Customise Consent Preferences

We use cookies to help you navigate efficiently and perform certain functions. You will find detailed information about all cookies under each consent category below.

The cookies that are categorised as "Necessary" are stored on your browser as they are essential for enabling the basic functionalities of the site. ... 

Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

No cookies to display.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

No cookies to display.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

No cookies to display.

Performance cookies are used to understand and analyse the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

No cookies to display.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customised advertisements based on the pages you visited previously and to analyse the effectiveness of the ad campaigns.

No cookies to display.

Инвестиционное послание

16.12.2013, 12:14

Губернатора Тверской области А.В. Шевелева

10 декабря тверской губернатор зачитал инвестиционное послание Законодательному собранию региона. «Караван» публикует текст без изменений

 

КЛЮЧ К РЕШЕНИЮ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ РЕГИОНА

 

В 2013 году Тверская область присоединилась, в числе большинства регионов России, к внедрению Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Этот документ определяет ключевые направления, работа по которым позволит увеличить приток инвестиций, сформировать эффективное взаимодействие между бизнесом и властью, повысить инвестиционную привлекательность территорий.

Стандарт разработан Агентством стратегических инициатив, Председателем наблюдательного совета которого является Президент России Владимир Владимирович Путин. Как неоднократно отмечал глава государства, создание благоприятного инвестиционного климата – одна из важнейших задач экономической политики. Эффективнее решать ее позволит работа в рамках единого стандарта, внедрение которого в Тверской области завершится в 2014 году.

Инвестиции – это не просто возможность для создания новых производств или модернизации существующих предприятий. Это основа для решения ключевых задач развития региона как в экономике, так и в социальной сфере. Для правительства Тверской области инвестиционная политика была и остается в числе первоочередных приоритетов.

2013 год дал начало новому этапу в инвестиционной деятельности. Реализуя задачи, поставленные в Посланиях Губернатора Законодательному Собранию Тверской области в 2012 и 2013 годах, органы исполнительной власти разработали ряд документов территориального стратегического планирования. В их числе – стратегия социально-экономического развития региона и его инвестиционная стратегия. Завершается работа над формированием стратегии региональной промышленной политики. Следующий, 2014 год станет началом полномасштабной реализации заложенных в этих документах подходов к развитию экономики. Поэтому сейчас важно понять, какие достижения и проблемы в инвестиционной политике имеются в настоящий момент.

 

КОМПЛЕКСНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВЕСТОРОВ

 

 

Экономические показатели свидетельствуют о том, что на протяжении ряда лет, с 2010 года, объем инвестиций в основной капитал в Тверской области стабилизировался и ежегодно составляет в среднем от 80 до 85 миллиардов рублей в год. То есть, несмотря на сохраняющуюся в мировой экономике рецессию, потенциал Верхневолжья остается привлекательным для российских и международных инвесторов.

В 2010 году в регионе наблюдалось резкое падение объемов иностранных инвестиций. Одной из первых задач, которую я поставил перед своей командой в 2011 году, было обеспечение ежегодного роста инвестиций со стороны зарубежных партнеров. И нам это удалось.

Инвестиционная привлекательность Тверской области определяется не только ее удачным географическим положением, развитой логистической инфраструктурой и кадровым потенциалом. Во многом стабильный приток инвестиций зависит от уровня и качества поддержки, которую конкретная территория предлагает потенциальным и действующим партнерам.

В Тверской области создана и значительно усовершенствована за последние два с половиной года система комплексной поддержки инвесторов. Она охватывает ряд направлений.

Информационное: обеспечивает предоставление всеобъемлющих сведений, необходимых для реализации проекта, начиная со стадии предварительных переговоров и заканчивая пуском предприятия.

Административное: гарантирует оперативное и продуктивное взаимодействие с федеральными органами государственной власти, ресурсоснабжающими организациями.

Инфраструктурное: помогает подключению создаваемых производств к коммунальным, инженерным, транспортным сетям, в том числе через реализацию региональных, муниципальных и ведомственных программ.

Финансовое направление обеспечивает поддержку проектов через субсидирование и софинансирование расходов. Также обеспечивается содействие инвесторам в работе с международными и федеральными финансовыми институтами: Европейским банком реконструкции и развития, Всемирным банком, Сбербанком и Внешэкономбанком.

Наконец, кадровое направление включает подготовку квалифицированных специалистов как по программам инвесторов, так и в рамках региональной Программы подготовки и переподготовки кадров для предприятий региона в учреждениях профессионального образования.

В Тверской области создано и развивается региональное инвестиционное законодательство, которое включает в себя ряд областных законов и нормативно-правовых актов органов исполнительной власти.

Нововведением двух последних лет стало проведение международных инвестиционных форумов в Тверской области, на которых было заключено 10 крупных соглашений.

 

РЕАЛИЗАЦИЯ КРУПНЫХ ПРОЕКТОВ

 

 

Комплексная работа с инвесторами позволила нам достичь результатов, которые подтверждают: инвестиционный потенциал территории реализуется в конкретных проектах. За период с 2006 по 2012 год в Тверской области реализовано более 60 крупных инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 46 миллиардов 700 миллионов рублей. Для наших земляков создано около 9000 новых, современных рабочих мест. Причем в 2011–2012 годах реализовано более 43% этих проектов, привлечено 58% от указанных средств. Таким образом, в Тверской области наблюдается положительная динамика в осуществлении инвестиционных проектов.

В 2012 году реализовано 12 крупных проектов с объемом инвестиций 14 миллиардов 600 миллионов рублей, создано около 1000 рабочих мест. Наиболее значимые из них: комплекс по производству смазочных материалов концерна Shell; новая производственная линия на «Тверском экскаваторе»; общероссийский операционный центр Банка «УРАЛСИБ»; возрожденный Тверской домостроительный комбинат; животноводческие комплексы компаний «Дмитрова Гора» и «Ржевский бекон».

В текущем году реализованы и планируются к завершению 13 не менее значимых проектов с объемом инвестиций 13 миллиардов рублей и созданием более 1780 рабочих мест. Это первая очередь завода «Парок» в Конаковском районе; вторая очередь промышленно-логистического комплекса OZON; реконструкция и расширение стекольного производства в Спирово и другие.

Хотелось бы отметить еще ряд крупных проектов. Это строительство первого в России завода мирового лидера машиностроения – компании «Хитачи». Первый экскаватор будет собран уже в январе, в июне следующего года стартует промышленное производство. В перспективе вокруг завода будет создан кластер, включающий дочерние предприятия и компании. Первые шаги на этом пути уже сделаны.

Важным потенциальным партнером Тверской области в железнодорожном машиностроении является немецкая компания «Кнорр-Бремзе». Создано совместное предприятие для реализации проекта по строительству на территории региона завода по производству тормозного оборудования.

Проект предусматривает создание 430 рабочих мест. Часть производства уже размещена в Калининском районе.

Компания «Бизнес сервис», входящая в группу компаний «Otto-group», продолжает реализовывать свои инвестиционные планы на территории тверского региона. В 2013 году началось строительство в Твери 2-й очереди логистического комплекса.

Также могу назвать такие проекты, реализация которых намечена на 2014 год, как крупнейший в регионе ритейл-парк на Октябрьском проспекте в Твери; областной логистический комплекс компании «ТАНДЕМ»; многопрофильный агрохолдинг компании «ЭкоРос» в Удомельском районе; ввод в эксплуатацию первой очереди животноводческого комплекса в Бежецком районе; открытие современного гостиничного комплекса «Рэдиссон Завидово» в Конаковском районе.

Хочу отметить важную особенность инвестиционного процесса в Тверской области. Мы активно предлагаем нашим партнерам вкладывать средства в возрождение и модернизацию предприятий, которые работали в регионе в советские времена, но в эпоху перехода к рыночным отношениям оказались «заморожены». Это выгодно всем. Для инвестора это готовая инженерная инфраструктура, включая дороги, энергетику и коммунальные сети, а также сохраненные топливные лимиты ресурсоснабжающих организаций. Для региона – возрождение традиционных производств, сохранение кадрового потенциала и развитие территорий.

Самый яркий пример такой работы – открытие на днях производства финской компании «Парок» в Конаковском районе, на котором присутствовал Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев. По сути, поселок Изоплит сегодня переживает второе рождение – это касается не только предприятия, но и социальной сферы. Огромное значение не только для Твери, но и всего региона имеет возрождение Тверского домостроительного комбината. Новая производственная линия на Тверском экскаваторном заводе помогла предприятию выйти из кризиса и открыть новую страницу своей истории.

Примеры можно продолжать – в регионе сегодня реализуется 8 проектов, предусматривающих восстановление ранее функционировавших производственных мощностей или проведение глубокой модернизации предприятий. Таким образом, мы успешно сочетаем развитие традиционных для региона отраслей экономики и создание инновационных производств.

 

БУДУЩЕЕ ТВЕРСКОЙ ЭКОНОМИКИ

 

 

В целом к реализации в Тверской области заявлено порядка 100 проектов, с общим объемом инвестиций около 210 миллиардов рублей. Их осуществление позволит создать 31 тысячу рабочих мест (ориентировочно 2022–25 годах).

Привлечение инвестиций – это непрекращающийся процесс. Поддержка существующих проектов и поиск новых партнеров идут рука об руку. Так, в 2012 году было заключено 21 соглашение о реализации инвестиционных проектов на 33 миллиарда 800 миллионов рублей. Кроме уже названных, хочу отметить строительство комплекса по изготовлению сырья для производства биотоплива в Ржевском районе; создание центра обработки данных с использованием самых передовых технологических и бизнес-моделей; организацию предприятия по производству стеклопластиковой продукции и другие.

В 2013 году заключено 16 соглашений о сотрудничестве с общим объемом инвестиций 38 миллиардов 438 миллионов рублей. Это проекты по строительству современных центров торговли и досуга, созданию сельскохозяйственного кластера в Калининском районе, модернизации производства на промышленных предприятиях, созданию объектов энергетики и ряд других.

В среднесрочной перспективе мы планируем сохранить имеющиеся количественные и качественные показатели реализации инвестиционной политики: это 8-12 крупных и значимых инвестиционных проектов с созданием не менее 2000 рабочих мест в год.

Многолетняя работа по привлечению инвестиций в Тверскую область свидетельствует о том, что наиболее привлекательными для инвесторов являются такие отрасли экономики, как агропромышленный сектор, деревообработка, туризм, производство машин и оборудования, торговля и сфера услуг, логистика. Рассматривая эти отрасли как основу развития региональной экономики, Правительство Тверской области стремится к локализации вновь создаваемых производств, повышению внутрирегиональной кооперации. Новый этап развития экономики и инвестиционной политики региона должен быть ориентирован на создание производственных кластеров. Инвестиционная стратегия региона предусматривает их формирование по нескольким направлениям.

Это железнодорожный, транспортно-логистический, биоэнергетический, фармацевтический, агропромышленный кластеры и кластер водного туризма. Сохраняя и развивая традиционные для региона отрасли экономики, мы формируем и новые направления, отвечая на вызовы глобализации.

Комплексное развитие территориальных производственных объединений будет реализовываться через индустриальные парки и промышленные площадки. Их деятельность позволит решить существующую сегодня проблему обеспечения инвестиционных проектов современной инженерной и коммунальной инфраструктурой.

В настоящее время 5 инвестиционным площадкам в Твери, Калининском и Удомельском районах присвоен статус «индустриальный парк»: «Две башни», «Композит-Сити», «Раслово», «Боровлево», «MSB-Удомля».

Свободные и готовые к продаже земельные участки на территории индустриальных парков сформированы как инвестиционные предложения и в настоящее время ряд из них находится на рассмотрении инвесторов.

Для успешной реализации проектов формирования индустриальных парков создан гарантированный оператор «Инженерно-инвестиционная компания», 100% акций которой принадлежат Правительству Тверской области.

В настоящее время оператор развивает индустриальный парк «Раслово», а также инвестиционную площадку «Есинка» в Ржевском районе, которые являются наиболее привлекательными для инвесторов.

Для активизации инновационной деятельности в регионе разрабатываются проекты создания ряда технопарков. Это Центр новых авторских технологий в Кимрах, агротехнопарковый комплекс «Сахарово», научно-технологический парк «Соминка», научно-промышленный парк в Ржеве.

 

ВОПРОСЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 

 

В 2014 году необходимо решить ряд взаимосвязанных задач, направленных на совершенствование системы поддержки инвесторов.

В области информационной работы требуется существенно увеличить информативность инвестиционного портала Тверской области, особенно в части размещения сведений об инвестиционных площадках, инвестиционной карты региона, планов создания объектов инфраструктуры.

Необходимо обеспечить регламентацию и жесткий контроль предоставления государственных и муниципальных услуг инвесторам. В регионах России, которые начали внедрение инвестиционного стандарта, эта работа позволила сократить сроки предоставления земельных участков, разрешений на строительство, подключения инвесторов к необходимой инфраструктуре и ввода объектов в эксплуатацию в 2–3 раза!

Сегодня главным препятствием для существенного увеличения притока инвестиций в Тверскую область являются, как уже было отмечено, инфраструктурные проблемы. Для их преодоления необходимо решить две задачи.

Первая – формирование и реализация Правительством Тверской области, муниципальными образованиями и ресурсоснабжающими организациями сводного плана создания и развития необходимых для инвесторов объектов инфраструктуры.

Вторая – создание новых инвестиционных площадок с подготовленной инфраструктурой. В том числе в отдаленных от федеральных транспортных потоков муниципалитетах и монопоселениях.

А также завершение формирования действующих индустриальных парков и привлечение в них «якорных» инвесторов.

Это непростые задачи, для их решения потребуется несколько лет, но начало их практической реализации должно быть положено в 2014 году.

Ключевая задача 2014 года – развитие государственно-частного партнерства. В 2012-м году Законодательным Собранием Тверской области был принят областной закон, который внедрил правовые основы для государственно-частного партнерства в регионе. Его развитие позволит нам активно включать в инвестиционный процесс проекты в жилищно-коммунальном хозяйстве, жилищном строительстве, социальной сфере. Сейчас идет активная подготовка проектов по целому ряду направлений.

Актуальной задачей инвестиционной деятельности является повышение социально-экономического эффекта проектов, особенно в плане увеличения налоговых платежей, а также повышение социальной ответственности инвесторов – через участие в программах развития территорий, установление социальных обременений в случае значительного влияния проекта на социальную и экономическую сферу.

И здесь мы выходим на еще одну значимую проблему – это недостаточное, а если называть вещи своими именами – слабое участие большинства муниципалитетов в реализации региональной инвестиционной политики.

Поэтому важной задачей 2014 года должна стать активизация работы органов местного самоуправления по привлечению инвестиций. Еще в прошлом году было инициировано закрепление ответственного за эту работу сотрудника во всех городах и районах. До сих пор это сделано не везде. Но даже при наличии такого человека в администрациях его работа нередко носит формальный характер. Между тем, показатель ее эффективности очень прост: количество привлеченных проектов и средств.

Инвестиционные паспорта муниципалитетов должны стать рабочим инструментом, с которого начинается знакомство потенциального инвестора с территорией.

Постоянно должна вестись и обновляться база свободных земельных участков и производственных площадок, пригодных для реализации инвестиционных проектов. Речь идет не только о муниципальных участках, но и о тех, что находятся в частной собственности.

Не менее важно не только искать инвесторов с готовыми проектами, но и предлагать им проекты муниципалитетов, требующие финансирования. Разумеется, качество подготовки всех перечисленных документов должно быть на самом высоком уровне.

Администрациям муниципальных образований нужно провести анализ эффективности работы предприятий, в том числе МУПов, для определения возможности и необходимости привлечения частных партнеров для их развития.

Со своей стороны, региональная власть будет обеспечивать всю необходимую поддержку, в том числе и финансовую, для муниципалитетов, ведущих активную инвестиционную политику. Уже сегодня размер субсидий областного бюджета муниципальным образованиям зависит от эффективности развития их экономики. Эта практика будет продолжена.

В настоящее время лидерами в инвестиционной работе являются преимущественно муниципальные образования, примыкающие к федеральным трассам и железным дорогам, а также к Московскому региону. Это Тверь, Ржев, Торжок, Калининский, Конаковский и Ржевский районы.

Тем не менее, географические и логистические факторы не всегда являются определяющими в работе с инвесторами. Ряд территорий, обладающих указанными преимуществами, не пользуются ими в полной мере. В то же время, как показывает опыт не имеющих таких преференций Бежецкого, Кашинского, Кувшиновского, Спировского, Удомельского, Западнодвинского районов, даже один крупный инвестиционный проект может стать локомотивом развития территории.

Еще одним препятствием для привлечения инвесторов в муниципалитеты, расположенные на северо-востоке и западе области, является отсутствие газа. Тем не менее, в Весьегонском районе реализуется крупный инвестиционный проект.

Ряд муниципалитетов успешно перешел на использование биотоплива для отопления жилого сектора и социальной сферы. Очевидно, что этот вид топлива приемлем и для реализации проектов создания производств, не требующих высоких энергозатрат. Все зависит прежде всего от активности администраций районов. Нужно вести поиск инвесторов, развивать инженерную, транспортную и социальную инфраструктуру. Под лежачий камень вода не потечет.

 



Уважаемые коллеги! Те стратегические подходы к реализации инвестиционной политики, которые были заложены в текущем году, должны стать основой для формирования инвестиционного климата региона в 2014 году.

Новый этап в этой деятельности должен означать и новый уровень работы с инвесторами. Каждый рубль инвестиций, привлеченных в Тверскую область – это вклад в благополучное будущее региона, в повышение качества и уровня жизни наших земляков, в формирование современной социально-экономической инфраструктуры территории. Уверен, что мы сможем превратить инвестиционный потенциал Верхневолжья в надежный фундамент его развития.



«Инвестиции – это не просто возможность для создания новых производств или модернизации существующих предприятий. Это основа для решения ключевых задач развития региона как в экономике, так и в социальной сфере. Для правительства Тверской области инвестиционная политика была и остается в числе приоритетов».



 

32 0
Лента новостей