Бюджет как шагреневая кожа

17.12.2013, 11:36

Тверитянам опять предлагают затянуть пояса

 

«В местном самоуправлении немало проблем, – заметил Владимир Путин в своем послании к Федеральному собранию. – В частности, объем полномочий и ресурсов муниципалитетов не сбалансированы…» Что ж, президент прав

 

ТВЕРЬ ВЕРНУЛАСЬ ВО ВРЕМЕНА МЭРА ЛЕБЕДЕВА

 

Наглядное подтверждение слов Путина – ход формирования бюджета Твери на 2014 год. Первое чтение главный городской финансовый документ уже прошел, а 6 декабря – и его общественные слушания. Сейчас в депутатских комитетах ТГД активно идет процесс обсуждения расходной части бюджета-2014.

Работа эта очень непростая и ответственная: она, по сути, определяет социально-экономическую политику городских властей на ближайшие годы. А она сегодня такова (поскольку МСУ прочно встроено в систему «вертикали» государственной власти): горожанам предлагается потуже «затянуть пояса». Бюджет Твери год от года съеживается, как шагреневая кожа.

Об этом можно судить по некоторым предварительным итогам 2013 года (потому что в бюджете наряду с собственными доходами города учтены и поступления и из вышестоящих бюджетов – регионального и федерального): размер городской казны сейчас почти такой же, как в 2004–2006 годах, когда Тверью руководил Олег Лебедев (те годы еще называли «тучными»). Однако сегодня положение несколько иное: рост «нефтяных доходов» почти не отражается на доходах муниципалитетов. Почему? Это и есть главная особенность современности: вслед за «властной вертикалью» выстроилась «вертикаль финансовая».

Итак, размер доходной части городского бюджета на 2014 год определен в 5 млрд 722 млн 830,9 тыс. рублей против 7 млрд 489 млн 947,3 тыс. руб. в 2013 году (это с учетом 2 млрд 933 млн 623,3 тыс. руб. из областного и федерального бюджетов). Возможно, общий объем городского бюджета 2014 года за счет дополнительных средств извне и увеличится, но это станет известно лишь к концу следующего года. А для дальнейших наших рассуждений важнее знать, что собственные (налоговые и неналоговые) доходы Твери составляют 4 млрд 149 млн 358 тыс. руб. против 4 млрд 556 млн 315 тыс. руб. в 2013 году. Так будут яснее основные тенденции финансовой политики муниципалитета.

Сегодня именно это и служит основной темой споров в городском парламенте, где идет процесс обсуждения расходов бюджета-2014. Понятно, что депутаты как-то хотят повлиять на ход событий, но…

Расходная часть бюджета 2014 года определена в 5 млрд 939 млн 22,6 тыс. рублей. Бюджетный дефицит составляет 216 млн 191,7 тыс. руб.

Разумеется, к концу следующего года размер расходов увеличится как в связи с поступлением дополнительных дотаций «сверху» (которые пока не определены), так и за счет бюджетного дефицита. Его предполагается гасить за счет дополнительной продажи муниципального имущества (что маловероятно, например, в нынешнем году программа приватизации не выполнена более чем на 300 млн руб.), так и за счет банковских кредитов (в 2013 году их набрали более 1 млрд руб.). Все это ограничивает простор для депутатских «хотелок». Поэтому волей-неволей им приходится учитывать складывающиеся тенденции. Каковы же они? Попытаемся разобраться хотя бы в них частично.

 

ЧИНОВНИКИ ОПТИМИЗИРУЮТ ВСЕ, КРОМЕ СЕБЯ

 

1. Руководство администрации Твери перестала заботить проблема эффективного расходования средств бюджета. Это подтверждает факт: сегодня около 50 тыс. кв. м помещений, находящихся в муниципальной собственности, не передано в аренду предпринимателям.

Причина – бизнесмены якобы не желают брать здания в аренду. Все верно: по столь высокой цене они никому не нужны. Снизить арендную плату они не могут: закон-де не позволяет. Какой, скажите на милость, закон позволяет, чтобы расходы на содержание (коммунальные услуги и т.д.) пустующих помещений в размере около 30 млн руб. в год бездарно оплачивались из городской казны?

2. Судя по тому, что творят городские чиновники с малым бизнесом, их больше не волнует проблема пополнения собственных доходов городского бюджета. Так, в ноябре управляющие компании, организующие работу бизнесменов в сфере уличной торговли, стали получать из администрации Твери предписания с требованием закрыть свои объекты. Мотив – немедленная реализация постановления правительства Тверской области №464-пп от 1.10.2013 г. «О порядке организации ярмарок…» Хотя данное постановление вовсе этого не требует: в нем ясно сказано, что запрет торговли с нестационарных объектов устанавливается лишь с 1 июня 2014 года. В итоге около 3000 предпринимателей в разгар зимы останутся без работы, а городская казна – без доходов от их бизнеса.

3. Очевидное снижение уровня квалификации чиновников ведет к тому, что их управленческие решения ведут к убыткам городской казны. Примером такой «деятельности» – действия, касающиеся уличной рекламы: увеличение тарифной ставки с 700 руб. за . 1 кв. м рекламной площади до 4,5 тыс. руб.

К чему приведут эти простые вроде бы решения? Рекламный бизнес на территории Твери, скорее всего, прекратит существование. Как следствие, городская казна недополучит почти 49 млн рублей от аренды земли и около 7 млн руб. налогов с зарплаты рекламных работников.

4. Снижение бюджетных инвестиций в экономику города, ставшее итогом соответствующей финансовой политики федеральных и региональных властей, не сопровождается снижением расходов на «общегосударственные расходы». То бишь чиновники легко «оптимизируют» все вокруг, кроме себя.

В 2013 году городские муниципальные служащие, как подсчитала городская контрольно-счетная палата, получали в виде зарплаты почти каждый пятый рубль доходов бюджета Твери. В будущем году эта доля, похоже, подрастет: в целом статья расходов «на управление» в 2014 году составит около 1 млрд 200 млн руб. (против 977 млн в 2013 году).

 



 

P.S. Насколько окажутся верными наши прогнозы – покажет время. Конечно, депутаты пытаются повлиять на складывающиеся негативные тенденции. Например, коммунист Сергей Шишков внес свою поправку: на 229 млн рублей сократить расходы на «общегосударственные вопросы». Но удастся ли этим предотвратить нехватку денег на самое необходимое? Например, поправка депутата Сергея Делакова, предложившего увеличить расходы на содержание дорожно-уличной сети, стоит около 0,5 миллиарда рублей…

Вениамин ЕРОФЕЕВ

10 0
Лента новостей
Прокрутить вверх