НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ АКТЁР ОТМЕТИЛ СВОЁ 75-ЛЕТИЕ
Александр Александрович Чуйков — народный артист России, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, председатель тверского отделения Союза театральных деятелей, профессор Щепкинского училища. Согласитесь, далеко не каждый, скажем так, нестоличный театр может похвастать артистом столь высокого профессионального уровня. Остаётся только добавить, что те же самые столичные сцены неоднократно звали его. Но он остался в Твери.
— Александр Александрович, ну, признайтесь, только честно, неужели за всю вашу долгую пятидесятилетнюю жизнь на сцене вы ни разу не пожалели, что выбрали именно эту профессию?
— Честно — нет. Наверное, это произошло потому, что в актерскую профессию я пришёл уже в достаточно зрелом возрасте — в 24 года. До этого отучился в строительном техникуме, около четырех лет проработал мастером на стройке.
Но, наверное, правильно говорят: от судьбы не уйдёшь. Ведь по большому счету моя актёрская карьера началась еще в Рязанском Доме пионеров, в который я пришёл сразу после войны, лет в двенадцать. Сначала обошёл все кружки: столярный, авиамодельный, хоровой, танцевальный. И уже только потом — в театральный. Наверное, гены дали о себе знать: мои родители были творческими людьми.
— Помните свою первую роль? Я имею в виду ту, еще детскую.
— Конечно. Свою первую роль я сыграл в спектакле «Принц и нищий», она заключалась в том, что я должен был подавать вино в таверне. Специально для этой роли мама отдала мне свои тапочки. И вот в первый же выход случилась неприятность: на нас, актеров, начала падать декорация — стена таверны с дверью. А я в те годы был мальчиком весьма крепким. И вот я подпёр её собой и поддерживал большую часть спектакля. Вот такой оказалась для меня первая роль.
Уже позднее, работая в строительном тресте, я играл в народном театре и наконец всё-таки решил пойти в актёры. Тем более что о моих актёрских данных уже знала вся округа: я то горланил арии, то декламировал стихи, то просто придуривался, вживаясь в какую-нибудь роль.
И вот однажды, не сказав никому, кроме старшей сестры, оделся во всё новое и красивое и поехал на пробы в Рязанский драматический театр. И меня взяли! Но, к сожалению, в то время у меня тяжело заболела мама. Пришлось бросить (на время) сцену и вернуться домой.
— Именно в этом своём первом театре вы встретили в одном лице и своего режиссёра, и свою жену — Веру Андреевну Ефремову.
— После того как я прошёл пробы, мне сразу же дали роль в спектакле «Варвары». Мне просто на самом деле повезло. Или судьба, если хотите. Заболел один из актёров, а я оказался одинаковой с ним фактуры. Режиссёром этого спектакля была Вера Андреевна.
Она пригласила меня к себе и стала объяснять мне роль, а я наблюдал за ней и думал: «Какая женщина!» Как мне на тот момент казалось, она вообще не обратила на меня особого внимания, а я ещё долго после этой первой встречи носил свои чувства в себе. Потом как-то не выдержал и написал ей признательную записку.
— Как восприняли в театре роман между режиссёром и актёром?
— Надо признать, что общественному гневу и порицанию не было предела. Пожениться мы смогли лишь в 1964 году. Летом 1996 года мы повенчались.
Мне посчастливилось попасть в семью, которую, действительно, можно назвать театральной династией, где бережно хранились и приумножались традиции русского драматического театра. Мама Веры Андреевны — известная актриса, красивейшая женщина Анна Павловна Веровская, отец — театральный режиссер и педагог Андрей Андреевич Ефремов, бабушка — драматург. Всему, что я умею и делаю, я научился у Веры Андреевны.
— Не секрет, что вас неоднократно приглашали в столичные театры. Почему не поехали, отказались, остались в Твери?
— Здесь наш дом, наш театр, наши молодые актёры, которых мы воспитали. Мы и так достаточно часто выступаем на столичных сценах, Вера Андреевна постоянно ставит там спектакли. Мы дружим со многими известными актёрами, режиссёрами, такими как, например, Олег Табаков. Просто, действительно, здесь наша большая творческая семья. А там мы просто желанные гости.
— Вы можете назвать ваши самые-самые любимые роли?
— Вот вы в самом начале нашей беседы спросили: не жалел ли я о выбранной профессии? Не хочу гневить Бога, но, несмотря на то, что в моей жизни было много в том числе и горя, и боли, я доволен своей жизнью, мне даже не о чем жалеть. Я не только всю жизнь занимаюсь своим любимым делом, но и роли, которые мне довелось играть, — пожалуй, почти все любимые.
Как-то я попробовал подсчитать точное количество своих ролей, и получилось то ли сто двадцать, то ли сто тридцать. Это только в тех театрах, где мы с Верой Андреевной работали: в Рязани, Калуге, Ульяновске, Твери. А если перечислить все места, в которых мы были на гастролях, то получится неплохое пособие по географии.
Я очень люблю своего Гаева в «Вишнёвом саде». Играю его до сих пор и шучу, что когда-нибудь уже сыграю и Фирса.
Я очень люблю своего Каренина (за эту роль Александр Александрович получил Государственную премию. — Прим. авт.). После нашей постановки «Анны Карениной» многие говорили нам, что мы заново открыли Толстого, по-иному посмотрели на этот текст, а особенно на образ Каренина. Я постарался сыграть его, отойдя от канонического представления об этом персонаже. У меня Каренин — живой человек, со своими чувствами и переживаниями.
Я могу очень долго перечислять любимые роли. Каждая — это осмысленная и пропущенная через себя.
— И последний вопрос, Александр Александрович, вы не только блистательный актер, талантливый режиссер, драматург, вы — удивительный педагог. Если вдруг представить себе, что вдруг захотелось на покой, не выходить на сцену, а смотреть на сцену, есть на кого театр оставить?
— Безусловно. У нас очень талантливые ребята, наши выпускники сейчас работают — Даша Плавинская, Александр Павлишин, Юля Бедарева, другие очень одарённые молодые актёры. Я безумно рад, что хоть таким образом, но осуществилась моя давняя мечта. Ведь я в своё время не стал студентом этого училища имени Щепкина, зато потом стал в нём преподавать.
Мы с Верой Андреевной стараемся чем только можно поддержать молодых артистов, помочь им. Потому что главное — не сломать талант, когда он только расцветает, а очень бережно к нему относиться. У нас вообще очень хорошие отношения в коллективе, и это во многом заслуга Веры Андреевны. Она ввела в традицию перед каждым спектаклем заходить во все грим-уборные и перед выходом на сцену говорить добрые, теплые слова актёрам. Стараемся давать им побольше ролей, находить средства для премий, помогаем в каких-то бытовых вопросах. Тверской драматический театр, который существует сегодня, — это особое место, особая атмосфера, особая семья. Надеюсь, что так будет всегда.
Марина ГАВРИШЕНКО