не соотносятся друг с другом, возникает коллизия.
Можно констатировать одно: современная система образования является документоориентированной. Личности в ней уделяется недостаточно внимания.
ПУШКИН И ЕГЭ
– Если университет не набирает необходимое количество студентов в группе, ему могут отказать в финансировании по определенному направлению. При этом не нужно забывать про конституционные права: помимо запросов различных учреждений, предприятий, существуют просто естественные потребности человека – в частности, потребности в образовании.
В каком-то смысле право на образование в современной российской действительности подвержено ограничениям. Например, мне совершенно непонятно, почему, если человек не получил определенного количества баллов по ЕГЭ, он не может учиться в вузе на платной основе. Его родители точно так же платили налоги на эту систему, он сам будет платить налоги – и если человек вдобавок готов еще оплачивать свое обучение, почему ему запрещают?
Известно, что у Пушкина, например, были проблемы с математикой. Великий поэт, скорее всего, не сдал бы ЕГЭ. Представим только на секунду: если бы эти требования, которые существуют сейчас, предъявить к Пушкину, то он остался бы у нас не только без высшего образования, но и, скорее всего, вообще без аттестата. Но при этом, какой бы список самых знаменитых людей ни составляли, Пушкин в него все равно войдет. А для системы образования он негодный ученик. Может ли быть такое?
Понятно, что эти требования обусловлены необходимостью производить отбор студентов. Но, может быть, стоило бы расширить возможности поступления в образовательное учреждение людей с низкими баллами по ЕГЭ, а всех неуспевающих отчислять по окончании первого полугодия или даже года. Пусть они в стенах вуза или колледжа соревнуются между собой. Таким образом, кстати, может быть устранена проблема коррупции на едином государственном экзамене. Где-то кто-то может купить готовые ответы к ЕГЭ, но нельзя купить умение обучаться в течение года. Так вот пусть студенты продемонстрируют это умение.
Кроме того, низкий балл по ЕГЭ еще не свидетельствует о низком интеллектуальном уровне человека. А если он в процессе обучения докажет, что у него просто другие способности?
Известно, что у Пушкина были проблемы с математикой. Великий поэт, скорее всего, не сдал бы ЕГЭ. Представим только на секунду: если бы эти требования, которые существуют сейчас, предъявить к Пушкину, то он остался бы у нас не только без высшего образования, но и, скорее всего, вообще без аттестата. Но при этом, какой бы список самых знаменитых людей ни составляли, Пушкин в него все равно войдет. А для системы образования он потенциально негодный ученик. Может ли быть такое?
Так почему мы должны оценивать великого поэта по тому, как он сдаст экзамен по математике. И наоборот – почему какого-нибудь таланта-математика мы должны оценивать по тому, как он знает географию или даже литературу. Может, стоит реформировать систему оценки знаний? Давно говорили, что ЕГЭ должен учитывать различные склонности человека. Если он проявил себя в другой сфере, почему решающими являются предметы, вынесенные на ЕГЭ, а не те, которые ему близки?
ПЕРВОКЛАССНИК И ТВГУ
– И все же было бы слишком категорично и неточно определить, что современная практика полностью противоречит Конституции. В системе образования работает много творческих людей в качестве преподавателей, организаторов, управленцев, которым удается сделать много позитивного.
Что касается направления, в котором идут реформы в системе образования, то прошло не так много времени и судить еще рано: новый закон об образовании вступил в силу только 1 сентября этого года. Как гласит китайская поговорка, не дай вам бог жить в эпоху перемен. Наверное, это и правда нелегко, но зато интересно.
Сейчас есть надежда на то, что в результате реформ станет больше возможностей для проявления инициативы, что усилится конкуренция между вузами. Хотя, конечно, хотелось бы, чтоб конкуренция проходила на равноправной основе. На особом финансовом положении находятся, например, столичные университеты. Однако будем надеяться, что со временем произойдут положительные изменения в образовательной системе.
Такие проблемы, как ориентация на документ и малое внимание к личности, я думаю, в процессе тоже можно будет решить. И прежде всего каждый на своем рабочем месте должен стараться изменить ситуацию.
В университет должны идти люди по разным вопросам, начиная с детского сада и до серебряного возраста, до пенсии. Если возникает вопрос, например, как поступить в первый класс, то почему бы не попробовать получить ответ в университете, пообщавшись с университетскими психологами, университетскими педагогами? Если ребенку предстоит закончить начальную школу и поступить в пятый класс – почему бы не попробовать какие-либо курсы или пройти специальные тренинги? Возникли проблемы с подготовкой к ГЕА или ЕГЭ – опять же можно обратиться в университет. Дальше, если человек закончил вуз, могут возникнуть потребности в новых знаниях – и человека снова будут ждать в университете для повышения квалификации
В Твери весной 2009 года, с приходом нового ректора Андрея Белоцерковского, произошла серьезная модернизация политики университета.
Новое руководство поставило задачу превратить ТвГУ действительно в образовательный центр для всех категорий населения – не только для 17-18-летних, которые только что окончили среднюю школу.
Строго говоря, так и должно происходить. В университет должны идти люди по разным вопросам, начиная с детского сада и до серебряного возраста, до пенсии. Если возникает вопрос, например, как поступить в первый класс, то почему бы не попробовать получить ответ в университете, пообщавшись с университетскими психологами и педагогами? Если ребенку предстоит окончить начальную школу и поступить в пятый класс – почему бы не попробовать какие-либо курсы или пройти специальные тренинги? Возникли проблемы с подготовкой к ГЕА или ЕГЭ – опять же можно обратиться в университет. Дальше, если человек закончил вуз, могут возникнуть потребности в новых знаниях – и человека снова будут ждать в университете для повышения квалификации.
Для обеспечения этих возможностей в ноябре 2009 года был создан Центр непрерывного образования, а в 2011 году появился Институт непрерывного образования как структурное подразделение ТвГУ. Впервые была создана крупная структура, объединяющая разные виды и формы дополнительного образования.
ПЕРЕВОДЧИК И ХЕЛЬСИНКИ
– Университет реализует программы самого разного формата. Изменилась педагогическая технология. Это не значит, что теперь люди, как и прежде, приходят в университет, садятся за парты, складывают руки и слушают преподавателя. У нас идет диалог. В качестве преподавателей мы приглашаем практических работников – из органов государственной власти, с предприятий и т.д.
Повышение квалификации в университете должны проходить большинство категорий работников. Обучаются в ТвГУ в том числе и государственные служащие. В этом смысле университет обеспечивает функционирование системы органов управления и систему экономики всей страны.
Например, с января 2014 года меняется система размещения государственных и муниципальных заказов. Появляется новая процедура, так называемая контрактная система. Тому, что это за новые правила, университет учит людей со всей Тверской области: из администрации, органов местного самоуправления, государственных учреждений, других вузов, школ и т.д. Мы стараемся, чтобы ТвГУ был площадкой для взаимного общения, для диалога. Основываясь на этом, с некоторой долей преувеличения можно сказать, что без университета нормальное функционирование ни одной сферы жизни невозможно.
ТвГУ года два назад выступил с инициативой об обучении русскому языку людей, которые прибыли из других регионов и стран ближнего зарубежья и не владеют русским языком в достаточной мере. Однако никто из них не захотел изучать русский язык и историю России даже бесплатно
Всего в стенах университета реализуется более 100 дополнительных образовательных программ в течение года. Как правило, они короткие – от восьмичасовых семинаров до трехлетних программ с дополнительной квалификацией. В прошлом году по всем программам мы выпустили более 4,5 тысяч слушателей. Для сравнения: это в 2,5 раза больше, чем выпускают основные программы всего университета.
При этом мы стараемся идти навстречу нашим слушателям. Программа «Переводчик», в принципе, трехлетняя. Но мы понимаем, что не все слушатели затем обнаружат в себе задатки, скажем, лингвиста и не все люди найдут время для трехлетних занятий. Поэтому программа составлена из трех модулей и по окончании каждого года выдается свой документ.
ТвГУ активно участвует в федеральных проектах на фронте дополнительного образования. Например, в 2012 году была основана президентская программа подготовки инженерных кадров. И наш университет, единственный в Тверской области, вошел в число участников.
Кроме того, мы проводим повышение квалификации тысяч преподавателей. При этом предлагаем программы самые разные – и в информационной области, и в области иностранных языков.
Сейчас одно из направлений развития – взаимодействие с вузами других государств. А здесь не обойтись без английского языка. Кроме того, если мы хотим повышать уровень образования, значит, мы должны своих студентов – хотя бы какую-то часть – периодически отправлять в зарубежные вузы и, в свою очередь, принимать иностранных студентов. Но здесь есть одно техническое препятствие. Приезжие студенты в большинстве своем не знают русского языка, но зато в большинстве своем знают английский. И наша задача – научить преподавателей вести занятия на английском языке. Кроме того, к нам на курсы идут и преподаватели, которые участвуют в различных международных научных конференциях.
Таким образом, мы повышаем квалификацию не только преподавателям английского языка, но вообще и преподавателям всех дисциплин, которые желают работать в современном образовательном пространстве. Это мы делаем во взаимодействии с Министерством образования Тверской области и Тверским областным институтом усовершенствования учителей.
Также мы организуем стажировки. Например, несколько дней назад делегация тверских педагогов вернулась из стажировки в Хельсинки. Там они посетили детский сад, школу, университет.
Наиболее перспективные преподаватели различных школ собираются у нас в лагере молодого специалиста и вместе работают над интересными проектами. Изменение идет и с точки зрения технологии обучения.
Как любой живой организм, система должна развиваться постоянно. Одно из перспективных направлений – работа с людьми достуденческого, довузовского возраста. В рамках этого направления в 2012 году созданы гимназические классы. В 2013 году на их базе возникла академическая гимназия – все это при непосредственной поддержке университета. Сейчас перед нами несколько важных задач. Если мы успешно решим их, то наша гимназия должна выйти на новый уровень развития. Один из элементов учебно-воспитательного процесса в гимназии – знакомство с высшими учебными заведениями России и зарубежных стран. В марте этого года для наших гимназистов была организована экскурсия в польские и германские вузы. И я надеюсь, ребята усвоили для себя что-то интересное о возможностях обучения в системе высшего образования и смогут на основании этого сделать правильные выводы относительно собственной судьбы.
Мы хотим стать площадкой для общения абсолютно всех граждан, всех социальных слоев. Как в Тверской области, так и граждан других регионов, других стран.
ВЕНЕСУЭЛЕЦ И РУССКАЯ ИСТОРИЯ
– Один из показателей того, что система образования в Твери работает достаточно успешно, является немалое число студентов в ТвГУ из других регионов и стран. Часть студентов направляется из южных регионов России: Чечня, Ингушетия.
Традиционно все последние годы – и девяностые, и 2000-е – у нас учатся немалое число людей из Узбекистана, Таджикистана, стран Прибалтики. Чаще всего это русские. Они приезжают по двум линиям. Во-первых, по государственной – на основании международных договоров. Во-вторых, в связи с изменением места жительства
Учатся у нас также представители зарубежных стран: из Финляндии, Германии, Франции. В основном они приезжают сюда учить русский язык, культуру, историю. Когда они приезжают в молодом возрасте, то поступают не по государственной линии, а на общих основаниях. Соответственно, иностранцы так же, как и все, сдают ЕГЭ. Например, у нас на подготовительных курсах обучался гражданин Венесуэлы. С историей России он знакомился только что – и в результате сдал ЕГЭ на 70 с лишним баллов.
Если в принципе касаться проблемы миграции, то университет года два назад выступил с инициативой об обучении русскому языку людей, которые прибыли с других регионов, стран ближнего зарубежья и не владеют языком в достаточной мере. Тем более что в ТвГУ существует не только подготовительное отделение, но и центр русского языка и культуры во главе с проректором Л. Н. Скаковской. Более того, университет предложил в качестве пилотного проекта провести обучение первой группы на бесплатной основе, то есть за свой счет: государственные органы поддержали эту идею, но финансовую помощь не предложили.
Что еще более любопытно, мы обратились в несколько диаспор – ни один человек не пожелал стать слушателем. Русский язык и историю России в стенах университета в то время никто не захотел учить даже бесплатно.
КЕМБРИДЖ И ТВЕРЬ
– Тверской регион, как известно, не относится к числу сырьевых. И если мы будем соревноваться с сырьевыми регионами, то мы однозначно эту конкуренцию проиграем. Нам никогда не сравниться ни с Тюменской областью, ни с Кузбассом. И это, может быть, не так уж и плохо. Потому что у регионов с минерально-сырьевой базой свои проблемы: во-первых, сырье всегда может закончиться, а во-вторых, эта деятельность экологически небезопасна.
Как показывает мировой опыт, люди едут получать образование не в столицы, а в ближайшие к ним города. Например, в Англии отнюдь не все едут в Лондон, а в Оксфорд и Кембридж, которые находятся в двух-трех часах езды на любом транспорте. В принципе, из всех регионов России уникальное положение в этом смысле только у Твери. Если следовать мировым тенденциям развития, Тверь имеет самые высокие шансы стать именно университетской столицей.
У Тверской области большой потенциал именно в образовательной сфере. Если население здесь будет более образованно, чем в других регионах, мы будем иметь существенные преимущества. Тверские люди, как на территории области, так и в случае переезда в другие регионы, смогут претендовать на высокооплачиваемые рабочие места. А значит, у них будет более высокая зарплата, чем в других регионах, и более комфортные условия жизни. Если добавить еще сохраненную окружающую среду, развитую сферу социальных услуг – то вот он путь создания благоприятной жизненной среды для населения Тверской области.
По сути, если мы сделаем акцент на образовании, если мы будем прикладывать усилия к тому, чтобы Тверской регион стал университетским, мы добьемся многого. Это одна из концептуальных идей ректора университета А. В. Белоцерковского. Как показывает мировой опыт, люди выбирают в качестве места образования не столицы, а ближайшие к ним города. Например, в Англии отнюдь не все едут в Лондон, а в Оксфорд и Кембридж, которые находятся в двух-трех часах езды на любом транспорте. Жизнь рядом со столицей дешевле и в каком-то смысле комфортнее. Там меньше пробок, меньше загрязненность воздуха, спокойнее жизненный ритм, а транспортная доступность помогает не чувствовать себя оторванными.
В принципе, из всех регионов России уникальное положение в этом смысле только у Твери. Это самый близкий из крупных городов к Москве, не говоря уже о том, что чуть севернее находится и Петербург. У Твери, в принципе, если следовать мировым тенденциям развития, самые высокие шансы стать именно университетской столицей.
Университетский центр – это не значит, что в нем будут учиться только тверские дети и после этого будут работать только на территории Тверской области. Это задача недостаточная. В Твери должны учиться люди всех возрастов с разных регионов страны, и после этого они должны уезжать на работу в разные регионы страны. Только так Тверь будет университетским центром российского значения.
О праве на образование говорится в главе 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина». Причем образованность человека является условием для реализации многих перечисленных прав. Мы публикуем выдержки из нескольких статей, где эта связь прослеживается.
Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Статья 26
2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Статья 27
1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Статья 29
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Статья 34
1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Статья 37
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Статья 44
1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Любовь КУКУШКИНА, Дмитрий КОЧЕТКОВ