Есть ли будущее у «Почты России»
«Почта России» в 2013-м оказалась в центре горячих дискуссий. Слишком много жителей возмущалось ее медленной и не всегда качественной работой. В Интернете регулярно всплывали демотиваторы, высмеивающие оперативные способности почты вроде: «Путешествие из Петербурга в Москву, или Вокруг света за 80 дней»
Однако эпопея с зарубежными интернет-посылками – многомесячные задержки, кражи и потери имущества – заставила россиян по-настоящему разгневаться. В Сети появились скандальные ролики, на которых клиенты получают то коробку камней вместо айпада, то пустые посылки. Другое видео: коробки с вещами бесцеремонно вышвыриваются из поездов и почтовых грузовиков.
Последней каплей стал почтовый коллапс в апреле 2013 года в аэропорту Шереметьево, когда буферная зона аэропорта была забита до отказа 500 тоннами зарубежных посылок. В конце концов генеральный директор ФГУП «Почта России» Александр Киселев был снят со своего поста. Тогда об отсталости почтовой инфраструктуры в России заговорили серьезно и вслух. Чтобы понять, есть ли перспективы у «Почты России», «Караван» выслушал мнения разных людей.
ЧТО СКАЗАЛИ В ПРЕСС-СЛУЖБЕ
В Тверском филиале ФГУП «Почта России» подробно рассказали об истинных причинах коллапса и о том, что в почтовом королевстве сейчас все не так плохо, как пытаются изобразить в СМИ.
– Никакой отсталости нет, мы ремонтируем почтовые отделения, везде стоят компьютеры. Отделения оперативно взаимодействуют между собой с помощью современных программ, в каждом есть телефон и Интернет. Коллапс апреля 2013 года уже давно не актуален. Его причина заключалась в непродуманной логистике, а именно в централизации потоков посылок в Москве. Вся европейская часть России, а также Сибирь и Дальний Восток были завязаны на Московском терминале автоматической сортировки зарубежных посылок и корреспонденции в аэропорту Шереметьево. Терминал просто не справлялся с огромным объемом посылок. Новое руководство «Почты России» во главе с генеральным директором Дмитрием Страшновым децентрализовало эту систему. Места международного почтового обмена (ММПО) открылись в аэропортах Внуково (Москва), Пулково (Санкт-Петербург), Толмачево (Новосибирск) и Кольцово (Екатеринбург). Изменилась структура внутриобластной отправки посылок и писем. Теперь мы действуем напрямую из Твери, без транзита через Москву. Это существенно облегчило работу, – поясняет ведущий специалист по связям с общественностью УФПС Тамара Щуцкая.
По ее словам, в новогодние праздники все посылки дошли до адресатов вовремя.
Почтовые отделения в Твери действительно ремонтируются. Пусть медленно, но обновление идет. Все отделы компьютеризированы, компьютеры действительно новые, но их технические характеристики морально устарели. Помимо низкой производительности и морального износа начинки, на почтовых ПК установлена операционная система Windows XP, поддержку которой компания Майкрософт прекратит 8 апреля 2014 года. Даже новые почтовые грузовики ГАЗ, у которых повышенный расход топлива и малый ресурс двигателя, являются техникой ненадежной и морально устаревшей. Нельзя сказать, что весь парк техники состоит из «ГАЗиков», но то, что их очень много, – это печальный факт. Ремонтируют и обслуживают эти машины тоже, в общем-то, не на высшем уровне.
ЧТО СКАЗАЛ БЫВШИЙ МОТОРИСТ
Бывший работник «Почты России» Александр занимался переборкой двигателей для почтовых грузовиков:
– Я ушел из гаража почты несколько лет назад из-за низкой зарплаты. На почте всегда платили мало, но гараж давал возможности приработка – там мы ремонтировали маршрутки. Когда маршрутчикам запретили въезд, я остался на голом окладе, а это 9 тысяч. Разве нормальный моторист будет работать за такие деньги? Почти все, кто там остался, – пенсионеры, им плевать на качество. При мне был случай, когда человек из соседней бригады перебрал двигатель у почтового грузовика. Машина проездила один день и встала: все масло выбило из двигателя прямо на площади Гагарина.
Низкая зарплата – это проблема не только службы ремонта. За 10 тысяч в месяц трудится подавляющее число почтовых работников. Из-за низкой зарплаты на предприятие плохо идет молодежь, у нерадивых работников большой соблазн заполучить содержимое посылок, и самое главное – у большинства людей нет стимула к качественной работе.
– Дмитрий Страшнов обещал повысить зарплаты в 2014 году, – уверяют представители Тверского главпочтамта.
Надо сказать, что проблему низкой зарплаты у подавляющего числа персонала болезненно переживают не только работники, но и руководство. Не стоит строго судить тех, кто хамит посетителям. Именно на операторов сваливается львиная доля гнева клиентов почты России. Попробуй не сорвись, когда всю смену за невысокую зарплату зрелая женщина или молодая студентка судорожно перебирает корреспонденцию, оплачивает счета за коммунальные услуги, осуществляет денежные переводы, гасит кредиты по почте, выплачивает пенсии и еще успевает продать одеколон, мыло и детскую раскраску.
ЧТО СКАЗАЛИ КЛИЕНТЫ
Несмотря на общероссийское возмущение, в Тверской области о почте говорят либо положительно, либо сдержанно. Пожалуй, у нас хватает проблем и без почты. Тем не менее приведу некоторые цитаты клиентов главпочтамта.
– По почте отправляю бандероли и мелкую корреспонденцию, все доходит вовремя. Почтовики работают так же, как и два года назад, никаких изменений я не заметил. Часто пользуюсь отправлениями первого класса. Правда, работник не всегда справляется с объемом отправлений. Бывают дни, когда приходишь к окну за час до закрытия – и оператор лишь разводит руками. Их можно понять: старое оборудование, много информации и посылок, люди просто зашиваются, поэтому просят прийти с посылкой в другой день. Большим удобством считаю введение электронной очереди и программы, отслеживающей местоположение посылки, – рассказывает деловой мужчина Александр.
По поводу электронной очереди на главпочтамте высказалась пенсионерка Нина Васильевна:
– До электронной очереди стояли у окошек друг за другом. Теперь сидим и смотрим на мониторы. По времени выходит одинаково. А так здесь хорошо и уютно, я отправляю письма, плачу коммуналку. Девчонки все вежливые, ни разу не сталкивалась с хамством.
ЧТО СКАЗАЛ ЗАММИНИСТРА
Продвинутый пользователь Ирина рассказала о работе ФГУП «Почта России» и конкретного почтового отделения в Спортивном переулке. По словам женщины, международные терминалы в других городах существенно увеличили скорость зарубежной посылки. Но отсталость отделений в техническом плане, а также чрезмерная насыщенность услугами мешает работе почты:
– Чтобы отправить одну посылку, можно простоять в очереди очень долго, пока один оплачивает коммуналку, второй оформляет договор банковского вклада, третий выбирает журнал. Я была в Чехии, там почта работает в разы быстрее. Она занимается своими прямыми обязанностями, а все остальное делают банки и прочие казенные организации.
Почтовое отделение на Волоколамском проспекте (недалеко от улицы Фадеева) – самое «прокаченное» во всем городе. Пластиковые окна, кафельная плитка, навесные потолки. Впечатляют яркие и аккуратные таблички рекламными лозунгами в духе Маяковского: «Свет, газ, вода: оплата на Почте удобна всегда!» Однако содержание не всегда соответствует красивому фантику. Интернета в почтовом отделении не оказалось. Более того, операторы слегка вытаращили глаза, когда услышали про Wi-fi. В отделении принимали только два окна, поэтому толпа собралась довольно внушительная. Операторы молотили по клавишам, пытаясь как можно быстрее обслужить клиентов. Скрежет древних кассовых аппаратов разбавлялся тихим ропотом старушек в очереди.
Отсюда вывод, что почтовые услуги не отличаются высокой скоростью, качеством, а иногда и заявленным наличием. Множество «прочих» услуг, оказываемых отделениями «Почты России», не что иное, как попытка немного подзаработать. Прямо скажем, что без государственного финансирования предприятию не прожить, но и Российская Федерация не спешит одаривать «Почту» слишком щедро, поэтому приходится вертеться. А денег все равно нет…
В прошлом году серьезно заговорили о приватизации ФГУП «Почта России» как о единственно возможном варианте прогрессивного развития. В октябре 2013 года замминистра связи и массовых коммуникаций Михаил Евраев отмечал, что переход из ГУП в ОАО – один из необходимых шагов на пути развития нового предприятия, оказывающего качественные услуги, сотрудники которого получают достойную заработную плату. Вице-премьер России Аркадий Дворкович считает, что коренная проблема «Почты России» не в изменении организационно-правовой формы, а прежде всего в слабом менеджменте:
– Нам необходимо улучшить управление этой сложной структурой, а не просто увеличивать мощности.
Смогут ли новые руководители во главе с Дмитрием Страшновым распутать клубок сырой логистики или же убыточный гигант будет реорганизован – покажет время.
Павел КИРИЛЛОВ