«Боль, просто боль»

17.12.2013, 11:50

В Твери обсудили проблему архитектурного наследия Николая Львова

Уникальные памятники архитектуры, созданные нашим земляком, знаменитым архитектором Николаем Львовым, неумолимо превращаются в груды камней. Неизвестные выдрали гвозди на пирамиде в поселке Митино. В усадьбе Знаменское-Раек отреставрировали один флигель, но погубили парк более чем из 100 деревьев. Из-за поднятия на полметра плотины обвалилась вся созданная Львовым иррациональная система. Земля заболотилась, все деревья попадали. Арендатор парковой зоны усадьбы компания «Конкур» уже два года не выкашивает траву

 

Архитектурные сооружения в селе Никольское находятся в плачевном состоянии: кузница практически разрушена, стеклянный фонарь в церкви Львова постоянно бьется от веток и сильного ветра. Внизу на кирпичи специально поставили ванну для сточных вод. А неравнодушный библиотекарь приходит и выливает воду. Над крыльцом не подвешены желоба для стока, вода разрушает кладку и течет по кирпичам.

13 декабря в дружеской атмосфере с чаем и плюшками прошел круглый стол на тему «Состояние архитектурного наследия Н.А. Львова в Тверской области».

 

«РЕШЕТКИ НЕ ЗАЩИЩАЮТ ОТ ВАНДАЛОВ»

 

Первым высказал свое мнение председатель общественного комитета по делам архитектуры Тверской области Владимир Образцов:

– Меня не возмущает то, что в усадьбе Василево вырубили сирень: ее там раньше вообще не было. Если уж восстанавливать, то в первоначальном виде. Я был в усадьбе Знаменское, когда там еще располагался детский дом. И это тогда у меня вызывало страх. Потому что дети 13-14 лет ломали все. Пол подожгли. Говорить надо с арендаторами – нам остается только чай пить. Мне это обидно, я в этом году лауреат премии Львова. Боль, просто боль. В английской энциклопедии Львов представлен как величайший архитектор из России.

А мы живем рядом и забываем об этом. Я предлагаю установить на памятниках архитектуры видеокамеры, потому что решетки уже не спасают от вандалов.

 

«КУЛЬТУРУ СПАСАЕМ СВОИМИ РУКАМИ»

 

И.о. председателя общества им. Н.А. Львова краевед Нина Беляева:

– Мы подпишем обращение к губернатору области, и не только к нему, а к таким организациям, как Всероссийское общество по охране историко-культурного наследия, в управление по охране историко-культурного наследия области. Для нас, общественников, это дело – зов нашей души, нашего сердца. Мы очень болеем за то, что творится в селе Никольском, в селе Арпачево. Мы как можем сохранять? Только собраться и что-то сделать своими руками.

Как мы делали это со студентами колледжа культуры им. Львова: расчистили старый погост у церкви Казанской Божией Матери в селе Арпачево.

 

«ПАМЯТНИКИ УРОДУЮТ ПО-СТРАШНОМУ»

 

Сергей СЕМЕНОВ, архитектор:

– Мы не можем ни один памятник культуры восстановить. На Путевой дворец три раза деньги выделялись, и они пропадали. Я, как архитектор, ювелир и кузнец, очень люблю вещи, которые хотелось бы восстановить. Я могу сделать все, вплоть до панагии. Но руки опускаются, когда видишь, как по-страшному уродуют памятники. Даже в сравнении с советской властью руководители области стали очень туповаты. Это уже не входит ни в какие рамки. Власть предпочитает ездить на машинах по 3-4 млн рублей и делать только свои личные дела. По-хорошему, надо создать добровольную бригаду по спасению памятников – люди готовы без оплаты трудиться на таких объектах.

 

«МУЗЫКАНТ НЕ ПОЕДЕТ НА ПРОПОЛКУ»

 

Директор Тверского колледжа культуры им. Львова Алексей БАРАНОВ:

– Наше учреждение находится не в лучшем состоянии, чем памятники. В плане восстановления архитектуры мы некомпетентны. Далеко не всегда мы можем привлекать своих студентов на волонтерские работы, у нас специфика другая. Мы обучаем детей музыке, хореографии. Для музыканта руки – важное орудие, как отправить его на прополку? Я думаю, нет лучшего способа передать и сохранить память о Львове, чем сделать это частью жизни молодежи. Чтобы они транслировали это в своей будущей деятельности в сфере культуры. Львовскую тематику мы вводим в учебно-исследовательскую деятельность на уровне курсовых, дипломных работ. Проводим Львовские чтения, ежегодный открытый региональный конкурс творческих работ детей и юношества «Творческое наследие Н.А. Львова: взгляд из XXI века». Наш вклад таков.

 



СПРАВКА «КАРАВАНА»

 

Тверской Леонардо да Винчи

Николай Львов, уроженец Тверской области, – архитектор, график, поэт, переводчик, музыкант, один из самых ярких представителей эпохи Просвещения.

С конца 1770 г. вокруг него сложился круг людей, объединенных общностью взглядов, творческих поисков, жизненных позиций. Помимо свояков Державина и Капниста, к нему принадлежали И.И. Хемницер, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский и Е.И. Фомин.

Один из эрудированных и остроумных людей своего времени, занимался архитектурой, археологией, химией, геологией,механикой, собирал народные песни, создал стихотворный перевод Анакреонтовых песен, был талантливым гравером и рисовальщиком. В 1783-м Львова избрали в Российскую академию, с 1785-го был почетным членом Академии художеств.

Как архитектор Львов известен своими постройками в Петербурге и окрестностях; как автор соборов – Борисоглебского в Торжке (1785-96) и святого Иосифа в Могилеве (сооруженного в память встречи Екатерины II с императором Иосифом II), усадебных комплексов в Тверской, Новгородской и Московской губерниях.

Разнообразие интересов Львова нашло отражение и в тематике его книг: от трудов о печах и каминах и об употреблении земляного угля до «Летописца великого русского» и известного сборника «Собрание русских народных песен с их голосами» (1790).

Львов создал проект звезды и знаков ордена Владимира, новых знаков ордена Анны. В 1795 году Львов опубликовал работу по отоплению и вентиляции «Русская пиростатика, или Употребление испытанных каминов и печей», где описываются испытанные и некоторые изобретенные им усовершенствования отопительных приборов. В1799 была опубликована вторая часть, где он предложил конструкцию калориферной печи. Изданию третьей помешала смерть Львова.



 

Круглый стол завершился рассуждениями о сакральной геометрии и масонах – Николай Львов, как известно, был масоном высокого ранга:

– Во-первых, пол в пирамиде в поселке Митино выложен из 27 кирпичных кругов. Что об этом говорит нумерология? 2+7=9. Девять кругов ада! – поделилась Нина Беляева. – Четыре выемки в стене, по три сидения в каждой – для чего? Посидеть? Получается 12 человек! От кресла масона, который сидит посередине, вниз спускается труба, резонатор. Там что-то происходило, в этой пирамиде. Очевидно, совершался некий обряд инициации. Из-за того, что Львов был масоном, он строил все свои сооружения по законам сакральной геометрии. Вот погребок в Райке: ни в одной хозяйственной книге он не упомянут. Туда входишь, там тоже четыре сидения. Для чего? Или вспомним храм богини Весты в Риме – круглый, в плане шестиколонный, посередине круглое отверстие, где горел священный огонь. То же самое и в Райке – только там 10-колонный портик. Поэтому архитектурное наследие Львова еще предстоит расшифровывать будущим поколениям.

Полина ЗИМИНА

41 0
Лента новостей
Прокрутить вверх