НА КРЫШУ ВОКЗАЛА ВЕРНУЛСЯ ШПИЛЬ. ЧТО МЫ УВИДИМ ВНУТРИ ПОМЕЩЕНИЯ?
Уже не первую неделю мы наблюдаем суету вокруг одного из знаковых сооружений нашего города. «Графские развалины» называют в народе будущий Центр современного искусства, который откроется в Речном вокзале 29 апреля фестивалем «Верь в Тверь». Горожане задаются вопросами: здание практически не функционирует уже лет десять, что там сейчас? Неужели в столь короткий срок его удастся привести в божеский вид? Тем, кто помнит помещение вокзала 90-х, очень трудно догадаться, что на самом деле его архитектура заслуживает интереса.
Оказывается, под лягушечьей кожей уродливой постсоветской перепланировки скрывается красавец вокзал, построенный в 1935-1938 годах в лучших традициях сталинской архитектуры. На все вопросы о настоящем и будущем Речного вокзала ответил куратор его реконструкции Алексей Каспржак.
— Нашей основной задачей было не реконструировать вокзал целиком, а привести его в то состояние, когда в здании можно проводить массовые мероприятия без угрозы жизни посетителей. Судя по заключению экспертов, нам это удалось. Еще полтора месяца назад архитектуры вокзала абсолютно не было видно. Сейчас, когда её фактически откопали из-под того, что тут было, понятно, что, несмотря на удручающее состояние, она заслуживает пристального внимания.
Самыми аварийными, по словам куратора, являлись шпиль и крыша над бельведером (надстройка над зданием, чаще всего круглая, откуда открывается далёкий вид — БСЭ). Прогнившую крышу уже полностью реконструировали. Шпиль был разобран на три части, его основание, не подлежащее восстановлению, заменили, «иглу» вновь собрали, как пирамиду. В минувший понедельник шпиль вернулся на прежнее место.
— Это тот же самый шпиль, с тем же флагштоком, — говорит Алексей Каспржак. — Именно на него в день освобождения Калинина был водружён победный флаг. Мы предлагаем сделать это хорошей традицией и поднять над городом флаг, скажем, в день восьмидесятилетия этого события или в день Победы.
Вывести из плачевного состояния необходимо и крышу балкона, чтобы на него могли выходить не только журналисты, освещающие ремонт Речного, но и любой желающий полюбоваться прекрасной перспективой города. К слову, одна из крыш центральных частей здания и крыши волжского и тверецкого корпусов вокзала уже заменены. Теперь в планах — установить водосток.
Одновременно с проведением косметического ремонта здания сегодня проводится исследование его фундамента.
— Для компании, которая займётся этим, мы поставили задачу не просто сделать заключение, которое ещё раз подтвердит аварийность фундамента, но и предложить решение этой проблемы. Тем более что примеры есть, и совсем рядом: большое количество зданий в Санкт-Петербурге не первый год справляется с проблемой размыва фундамента.
Важнейшей задачей, на сегодня успешно выполненной, было также избавление от наследия 90-х. Множество перегородок, клетушек, в которых когда-то находились кухня ресторана, комнаты официантов, прочие помещения, просто съедали истинную архитектуру исторического памятника.
— На момент «до» ремонта по всему зданию висели железные карнизы, лежали кучи досок, деревянных щитов, на одном из них красовалась надпись «Кока-Кола». Сейчас зияющие дыры прикрыты гипсокартоном, зачищены, чтобы они, по крайней мере, не обвалились и не выглядели так страшно.
Еще один существенный момент, необходимый в любом общественном месте: туалет. По заверениям куратора реконструкции, старое вонючее помещение на днях засияет белоснежной плиткой и будет готово принять любого страждущего. Также вскоре будет проведена пожарная сигнализация и выставлен свет. Окна в залах задрапируют: для экспонирования требуется определенное освещение.
— В целом мы укладываемся в график и можем быть уверены, что 28-29 апреля Речной вокзал будет открыт.
Самое главное, как выразился Алексей Каспржак, — не стоит ожидать, что на открытии вокзала всё здесь засияет золотом — за такой короткий срок сделать это действительно нереально. Для размещения Центра современного искусства Речной был выбран ещё и потому, что на первоначальном этапе его преображение не требует больших затрат. Кроме всего прочего, немало времени уйдёт и на согласование некоторых работ в комиссии по историко-архитектурному наследию. Впрочем, современное искусство совершенно спокойно вписывается в любой интерьер, и даже напротив — несколько потрепанный вид залов может сойти за декорацию.
— Наша глобальная задача состоит в том, чтобы в итоге преобразился весь город, а не только Речной вокзал. Согласитесь, вещи, которые составляют сегодня наш быт, не слишком украшают его. А ведь можно сделать так, чтобы, скажем, остановки и мусорные контейнеры не вызывали отвращения. Очень важно, чтобы люди не только работали, но и имели место, где можно интересно отдохнуть, и с гордостью могли рассказывать о Твери за пределами своего региона.
Ольга КОЛОСКОВА